Послание Собрания Предстоятелей древнейших Патриархатов

1 – 3 сентября 2011 года в Фанаре проходило собрание предстоятелей древнейших Православных Патриархатов – Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, а также Церкви Кипра. Это событие часто называлось в прессе «собором», однако в оригинале используется греческое слово σύναξις (сИнаксис), которое переводится на русский язык как «собрание». Русское слово «собор» в греческом языке обозначается словом σύνοδος (сИнодос). Например, «Вселенские и Поместные Соборы» – Οικουμενικαί και Τοπικαί Σύνοδοι (прим. переводчика).

Послание Собрания Блаженнейших Предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра

«Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 1:2-3).

Побуждаемые словами Апостола, согласно которым в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26), мы собрались в престольном граде Вселенского Патриархата[1], славного своей историей и своими мученическими страданиями, по приглашению и под председательством первого среди нас по чину и чести, чтобы на деле испытать и явить любовь Христову, объемлющую нас (2 Кор. 5:14) во всякое время, в особенности же в дни искушений и горестей.

Мы, на кого возложена ответственность управления и пастырского руководства исторически древнейшими Церквями, основанными Апостолами Христовыми и провозглашенными автокефальными на Вселенских Соборах единой неразделенной Церкви, собрались здесь, дабы возродить древний обычай, а также обменяться мнениями и оказать друг другу любовь и поддержку в связи с последними событиями на исторических территориях тех географических областей, где Провидению Божию было угодно с древнейших времен поместить наши Церкви.

По Божьему произволению, Церковь Христова как историческая реальность впервые возникла на территории, именуемой Ближним Востоком. Ее основатель и краеугольный камень, Господь наш Иисус Христос родился по плоти в Вифлееме Иудейском (Мф. 2:1). В этих же краях Он избрал Себе двенадцать учеников и апостолов, послав их проповедовать Евангелие, прежде всего, в тех местах (Мф. 10:6), где впоследствии пострадал и воскрес, где была основана первая Церковь – Иерусалимская, и откуда затем апостолы понесли Его учение «всем народам» (Мф. 28:19). В этих краях были основаны и просияли первые великие центры христианства – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская Церкви – и были заложены основы устройства всей единой и нераздельной Церкви.

В этих краях пустила глубокие корни Церковь Христова, в особенности Святая Православная Церковь. Эти края освящены кровью мучеников за православную веру и слезами просиявших в ней святых преподобных отцов. Никто не имеет морального права игнорировать это, и любые светские силы обязаны с уважением относиться к этому факту. Христиане, принадлежащие к Православным Церквям Ближнего Востока, живут в этих краях уже многие века, и никакие «этнические» или «религиозные чистки» не могут изгнать их или каким бы то ни было образом помешать их свободной жизни и деятельности на этой территории, не нарушив основных прав человека.

Православная Церковь, следуя библейскому принципу «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1), никогда не препятствовала мирному сосуществованию с Ней на одной территории народов, исповедующих другие религии. Даже когда другие религии силой захватили территории, на которых Она осуществляла свою деятельность в течение многих веков, Православная Церковь нашла способ ужиться и мирно сосуществовать с иноверцами. Религиозная нетерпимость никогда не была присуща Православию.

К несчастью, в наше время развился и обострился страх перед Другим, перед непохожим. Опасность стать жертвой этой ситуации грозит даже христианам, особенно на территориях Ближнего Востока. Во многих случаях христиане рассматриваются как граждане «второго сорта». В других случаях оскверняются или даже уничтожаются места их религиозного поклонения – многие из которых являются ценными памятниками культуры – налагаются ограничения на совершение христианских религиозных служб и образование духовенства. Ко всему этому периодически добавляется насилие, убийства христиан фанатиками из экстремистских религиозных кругов. Конечно, само собой разумеется, что и христиане, где бы они ни находились, обязаны с уважением относиться к местам поклонения других религиозных общин.

Мы, православные, верим словам Писания: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Мы не боимся Другого, какой бы ни была его вера. Мы лобызаем его, как брата, и ждем от него того же по отношению к нам. В то же время мы не перестаем требовать защиты, которую мы имеем право получать от государств, где живем. Мы убеждены, что это является единственным решением проблем многострадального ближневосточного региона, а также и всего мира.

