Человек в богословии митрополита Антония Сурожского

Под таким названием в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына 11–13 сентября 2009 г. прошла вторая международная конференция, посвященная наследию владыки и подготовленная фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Домом русского зарубежья. От первой (прошедшей в 2007 г.) нынешнюю конференцию отделяло не только время, но и целая серия семинаров, ставших одним из итогов предыдущей конференции: два цикла семинаров — «Цельность человека: дух, душа, тело» и «Цельность человека: путь ученичества» — прошли в Доме русского зарубежья и вызвали большой отклик публики. Именно по итогам работы семинаров оргкомитетом была выбрана тема данной конференции, на этот раз уже не столь обширная и посвященная одной из ключевых сфер мысли Владыки — его антропологии. Ведь действенность слова митрополита Антония, его востребованность и для сегодняшнего читателя связана, среди прочего, и с тем, что оно всегда обращено к конкретному человеку, имеет его в виду, несет в себе не только благую весть, но и надежду, связанную с абсолютной убежденностью Владыки в том, что «Бог верит в человека». «Верующие и неверующие равно озабочены о том же существе: о человеке; и человек является единственным как бы пунктом встречи полного атеиста и сознательного верующего», — говорит Владыка.

Конференцию открыло приветственное слово Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, главы Синодальной богословской комиссии, которое зачитал проректор Московской Духовной Академии протоиерей Владимир Шмалий. Владыка Филарет обратил внимание на актуальность выбранной темы конференции, заметив, что она «позволяет рассмотреть наследие выдающегося пастыря в таком ракурсе, который, быть может, лучше всего раскрывает как его духовный опыт, так и свойственное ему богословское видение». В приветствии обращалось внимание на особенности христианской антропологии, преодолевающей во Христе «средостение между Богом и человеком: Бог стал человеком, вплоть до смерти» (и потому, как говорит владыка Антоний, «каждый из нас призван и способен вместить в себя Бога»), и на то, как такой христианский опыт являл сам Владыка. Затем к участникам и гостям конференции обратился с приветственным словом директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, рассказавший об итогах первой конференции, о прошедших семинарах, пожелавший конференции успешной работы.

Одним из самых сильных моментов предыдущей конференции стало участие в ней, присутствие учеников и последователей Владыки, людей, лично знавших митрополита Антония и специально приехавших из Великобритании, чтобы рассказать о нем, поделиться своим опытом встреч. В прошлый раз этот опыт передавался не только на уровне слов — он был во взглядах и жестах, он пронизывал собою общие молитвы, создавая удивительную атмосферу единства во Христе и присутствия Владыки. Поэтому неудивительно, что и на этот раз особое значение придавалось именно таким свидетельствам, с которых и началась рабочая часть конференции. Первым прозвучало свидетельство одного из ближайших сподвижников и многолетних помощников Владыки, протоиерея Джона Ли (Лондон, Великобритания), который, к сожалению, сам не смог приехать, но прислал свой текст «Бог в человеке», который был прочитан в русском переводе. Это была живая и емкая картина, яркими мазками рисующая портрет Владыки, его манеру общения с людьми: «Одна из причин, почему его любили слушатели: люди чувствовали, что он ценит их чувства, их опыт и переживания. Как-то он сказал, что 99% людей — верующие или хотели бы быть таковыми». Линию свидетельства продолжил каноник Джон Бинс (Кембридж, Великобритания), настоятель университетского храма в Кембридже, который неоднократно слушал выступления митрополита Антония в свои студенческие годы и общался с ним, уже будучи священником. Он говорил о том, что укрепился в своей вере и в желании посвятить жизнь Церкви после личного общения с этим инославным священнослужителем, которого — небывалый в истории Кембриджа случай — приглашали для бесед со студентами десять раз, больше, чем кого-либо другого, и который собирал наибольшее число слушателей. Его доклад так и назывался: «Живая вера для всех: митрополит Антоний и университетская молодежь». Затем выступил протоиерей Владимир Архипов (Новая Деревня, Россия), своим докладом «О достоинстве человека» переведший разговор от личных свидетельств к антропологическим обобщениям: «Человек единственное существо в мире, которому дана возможность правильно понять замысел о себе Творца, соответствовать ему, дорожить им и быть ему верным. Эту способность и можно назвать достоинством человеческой личности». Опираясь на мысли Владыки, на его веру в человека, основанную на доверии к человеку Самого Бога, отец Владимир размышлял о вопросах веры человека в себя, о путях обретения и осознания человеком своего истинного достоинства и уважения к достоинству других людей. Этот разговор многих задел за живое и вызвал горячий отклик аудитории.

После обеда заседание продолжилось докладом преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии А.В. Маркидонова «Тайна человека: митрополит Антоний Сурожский и некоторые особенности святоотеческой антропологии», рассмотревшего антропологию Владыки в контексте раннехристианской святоотеческой мысли, также ставившей акцент на уникальности каждого отдельного человека как творения Божьего.

