Новое Рождество – начало новой традиции?

Этой ночью мне довелось принять участие в создании доброй традиции, которая поможет всем украинским христианам объединиться в праздновании Рождества Христова – со всеми христианами мира. “Отпраздновали Рождество, не нарушая поста”, – так прокомментировал эту службу один из ее вдохновителей отец Георгий Коваленко.

12435736_10204936154395560_903156547_n

Идея родилась не так давно во время нашей беседы с митрополитом Александром (Драбинко). Мы решили послужить ночную службу на 25 декабря в Музее памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира перед иконостасом из его домовой церкви. “Мы с покойным Блаженнейшим всегда отмечали этот день”, – сказал владыка Александр и благословил соединить службу Рождества Христова со службой святителю Спиридону Тримифунтскому.

Лично для меня это важная инициатива. Я сторонник того, чтобы Церковь Христова жила в реальности – а именно новый стиль является тем календарем, по которому реально живут и верующие, и духовенство. Проверить это очень просто: спросите священника, когда в следующем году будет Пасха. Вряд ли вы услышите иной вариант ответа, чем “первого мая”.

Совершенно не приемлю распространенное у нас название праздника 25 декабря как “католическое Рождество”. Большинство Поместных Православных Церквей мира – десять из пятнадцати – давно перешли на новый (“новоюлианский”) календарь, на старом остаются пока только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, и частично – Польская. Кроме того, и мы ведь, когда празднуем Рождество 7 января, празднуем его “как бы” 25 декабря – именно эта дата является датой Рождества в наших богослужебных книгах!

“Выйти из православного гетто к людям” – под таким заголовком недавно была опубликована статья Ильи Забежинского на сайте “Православие и мир”. “Хочу, чтобы мы перестали врать, будто бы мы, в Русской Православной Церкви, всё еще живем литургически по юлианскому календарю”, – написал Илья Аронович. А через 85 лет, с 2100 года, разница между старым и новым стилем станет 14 дней, а не 13, как сейчас – и тогда старостильное Рождество Христово будет припадать уже не на 7, а на 8 января. Начнется очередная путаница…

Мало кто знает, что в 1923 году Святейший Патриарх Тихон предпринял попытку перейти на новый стиль, но в силу общественно-политических обстоятельств попытка реформ была признана несвоевременной… Власть большевиков попыталась использовать эту инициативу для компрометации Патриарха в глазах консервативно настроенных верующих и для расшатывания и без того измученной Церкви. Так что новый стиль тогда продержался в Русской Церкви немногим более двадцати дней.

Ну, и еще мало кто знает, что в Украинской Православной Церкви именно в Черновицкой епархии, где много лет правил нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, есть ряд приходов УПЦ, которые служат по новому стилю.

Последние годы мне особенно тяжело сознавать, что празднование Нового года у нас затмило собой празднование Рождества Христова. Все же Украина – во многом христианская страна. Масштабное празднование Нового года активно насаживала советская власть как противовес Рождеству. Снова же, мало кто знает, что в первые годы советской власти были запрещены праздничные елки – потому что в сознании людей они были именно рождественскими. Однако вскоре власти смекнули, что надо не отказываться от символа, а наполнять его новым содержанием, и елка вернулась – но уже как новогодняя. Но зачем же ей оставаться такой сегодня?

С грустью признаю, что по масштабу подготовки и празднования Новый год остается у нас в обществе на первом месте. Но тут, на мой взгляд, важную роль играет именно календарь. Какой праздник идет первым – тому уделяется и больше внимания.

12399494_10204936146315358_1572571743_n

На идею совершения литургии в ночь на 25 декабря с радостью откликнулся отец Георгий Коваленко, и посоветовал пригласить на службу отца Алексея Струве – священника из Франции, из Западноевропейского Экзархата церквей русской традиции Вселенского Патриархата. Отец Алексей уже полтора года живет и работает в Киеве. Для о.Алексея и его матушки возможность поучаствовать в православной литургии Рождества Христова по новому стилю стала большой радостью.

Благочинный Спасо-Преображенского собора отец Валерий Кравец возглавил ночное богослужение. В литургии мы соединили тематику Рождества Христова и память святителя Спиридона Тримифунтского. Тут надо отметить, упреждая возможные возмущения “ревнителей”, что рождественская тематика начинает вводиться в православное богослужение задолго до самого Рождества. Так, от праздника Введения поются ирмосы Рождества Христова. В Киевских духовных школах, где я учился, с этого же времени поют и рождественские колядки. Евангельский рассказ о Рождестве Христовом, который мы прочитали за службой, был взят из того зачала Евангелия от Матфея, которое читается в воскресенье, предшествующее Рождеству.

За службой матушка отца Алексия Струве спела на французском языке тропарь Рождества Христова. После службы все вышли к вертепу, который устроен на площади перед колокольней Спасо-Преображенского собора, и спели колядки.

После службы отец Георгий Коваленко поделился своими соображениями по поводу возможности дальнейшего развития идеи и оформления ее в традицию. Эти соображения таковы (цитирую по записи о.Георгия на его странице в Фейсбуке):

  • Традиционные Церкви (православные и греко-католики) должны основать традицию литургически отмечать 25 декабря Рождество Христово ночным богослужением без перехода на новый стиль, без завершения поста (хотя этот вопрос можно соборно обсудить и принять компромиссное решение) и оставив традиционное большое празднование Рождества Христова 7 января.
  • Государство должно сделать 25 декабря выходным днем в честь Рождества Христова, исходя из того, что в Украине есть большое число католиков, а также проживают и работают христиане из других стран.

Таким образом, мы будем иметь ту же историю, что и с Новым годом и Старым новым годом. Будет ли эта инициатива востребована – покажет время и практика.

Ну а пока —

Христос рождается! Славим Его!

Залишити відповідь