Давайте же усилим межхристианский и межрелигиозный диалог примирения. Вселенский Патриархат вот уже много лет ведет такой межрелигиозный диалог с двумя другими монотеистическими религиями[2], согласно, в том числе, соответствующему решению III Всеправославного Предсоборного Совещания (1986 г.)[3]. Мы выражаем свое одобрение и поддержку этому начинанию, особенно в эти нелегкие дни, когда насилие охватило край, где впервые прозвучали заповедь любви и призыв к миру.

Итак, обращаясь к политическим и религиозным лидерам Ближнего Востока и всего мира, мы призываем их выработать принципы и методы обеспечения мирного сосуществования верующих различных религиозных традиций и заявляем о своей солидарности с теми, кто подвергается дискриминации, насилию и гонениям. Мы сострадаем братьям, пострадавшим от вспышек насилия, невинным жертвам военных столкновений и множеству людей, вынужденных покинуть свои дома и встать на тяжкий путь эмиграции. Мы понимаем потребность народов в желанных для них политической свободе и защите их человеческих прав и призываем соответствующие правительства немедленно принять меры по полному обеспечению этих прав. Церковь не вмешивается в политику, отдавая «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Политика как метод решения человеческих проблем относится к другой области, Церковь не имеет к этому отношения. Но сами по себе проблемы и основные человеческие и социальные принципы их решения не могут оставлять Церковь равнодушной, особенно когда затрагиваются или ставятся под угрозу достоинство и свобода человеческой личности как «образа Божьего» (Быт. 1:26) и Божье творение, которое «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Последний пункт – защита природной среды – нередко недооценивается и рассматривается как второстепенный перед лицом удушающего давления политических, социальных и экономических проблем, которые сотрясают сегодня ближневосточный регион. Но подобный взгляд ошибочен и опасен.

Уничтожение природной среды сведет на нет любые социальные и экономические успехи, достигнутые вследствие любых политических изменений, ради которых сегодня идет жестокая борьба и проливается кровь. Понимание этого привело нас к решению принять предложение Вселенского Патриархата подготовить и провести в ближайшее время встречу религиозных лидеров региона, в ходе которого будет согласован и провозглашен своего рода экологический вариант «Средиземноморской Хартии»[4]. Таким образом, Православная Церковь не только исполнит свой долг перед творением Божиим, но и внесет вклад в мирное сосуществование и сотрудничество религий раздираемого сегодня столкновениями средиземноморского региона.

Братья и чада о Господе!

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:3-5).

Наш разум и сердце – с теми, кто сегодня тяжко страдает на территориях наших Церквей, с теми, кто лишен свободы и религиозных прав во всем мире, особенно на Ближнем Востоке. Мы, религиозные лидеры, к какой бы вере мы ни принадлежали, обязаны всем силами способствовать мирному сосуществованию всех религиозных общин в ближневосточном регионе. Этот край может и должен стать краем мира и дружбы между всеми людьми.

Обращаясь с этим призывом отсюда, из этого Центра Православия, ко всем людям доброй воли, мы с любовью лобызаем и благословляем всех.

Фанар, 2 сентября 2011 [5]

[1] То есть в Константинополе (прим. переводчика).

[2] То есть с исламом и иудаизмом (прим. переводчика).

[3] III Всеправославное Предсоборное Совещание проходило с 28 октября по 6 ноября 1986 года в православном центре Константинопольского Патриархата в швейцарском городе Шамбези (прим. переводчика).

[4] Средиземноморская Хартия – разработанный группой международных экспертов документ, посвященный определению основополагающих начал современного международного сотрудничества в данном регионе мира (прим. переводчика).

[5] 3 сентября 2011 года было принято Коммюнике Собрания Блаженнейших Предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра. В нем, в частности, содержится призыв к созыву под руководством Константинопольского Патриарха Собрания Предстоятелей Православных автокефальных Церквей и пересмотру на указанном Собрании правил работы Всеправославных Предсоборных Совещаний в целях ускорения подготовки и проведения Святого и Великого Собора Православной Церкви (пункт 3 документа). Оригинальный текст Коммюнике: http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=1367&tla=gr (прим. переводчика).

Перевод с греческого Ольги Балытниковой-Ракитянской

Православие и мир

 

Залишити відповідь