Кандидат философских наук, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета П.Б. Михайлов посвятил свой доклад «Богословскому методу митрополита Антония», проанализировав богословскую мысль Владыки в ракурсе ее методологии. Определив богословие как «высказывание о Боге, основанное на опыте», докладчик попытался вычленить те методологические особенности, которые отличают богословскую мысль митрополита Антония, обратив внимание на простоту этого метода: «Он апеллирует не к внешнему опыту, он призывает свою паству и слушателей обрести внутренний личный опыт, испытав самого себя». Но наряду с простотой метода обращает на себя внимание его глубокая традиционность: «Он одновременно и библейский, и патристический» и призван помочь человеку найти Христа в своем собственном сердце.

Оживленное обсуждение вызвал доклад А.И. Шмаиной-Великановой «Насилие и жертва в богословии владыки Антония», в основу которого лег еще не опубликованный доклад самого Владыки, произнесенный 16 апреля 1986 года и посвященный теме насилия. Владыка рассматривает насилие сквозь призму личного опыта и в первом приближении определяет его как нарушение цельности, вторжение. Но бывает и другая сторона насилия, когда мы враждуем не с другими, а с собой, ведь Царство Небесное силою берется; это смерть ветхого человека в нас, которого мы подчас должны убить своей рукой. «Миром правят три силы: Бог, Его враг и свободная человеческая воля». Таким образом, борьба и насилие могут быть разрушительны, но могут быть и созидательны и привести к гармонии по образу, как говорит Владыка, Воплощения, где Божественное и человеческое соединились в полной гармонии. В качестве примера победы мира над окружающим насилием Владыка приводит подвиг матери Марии (Скобцовой). Но он указывает и противоположные примеры — насилия любви, насилия веры, не упрощая тему, продумывая ее в разных аспектах. Ведь даже страдание не дает права на насилие. «Жертва насилия, находящаяся в руках палача, беспомощная, не может освободиться или победить насильника, но она может достигнуть той степени внутреннего бескорыстия, когда она созерцает насильника не только как насильника, но как человека, и тогда, может быть, сможет простить его».

Затем прозвучал доклад иеромонаха Дамаскина (Лесникова) (Кривой Рог) «Призвание и смысл жизни человека на примере личности и богословия митрополита Антония Сурожского». Докладчик считает, что богословие Владыки неотделимо от его личности. Он заметил, что многие в Русской Православной Церкви воспринимают труды Владыки как «дар людям», свидетельствуют о том, что живут ими. Отец Дамаскин отметил также, что «обилие личного и автобиографического» в проповедях Владыки не имеет ничего общего с эгоцентризмом, но является следствием подлинной любви и пастырской внимательности к людям и заставляет их, по слову Феофана Затворника, «ворочать душой».

Затем руководитель фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», переводчик и издатель его трудов Е.Л. Майданович, сделала сообщение, содержащее подробный рассказ об издательской деятельности фонда, о последних и серийных изданиях и о планах на будущее: о возможности издания третьего тома «Трудов», о замысле книги с подробным жизнеописанием Владыки к 100-летию со дня его рождения в 2014 г., а также о замысле книги воспоминаний о духовном отце Владыки архимандрите Афанасии (Нечаеве). Завершил первый день работы конференции показ видеофрагмента беседы митрополита Антония и рабочей группы на епархиальной конференции 1996 года. Любительская видеозапись запечатлела живой образ Владыки, его манеру общения, его присутствие, ту атмосферу доверия и свободы, в которой протекало общение.

Субботнее заседание открыл доклад английской прихожанки Владыки Карен Гринхед «Митрополит Антоний: глава епархии и приходской священник» (поскольку докладчица не смогла приехать на конференцию, доклад был зачитан сразу в переводе). Он представлял собой подробный рассказ о пастырской деятельности Владыки, основанный на личном опыте общения с митрополитом и хорошей осведомленности относительно истории христианства в Англии и условий жизни и проповеди Владыки. «Митрополит Антоний прибыл в Великобританию, чтобы служить русским эмигрантам в Лондоне. Он принес нам Благовестие и истинно православное понимание нас самих, всех и каждого, Церкви и людей,» — так закончила свой доклад Карен.

Затем прозвучал доклад Е.П. Беляковой «Православие: вера или идеология», в котором была предпринята попытка взглянуть сквозь призму богословия Владыки на современные реалии церковной жизни, на подмену веры идеологией, подчас имеющую место.

