22 ноября 2018 года российские источники опубликовали избранные выдержки [а некоторые веб-сайты напечатали статьи с манипулятивными заголовками, датами и произвольными оценками] из письма Блаженнейшего Анастасия, архиепископа Тираны, Дурреса и всея Албании к Блаженнейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси.
С целью предоставления более полной и объективной информации официальный сайт Албанской Православной Церкви опубликовал полный текст ответа Блаженнейшего Анастасия (от 10 октября 2018 года) вместе с его вторым письмом (от 7 ноября 2018 года) на двух языках: в греческом оригинале и в переводе на английский язык.
Следует подчеркнуть, что первое письмо было написано 10 октября (до решения Синода Вселенского Патриархата от 11 октября 2018 года), а второе было написано после решения Синода Русской Церкви в Минске от 15 октября 2018 года.
Письмо от 10 октября 2018
Его Блаженству, святому брату в Господе, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Дражайший брат во Христе и сослужитель!
“Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа” да будут со всеми православными.
Мы сердечно благодарим Вас за отправку Вашего братского письма от 1 октября 2018 года. Мы с особым интересом и большой осторожностью прочитали аналитический отчет о том, что произошло до сих пор в отношении критического вопроса Церкви Украины. По возвращении из краткой поездки на Крит и Афины, 9 октября мы созвали Священный Синод Православной Автокефальной Церкви Албании и обсудили этот сложный церковный вопрос.
Мы ограничимся следующими краткими замечаниями: во время официального брифинга нашей Церкви с представителями Вселенского Патриархата (30 июля этого года) — Высокопреосвященнейшими митрополитами Иоанном Пергамским, Эммануилом Галльским и Варфоломеем Смирнским — мы выразили следующие взгляды. Мы опасаемся, что нынешний план предоставления статуса автокефалии Украине станет «маршем на минном поле». Это похоже на опасную хирургическую операцию с неясными результатами. Соперничающие группы будут поддерживать свое существование и свою солидарность, как это часто случалось в различных местных церквях. Наконец, вместо достижения единства православных в Украине, мы обеспокоены опасностью разрушения единства Православия в ойкумене [т. е. в мире].
В то же время мы подчеркнули, что самыми важными и благословенными достижениями Православия за последние десятилетия являются Синаксисы Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей и связанные с ними совместные служения Божественной литургии, с помощью которых было подчеркнуто общеправославное единство; а также созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви, решение о котором было единогласно принято в Шамбези (в январе 2016 года) и который, наконец, состоялся на Крите.
Православная Церковь Албании согласна с первостепенной важностью единства Православия и исполненного силы свидетельства Евангелия, как среди традиционно православных народов, так и для всей ойкумены. Все другие вопросы должны быть решаемы с проницательным благоразумием, постоянной молитвой и терпеливым диалогом.
Мы повторили эти взгляды, с большим уважением и глубокой любовью, Его Святейшеству Вселенскому Патриарху Варфоломею во время нашей недавней встречи на острове Крит.
Последние события, которые Вы описываете в своем письме, к сожалению, усугубили напряженность и беспокойство. Позвольте мне заметить, что недавнее решение Церкви России прекратить литургическое поминовение Вселенского Патриарха и прервать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, которое было объявлено 14 сентября, опасно усложнило все дело. В частности, потому, что оно затрагивает самую сердцевину православного единства, святую Евхаристию, за которой мы провозглашаем единство Православной Церкви мы молимся о его сохранении.
Что касается заключения Вашего братского письма, мы заверяем Вас, что мы никогда не прекращаем теплых молений о единстве нашей Святой Церкви, которую наш Господь Иисус Христос, ее глава, «приобрел Своей собственной кровью» (Деян. 20:28). Но у нас есть серьезные оговорки, если только мы имеем право сейчас возвысить свой голос; мы считаем предпочтительным настойчивый, благоразумный совет избегать поспешных действий.
С другой стороны, возможость «всеправославной консультации» по украинскому вопросу, что мы обсуждали во время Вашего благословенного визита в Албанию, после разрыва общения Церкви России со Вселенским Патриархатом стала чрезвычайно сложной. Кто возьмет на себя инициативу созвать Православные Автокефальные Церкви, когда прекращено литургическое поминовение Вселенского Патриарха? Какова будет повестка дня? Как продолжится обсуждение? Какие критерии будут преобладать при принятии окончательных решений?
В нынешних условиях было бы желательно начать спокойный диалог между непосредственно заинтересованными сторонами и искать общее решение, касающееся исцеления ран от длительных атеистических преследований, расколов и стремительного прозелитизма. Если те, кого это касается, допускают возможность участия других Православных Автокефальных Церквей в достижении этой цели, тем лучше. Православная Церковь Албании готова принять участие.
