Прот. Андрей Дудченко: Интервью о священниках на майдане

Происходящие на Украине события не могут оставить никого равнодушными. Получаемые сведения разнятся. Происходят стычки между митингующими и «Беркутом». Был повален памятник В.И. Ульянову (Ленину). Предлагаем читателям интервью редактора сайта “Киевская Русь”  прот. Андрея Дудченко корреспонденту российского сайта «Белое Дело».

– Здравствуйте, о. Андрей! Благодаря Фейсбуку мы могли наблюдать, что Вы посещали Евромайдан. Что Вас побудило выйти на площадь и в каком качестве: священника или частного лица?

– Да, я посещал так называемый «Евромайдан» с 1 декабря — с того воскресенья, когда в центре Киева собралось ок. полумиллиона человек. Однако с того дня это собрание людей уже перестало быть в собственном смысле слова «евро-майданом», а превратилось в акцию сопротивления, или мирного протеста против беззакония. Я имею в виду, что большинство вышедших в тот день на майдан (по данным опросов, ок. 70% от общего числа) вышли в знак протеста против разгона «Евромайдана». Поясню для ваших читателей, которые, может быть, не вполне осведомлены о том, что предшествовало этому. В ночь с пятницы на субботу, примерно ок. 3 часов, когда на Евромайдане оставались пикетирующие, многие из которых были студентами, их пикет разогнали с особой жестокостью с помощью спецподразделения «Беркут». В субботу никаких пояснений со стороны власти дано не было, и людей это возмутило. Как можно, чтобы мирных — еще раз повторяю: мирных людей — разгоняли дубинками, невзирая на пол и возраст, догоняли и избивали дубинками? Возможно, кто-то из читателей видел другие картинки, которые подавались в телесюжетах — когда бойцов «Беркута» провоцировали на насилие. Так это случилось уже в воскресенье 1 декабря, и это уже другая история, в которой тоже не все ясно. Желающим подробнее представить себе картину провокации 1 декабря и реагирования рекомендую ознакомиться с репортажем очевидца — журналиста еженедельника «Зеркало недели» Юрия Бутусова («Банковая, 1 декабря: хроника провокации», номер 46 еженедельника на сайте zn.ua). Как и многие мои друзья, я вышел тогда поддержать протест против применения силы. До тех пор я не считал для себя возможным участвовать в общественных акциях в поддержку евроинтеграционного курса. Как сказал пресс-секретарь УПЦ прот. Георгий Коваленко, для нашей Церкви вступление в Европейский или Таможенный союз — не Пасха и не Страстная Пятница. Вместе с ним я считаю, что священнику лучше всего высказывать свои политические взгляды в кабинке для тайного голосования — добавлю: а также в кругу семьи и близких друзей, но не публично. Но в тот день общественная акция перестала быть митингом в поддержку определенного вектора геополитики. Она стала гражданским сопротивлением. Поэтому я посчитал своим долгом выйти.

Прот. Андрей Дудченко на майдане 1 декабря

На фото: 1 декабря

В качестве священника или частного лица? Я думаю, что разделять это невозможно. Священник не перестает быть священником никогда. Я выходил в штатском, чтобы не привлекать лишнего внимания, особенно со стороны камер. Так было до последнего дня, точнее, ночи. Минувшей ночью (с 10 на 11 декабря) я вышел в подряснике. Накануне этого в телевизионном выступлении президент В.Янукович пообещал не применять силу против мирного народа и отпустить невинно задержанных — и в ту же ночь продолжились аресты ни в чем не повинных людей, и с помощью «силовиков» стали оттеснять людей на майдане и разбирать баррикады.

Прот. Андрей Дудченко и Вахтанг Кипиани. Ночь на 11 декабря

На фото: ночь на 11 декабря. С Вахтангом Кипиани, редактором “Исторической правды”

– Как стало известно, Вы также подписали обращение в поддержку Евромайдана. В петиции говорится о сближении с христианской Европой на основе правды, справедливости, свободы, ценности каждой личности. Но в обращении нет ни слова о России, а с трибун периодически звучат антироссийские лозунги. Можно ли рассматривать Россию в качестве части Европы?

– В обращении нет ни слова о России, как нет и антироссийской риторики на майдане. Я не слышал. Я не провожу время на майдане слишком много, иногда я вообще в течение дня не имею возможности туда выйти, но я общаюсь с людьми, которые там стоят чаще, смотрю трансляции, читаю новости, и могу утверждать со всей ответственностью: майдан — не антироссийский. Возможно, вы слышали то, чего не слышал я. На трибуну могут выходить очень разные люди, не надо думать, будто все поддерживающие майдан согласны со всеми выступающими. Я скептически отношусь ко многому, что звучит с трибун. Я не разделяю определенные крайне правые лозунги и призывы. Свободную, уважающую личность, правовую Россию, наверное, вполне можно рассматривать в качестве Европы. Однако это внутреннее дело россиян, зачем мне рассуждать об этом?

– Россия и Украина долго были вместе. Киевская Русь стала колыбелью наших государств. Советский период наложил свой негативный отпечаток на отношения между двумя государствами. Можно ли говорить, что это нанесло значительный ущерб отношения русского и украинского народов?

– Думаю, тут дело не только в советском периоде, но и в том, что ему задолго предшествовало. Например, со времен Петра Великого и Ивана Мазепы. Но я бы не хотел развивать эту тему, она для многих может оказаться слишком болезненной.