Тональность свидетельства, укорененную в личном знакомстве с Владыкой, подхватила Аврил Пайман, известный филолог-славист из Великобритании, в докладе «Митрополит Антоний: иностранец в России», в котором анализируется, как постепенно и сложно смыкался эмигрантский опыт выходцев из России с опытом англичан, обратившихся в Православие, и какова была роль Владыки в этом процессе. «Митрополит Антоний носил совсем особое служение благодаря своей человечности, своей укорененности во времени и в пространстве. Он сумел донести людям самого разного происхождения и жизненного опыта ту древнюю форму христианства, которая, как ему казалось, сохранилась в наиболее незамутненном виде в Православии», — такой мыслью завершается доклад.

Вслед за этим с кратким сообщением, посвященным «Проблеме понимания аскетизма в трудах митрополита Антония», выступил А.Н. Зайцев.

Послеобеденное заседание открыл доклад протодьякона Петра Скорера, на протяжении многих лет близко знавшего Владыку: «Андрей — отец Антоний — митрополит Сурожский: Владыка в моем личном опыте». В архиве своей семьи (а отец Петр — внук известного мыслителя Семена Франка) докладчик нашел переписку своей матери с Андреем Блумом, а затем отцом Антонием; его ответы матери и им, тогда еще детям, и легли в основу этого необычного доклада, очень ярко и живо рисующего Владыку, передающего его голос, его присутствие.

Митрополит Антоний продолжал присутствовать и в следующем докладе — протоиерея Сергия Овсянникова (Амстердам) «Быть собой», ставшего своеобразным продолжением его доклада на предыдущей конференции «Быть здесь и сейчас». Отец Сергий рассказал, как в качестве напутственного слова на его рукоположении митрополит Антоний дал ему три совета: «Он сказал: “Первое: не подражай мне. Второе: не имитируй молитву. Третье: учись быть собой”». Это напутствие положило начало пути подлинного поиска себя: этапы такого пути, такого поиска отец Сергий и попытался описать в своем ярком и образном докладе, выделив в нем следующие ступени: «Пробуждение, удивление, вопрошание, различение, соединение или примирение и узнавание как слышание». На этом пути человек освобождается от страхов и стен, отделяющих его от других, от Бога и от самого себя, учится быть собой, а не маской или личиной. Закончил отец Сергий словами Василия Великого: «Итак, внемли себе, чтобы внимать Богу, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».

Тему пути к себе, но уже с точки зрения врача-психиатра, использующего в своей практике труды митрополита Антония, внимательно им прочитанного, продолжил Б.А. Воскресенский в своем докладе «Самопознание как духовный путь и психический процесс». Тему самопознания подхватил и следующий доклад, в котором дьякон Павел Сержантов поднял вопрос о «Времени человека»: антропологические аспекты темы времени были рассмотрены здесь, прежде всего, в ракурсе вопроса о времени молитвы и решения этого вопроса в трудах владыки Антония. Заключительным стало сообщение С.Ф. Постольникова «Врачевание владыки Антония», после которого психолог Б.Ф. Братусь подвел предварительные итоги конференции и была отслужена вечерня.

В воскресенье после литургии конференция начала свою работу докладом философа с Украины А.С. Филоненко «Богословие общения и евхаристическая антропология митрополита Сурожского Антония: предложение для современного богословия». Докладчик заметил, что среди приоритетных направлений богословской мысли ХХ века — софиологической линией и линией неопатристики — мысль Владыки занимает особое место. Как и мысль Э. Левинаса, характеризующая собой постхолокостную эпоху, обращенность мысли митрополита Антония на другого не требует от другого гармонизации отношений, равновесности и взаимности: другой остается другим даже если обращается со мной, как с вещью. Подлинное общение начинается, таким образом, с признания своей собственной уязвимости, что возможно только в евхаристической антропологии, составляющей сердцевину богословия Владыки. Этике предшествует эстетика: возможность увидеть за данностью дар и ответить на этот дар благодарностью.

Затем православный канадец, докторант университета в Салониках Д. Палмер выступил с развернутым сообщением «Обретение личности по проповедям митрополита Антония». После обеда прошел круглый стол «Опыт встреч. Свидетельства», на котором выступили люди, лично знавшие Владыку и старавшиеся передать удивительный опыт общения с ним, опыт подлинной встречи. Среди выступавших были о. Александр Борисов, психологи Б.С. Братусь и Ф.Е. Василюк, И.К. Соколова-Снегирь, О. Адамишина. Особо следует выделить прозвучавшие на круглом столе воспоминания Марианны Гринан (Манчестер) «Митрополит Антоний Сурожский, каким я его знала с 1945 по 2003 год»: Марианна с юности знала Владыку и ярко рассказала о запомнившихся моментах общения с ним и о его молитвенной помощи в трудных ситуациях.

После подведения итогов конференции, была отслужена панихида по митрополиту Антонию. Вся конференция сопровождалась фотовыставкой, отразившей постепенное расширение области проповеди митрополита Антония.

Наталья Ликвинцева

Публикация на сайте с разрешения издателя по: Вестник РХД №196. Париж-Москва.

 

Залишити відповідь