Церковь во все времена стремится оградить Себя от всевозможных ересей и суеверий. Некоторые нестроения в церковной жизни Уманской епархии Украинской Православной Церкви, часть из которых присутствует и в других частях Русской Православной Церкви, потребовали реакции священноначалия.
Среди вызывающих беспокойство тенденций можно назвать фактическую пропаганду магизма, демонизацию некоторых видов государственных документов, распространение так называемого “царебожия” и т.д.
Публикуем архипастырское послание Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Уманского и Звенигородского, священнослужителям, монашествующим и монахиням, а также всем мирянам Уманской епархии Украинской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе чада благословенной Уманской земли!
Обратиться к вам с этим посланием меня побудила обеспокоенность состоянием духовной жизни в некоторых приходах нашей епархии, а также теми процессами, которые происходят в них.
В Епархиальное управление Уманской епархии в последнее время стали поступать письменные и устные жалобы священнослужителей и мирян на то, что в некоторых храмах нашей епархии появились последователи псевдоправославного учения учительницы из Черновицкой области Гарафины Маковей.
Учитывая то, что в своих книгах и газетных публикациях эта личность, лукаво прикрываясь православной терминологией, фактически пропагандирует язычество в форме магии, считаю своим долгом предостеречь православных христиан от общения с Маковей и ее последователями. Опасность учения Маковей заключается в том, что люди, несведущие в азах православного богословия, но ищущие путь к Истине, руководствуясь изложенными в писаниях Маковей мировоззренческими позициями и практическими советами, сами того не желая погружаются в магическую стихию, которая бесконечно отдаляет их от Живого Бога. Говоря о Гарафине Маковей, хочу напомнить слова апостола Иоанна Богослова, который предостерегал христиан своего времени: “Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4,1). С грустью должен констатировать, что и Гарафину Маковей уверенно можно отнести к категории лжепророков.
Не менее болезненной также является проблема самовольных крестных ходов, “Чинов покаяния”, Чинов “принятия присяги царю”, а также дискриминации некоторыми верующими храмов в зависимости от того, принял приход храма код ЕГРПОУ (Единый государственный регистр предприятий и организаций Украины – прим. ред.) или нет. Организаторы и вдохновители этих мероприятий фактически превратились в харизматических лидеров, вокруг которых сгруппировались духовно незрелые христиане.
Среди участников таких псевдоцерковных собраний распространяется литература, изданная без благословения церковного священноначалия, на страницах которой можно встретить совершенно несовместимые с православным вероучением мысли. Под влиянием подобной пропаганды верующие начинают презирать священнослужителей, не посещают сами и отвлекают других от посещения храмов, священники которых не разделяют их взглядов.
Хочу напомнить, что чисто религиозный аспект проблемы присвоения идентификационных кодов рассматривался в 2001 году на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии РПЦ, в решении которой под N 1 записано: “Принятие или не принятие индивидуальных номеров <…> не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения”. Поэтому принимать или не принимать код – дело личного выбора каждого, и Церковь не осуждает и не одобряет ни тех, кто пользуется кодами, ни тех, кто решил от них отказаться. Тем более не имеет никакого религиозного значения наличие кода ОКПО (Общеукраинский классификатор предприятий и организаций – прим. ред.) в том или ином приходе. Соответственно, не иначе, как новейшими раскольниками следует считать тех, кто призывает не посещать православные храмы, общины которых имеют код ЕГРПОУ. Подобной пропагандой эти так называемые “ревнители Православия” отпугивают людей от православных храмов, стимулируя их уход в неправославные конфессии.
То же самое касается и пропаганды почитания святого царя страстотерпца Николая II как “искупителя” грехов русского народа, а также связанный с этим “чин всенародного покаяния”, который, в скрытой форме возрождая еретическое учение об “искупительном подвиге царя”, – требует от верующих каяться в недостаточном прославлении царской семьи. Напоминаю, что “чин всенародного покаяния” был осужден покойным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в обращении к духовенству на Епархиальном собрании в Москве 24 декабря 2007 года.
Сюда же следует отнести пропаганду разного рода политических идей, а также идею канонизации московского царя Ивана Грозного и Григория Распутина, которая была осуждена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года.
Перечисленные выше явления также получили негативную оценку Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал N 93 заседания Священного Синода УПЦ от 11 ноября 2008 года).
Считаю своим архипастырским долгом предупредить верующих об опасности, которая кроется в якобы православных по своей форме учениях, которые в действительности разрушают Церковь Христову изнутри. Тех же, кто распространяет упомянутые в этом послании и другие неправославные учения, призываю к покаянию и возвращению в лоно Святой Православной Церкви, к Ее спасительному богодухновенному учению. В случае, если они и дальше будут продолжать свою деструктивную деятельность, ради сохранения мира в епархии мне придется применить в их отношении меры канонического воздействия вплоть до отлучения от Церкви.
Призываю на всех вас, возлюбленные чада – священнослужители и миряне Уманской епархии – благословение Божие. “Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами!” (Рим. 16, 24). Аминь.
Перевод с украинского Михаила Тюренкова,
Православие и мир
Дорогой Игорь!
Мне не безразлично происходящее в Уманской епархии, т. к. я часто там бываю и приступаю к таинствам в одном их храмов Умани. Поэтому решилась сказать Вам пару слов.
Ваше обращение к владыке ЗДЕСЬ совсем не к месту. Неужели Вы, имея доступ к интернету, не можете распечатать часть Основ социальной концепции РПЦ, принятой в 2000 году, подойти с этим документом к священнику, который не допустил Вашу тещу до причастия и попытаться с ним решить этот вопрос. В случае, если Вас не услышат, можно с этим вопросом подойти в епархию к владыке. Так можно решать все вопросы, а если это система, то доводить до сведения священноначалия епархии. Поймите главное, анонимные жалобы через интернет – пустая трата времени. Здесь это не увидят и не услышат. Другое дело, если Вы "боитесь" священников или опасаетесь по какой-то причине… Поверьте мне, они не страшные, такие же люди, как мы с вами.
Вся жизнь костер, неистощимый пламень,
из края в край из века в век,
Горит, ревет и трескается камень,
и каждый факел человек!
В нас людях есть эта извечная пружина инакомыслия, противостояния. Она неискоренима! Теперь, правда, еретиков на кострах не сжигают, а то раньше люди за свои взгляды шли и на костер и в Сибирь. И вот, что самое страшное: нет у нас механизма единомыслия, тихого мирного жительства христианского. Мы, люди, вот уже вступили в 21й век, так и не выработав механизма подавления собственной агрессивности. Его просто нет в природе. Посему инакомыслия, ереси и расколы будут нашими дальнейшими попутчиками…
Вже давно потрібно навести порядок, контролювати продаж книжків, росповсюдження листівок. А смутьянів, спокусників підзапрет, а бо хочаб накласти епітімію.
P.S Ваше Преосвященство, будьласка пороведіть роботу з священнослужитилями про допуск мирян до причастя. Мою тещу вже двічі не допустили до причастя, бо вона не вінчана з своїм чоловіком, з яким про жила все свое життя виростили дітей, мають троє онуків. Вік 60 років, до віри прийшла в майже в 50 років. Змушена була їхати в Київ сповідатися і причащатися. Та і кума, моя казала, що не допустили до причастя її дитину якій 10 років, яка з дитинства має проблеми з травленням, бо вона не постувалась три дні. Це відбуваеться в вашому кафедральному храмі. В суботу можна постувати, чи ні. Якщо навідь в багатоденних постах у суботу піст попускаеться трошки.