Православный богословский симпозиум прошел в США

В Принстонском Университете (США) прошел первый симпозиум по патристике, организованный Православным Христианским Богословским Обществом имени о. Георгия Флоровского, сообщает Правмир со ссылкой на официальный сайт Православной Церкви в Америке.


Темой для исследования на симпозиуме Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века.


По богословской терминологии, “искупление” относится к тому, что совершил Христос для примирения Бога и человечества. Этот вопрос вызывает разногласия в западном системном богословии, и в нем существуют разные противоречащие друг другу теории, которые пытаются дать объяснение тому, как Христос спасает человечество от правого суда Божия. Особое значение придается Его страданиям и крестной смерти.



Подобные теории не встречаются в творениях отцов Церкви. Но, как писал Флоровский, “искупительная смерть – высший смысл Воплощения”. Итак, что Православная Церковь понимает под искуплением, если судить по тому, что мы находим у отцов Древней Церкви?


Для исследования этого вопроса и собрались около 170 студентов, ученых, священнослужителей и интересующихся людей. Прозвучали выступления восьми известных православных богословов.


В ходе дискуссий участники вынесли следующие суждения:


Во-первых, у отцов Церкви нет одной отдельной теории искупления: они, скорее, рассматривают спасительное деяние Христа в составе органического целого вместе с Воплощением, Распятием, Воскресением, Вознесением и ниспосланием Духа апостолам, которым было дано начало Церкви. Наше искупление не обусловлено чем-то одним из них.


Во-вторых, при том, что вышесказанное истинно, смерть Христа на кресте до сих пор остается сердцевиной православного богословия. Как говорит Григорий Богослов, “Мы нуждались в Боге воплощенном, в Боге, преданном смерти, чтобы иметь возможность жить” (Слово 45-е, 28). Это дает нам понимание того, сколь большое место занимает тема крестной смерти в рамках более широкого “божественного домостроительства” спасения. В своей работе “Агнец Божий” Флоровский говорит об этом так: “Смерть преодолевается не просто явлением Жизни в смертном теле, но, скорее, добровольной смертью Жизни Воплощенной. Слово воплотилось ради телесной смерти, и св. Афанасий подчеркивает: “Тело Он принял ради принятия смерти”, и спасение стало возможным только через Его смерть”.


В-третьих, мы испытываем искупительную силу крестной жертвы в нашей литургической жизни и духовной борьбе. При крещении мы спогребаемся и воскресаем с Христом. Мы принимаем причастие ради прощения грехов. И, наконец, через аскетическую борьбу, которую мы ведем с целью умерщвления себя по отношению к своим вожделениям, мы вступаем в истинный союз с Богом. Эта таинственная и аскетическая реальность имеет существенное значение.


Полный список выступавших, фотографии симпозиума, а также иная информация доступна по адресу http://www.princeton.edu/~florov и http://www.facebook.com/florovsky


Общество проведет второй ежегодный патристический симпозиум в будущем году, 10-11 февраля. Тема его обозначена как “Тело Христа Живого: святоотеческое учение Церкви”.


Справка:


Православное Христианское Богословское Общество им. о. Георгия Флоровского – организация аспирантов Принстонского университета. Его цель – содействие изучению жизни и трудов Флоровского и православного христианского богословия в целом в контексте особого значения, которое Флоровский уделял возвращению Православия к святоотеческим корням.


Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) – религиозный мыслитель, богослов и историк. Родился 28 августа / 9 сентября 1893 года в Елизаветграде. В 1916 году окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). В 1919 году – приват-доцент кафедры философии и психологии. С начала 1920-х гг. – в эмиграции. В эти годы Флоровский стал одним из основателей евразийского движения, вместе с Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, П.П. Сувчинским и др. В 1923 году защитил в Праге магистерскую диссертацию “Историческая философия Герцена”, преподавал на Русском юридическом факультете (1923-1926). Постепенно вошел в идейный конфликт с лидерами движения и, в конечном счете, порвал с евразийством после публикации статьи “Евразийский соблазн”. В 1926 году Г.В. Флоровский переехал в Париж. С 1926 года – профессор кафедры патрологии Русского института богословия в Париже. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: “Восточные отцы IV в.” (Париж, 1931) и “Византийские отцы V-VIII вв.” (Париж, 1933). В 1932 году принял сан священника. В 1948 году переехал в США. Участвовал в экуменическом движении, избирался в исполнительный комитет Всемирного Совета Церквей (1948). В 1948-1955 годах – профессор (с 1951 года – декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. С 1956 года – профессор истории Восточной Церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения.


В основе богословской и философской позиции Флоровского лежит идея “неопатристического синтеза”, возвращения к учению отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и синтез метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта (“Вперед – к отцам”). Этой установке Флоровский был верен и при рассмотрении истории русской религиозно-философской мысли в книге “Пути русского богословия” (1937). 14 томов собрания сочинений Флоровского издано в США. Протоиерей Георгий Флоровский скончался в Принстоне 11 августа 1979 года.

Залишити відповідь