Вообще, я чувствую необходимость заверить, что наша мерность «сделает все возможное, чтобы предотвратить раскол внутри вселенского Православия». Такое событие станет болезненной травмой для доверия Православию, и его следует избегать любой ценой. Ибо мы неуклонно продолжаем верить в основную богословскую истину, которую мы десятилетиями повторяли в межхристианском диалоге, — что Православная Церковь есть Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь, а не конфедерация местных Церквей. Любая форма раскола ослабляет православное свидетельство в современном мире, ущемляет авторитет Православной Церкви и в целом травмирует репутацию христианского мира.
Мученическая церковь Албании, чей воскрешенный курс Вы так щедро восхваляете, убеждена, что долг ре-евангелизации, укрепления нашей веры во Христа является абсолютным приоритетом для всех местных Церквей. Сегодня великими противниками Православия являются отсутствие веры, равнодушие, атеизм и воинствующий секуляризм. В условиях современного мира мы считаем, что с этой же точки зрения следует рассматривать и различные «канонические» вопросы.
Даже если это кажется невозможным, мы считаем, что мы все должны «сделать все возможное», чтобы вернуться в Синаксис Предстоятелей Православных Церквей и в новый Великий Собор. Мы знаем, что эти предложения могут рассматриваться некоторыми как нереальные и, наконец, недостижимые. Однако я верю, что никто не является «реалистом», если он не верит в чудо: и что «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).
В заключение, нерушимое единство Православия и обязанность дать убедительное свидетельство современному миру остаются незаменимыми критериями для решения конкретных, хотя и острых, проблем.
Всегда в глубокой братской любви во Христе, единственном Господе и Спасителе нашем
+Анастасий, Архиепископ Тираны, Дурреса и всея Албании
Письмо от 7 ноября 2018
Его Блаженству, святому брату в Господе, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Дражайший брат во Христе и сослужитель!
«Печальна душа моя». Глубокая боль, тревога и непонимание охватывают и нас, когда мы наблюдаем за развитием событий касательно Украинского вопроса, после решений Вселенского Патриархата (11.10.2018) и Православной Церкви России (15.10.2018), которые Вы упомянули в Вашем письме от 29 октября 2018 года.
К сожалению, они подтверждают опасения, которые мы высказали представителям Вселенского Патриархата (30.06.2018), а именно: намеченное предоставление автокефалии Украине будет «маршем по минному полю» с болезненными последствиями для всех.
В то же время мы должны отметить, что последнее решение Русской Церкви также вызывает сильное беспокойство. Немыслимо, чтобы святая Евхаристия — наивысшее таинство безграничной любви и глубочайшего смирения Христа — использовалась в качестве оружия [одной Церковью] против другой Церкви. Возможно ли, чтобы решение и указ иерархии Русской Церкви отменили действие Святого Духа в святых православных храмах, пребывающих в юрисдикции Вселенского Патриархата? Возможно ли, чтобы Божественная Евхаристия, совершаемая в храмах Малой Азии и Крита, Святой Горы и повсюду на земле, стала недействительной для русских православных верующих? И если они подходят «со страхом Божиим, верою и любовью» ко причащению Святых Даров, возможно ли, чтоб это было «грехом», который им следует исповедывать?
Свидетельствуем, что мы не можем согласиться с такими решениями. В высшей степени важно, чтобы святая Евхаристия — таинство непостижимой святости и уникальной важности — оставалась за пределами всевозможных церковных разногласий.
Насколько серьезными не были бы накопившиеся вопросы [церковных] юрисдикций, они никоим образом не могут становиться причной схизмы в православном мире, где бы это ни происходило. Как мы неоднократно акцентировали, сегодня любая возможная схизма замутит чистоту Православия и ослабит его международный авторитет и глубоко ранит веру всех православных, особенно в Украине, имеющих к этому непосредственное отношение, страдающих от непрерывного давления разнообразных форм атеизма и отравленных равнодушием, распространяющимся, словно радиоактивная пыль.
Поэтому крайне необходимо спокойно отыскать компромиссное решение, направленное на глубокое и реальное примирение православных верующих в Украине.
Касательно Всеправославного Синаксиса, который Вы упомянули в Вашем письме, считаем, что недавнее развитие событий чрезвычайно усложнило его созыв. Критически важными остаются следующие вопросы: Будет ли Русская Православная Церковь просить Вселенский Патриархат о созыве Всеправославного Синаксиса? Каковы будут критерии окончательного решения в пользу мира и единства? Православная Автокефальная Церковь Албании желает, в любом случае, принять участие во Всеправославном Синаксисе, который будет созван каноническим путем.
Вы знаете наше неизменное убеждение, что наиболее благословенными достижениями в Православии за последние десятилетия были Синаксисы Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей. Было бы хорошо вернуться к ним, исправляя упущения и ошибки прошлого.
Беспокойство и смущение, которые мы предварительно засвидетельствовали, исцеляет утешительным способом псаломский стих: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего!» (Пс.42:11).
Всегда в глубочайшей братской любви во Христе, единственном Господе и Спасителе нашем
+Анастасий, Архиепископ Тираны, Дурреса и всея Албании