– В Киеве недавно снесли памятник В. Ульянову (Ленину). Однако за время происходящих событий был снесен только один памятник Ленину, хотя в том же Киеве остаются другие статуи. Что это было: случайность, провокация или продуманный антикоммунистический акт?

– На вопрос, что это было, ответ должно дать следствие — пусть только оно будет честным. Попытка свалить идола была и в первый массовый день — 1 декабря, однако тогда памятник защищали «беркутовцы», и акция не удалась. А 8 декабря никто не препятствовал происходящему. Возникает вопрос: почему? Конечно, убирать памятник надо было цивилизованными методами. Но раз уже его нет, то я не хотел бы, чтоб его вдруг начали восстанавливать. Лучше на этом месте поставить крест в память всех погибших от красного террора.

– В настоящее время на Украине периодически восстанавливают памятники Ленину. На выборах КПУ набрала 13%, что говорит о росте поддержке коммунистов, которого у них не было с 2002 года. Можно ли говорить, что левые идеи набирают популярность снова? Как в настоящее время продвигается проект декоммунизации Украины?

– Я не настолько слежу за политикой, чтобы считать себя компетентным ответить на этот вопрос.

– События, происходящие на Украине, демонстрируют широкую вовлеченность народа в политику. Свидетельствует ли это о успешной демократизации общества или наоборот? И чем полезна демократизация в целом, с Вашей точки зрения?

– Думаю, нужно говорить не столько о демократизации, сколько о начале формирования гражданского общества. Именно о начале. Впереди долгий и трудный путь. Гражданское общество учит как граждан, так и власть быть ответственными за то, что происходит с ними и вокруг них. А вовлеченность в политику у нас до сих пор во многом оставалась на том уровне, что каждый думает, будто разбирается в политике, медицине и воспитании. Однако я надеюсь, что последние события подтолкнут нас именно к осмыслению своей ответственности за страну, в которой мы живем.

– Как известно, на Украине много верующих людей. Какую роль может сыграть Церковь в демократизации общества?

– Церковь не призвана играть роль в демократизации. Она должна проповедовать Христа и путь жизни во Христе, и быть в этом примером. А этот путь невозможен без любви, правды и ответственности. Так мы приходим к соприкосновению веры и гражданского общества.

– И продолжая предыдущий вопрос, вспоминается, что св. Амвросий Медиоланский после того, как император Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, наложил епитимью на императора. Меж тем, например, президент В. Янукович непрестанно участвует в пасхальных богослужениях. В этом году, как сообщали украинские СМИ, охрана Януковича не пустила часть верующих даже на службу в храм, где был президент. А какова степень влияния Церкви на государство сейчас?

– Можно сделать вывод из одного простого факта. 10 декабря Блаженнейший Митрополит Владимир подписал обращение Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, в котором осудил акты насилия и жестокости, призвал действующую власть обеспечить конституционные права и свободы граждан, не применять силу против мирных собраний, принять во внимание требования участников протеста, а также провести непредвзятое расследование случаев провокаций и силового противостояния, и наказать виновных. И в ту же ночь была предпринята очередная попытка разгона майдана, арестован еще один активист — фотограф из Львова… Оценивайте сами.

– Подводя итог нашей беседе, как бы Вы могли определить перспективы развития Украины, роль народа и Церкви, учитывая многие вещи, о которых мы говорили?

– Рисовать перспективы — дело неблагодарное. Все равно все будет не так или не совсем так, как мы сегодня представляем. Мы еще не знаем, как разрешится сложившаяся ситуация. Дай Бог только, чтобы выход был мирным. Как сказал на майдане в один из вечеров музыкант Олег Скрипка, лидер группы «ВВ», победа протестующих против насилия не должна совершиться ценой хотя бы одной жертвы. Мир прежде всего. И церковь могла бы быть здесь примером. Мне прискорбно видеть, как политические пристрастия разделяют некоторых верующих. Поразительно, но в нашем обращении священников кто-то тоже видит политику, хотя там черным по белому написано, что мы стоим не ради политиков; видят разделение, хотя написано, что мы как раз за единство. Но люди порой предпочитают видеть то, что они хотят видеть. Агрессия ослепляет умы. К сожалению, она есть и среди христиан. Поэтому для того, чтобы торжество правды взошло над нашей страной, должна произойти главная победа — внутри нас. Надо просто быть христианами в каждом выборе, в каждом решении и поступке.

Белое дело

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. протоиерею Андрею Дудченко
    копия митрополиту Александру
    В половине двенадцатого со стороны Средней Рогатки на Киевскoе шоссе вышли Тень Апостола Павла с каким-то Призраком в сопровождении языка-поводыря. Ждите…

    Saint Hipster

  2. Сейчас очень нужны такие слова, и еще важнее – то участие, исполненное любви, которое лучше слов говорит о Христе. Спасибо

  3. Ганна

    Слава Богу, що є в моїй Церкві такі священики, як о.Андрій!
    Слава Богу, що під час цієї революції моя Церква обрала більш стриману й мудру позицію, значно мудрішу і ближчу до Христа, аніж під час Помаранчевої революції: засудження насильства з боку влади, уникнення підтримки котроїсь із сторін (на відміну від масованої пропаганди за Януковича і проти Ющенка 2004 року), миротворчі заклики (що відповідає покликанню Церкви набагато більше, аніж участь у політичних баталіях) – особлива вдячність Блаженнішому Володимиру за ідею проведення богослужінь “про примноження любові та викорінення ненависті”. І навіть окремі товариші типу митрополита Павла не в змозі зіпсувати загальної картини.

Залишити відповідь до Natalia Kazanskaya Скасувати відповідь