Международный семинар “Богословие радости в свете наследия прот. Александра Шмемана” прошел в Москве

25-26 ноября в Библиотеке-фонде “Русское зарубежье” имени А.Солженицына (БФРЗ) состоялся второй международный семинар, посвященный наследию протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983). Организаторы-сотрудники БФРЗ выбрали тему, которая занимает важное место в жизни и творчестве известного богослова и пастыря ХХ в. и побуждает к разговору об актуальных проблемах современной церковной жизни –  “богословие радости”. География единомышленников, готовых поделиться своим мнением по этой теме, обширна: это разные города России (Москва, Новгород Великий, Иваново, Санкт-Петербург, Колыма и др.) и страны дальнего зарубежья (Англия, Италия, Франция).


Открытие семинара было не официальным: после краткой литии Елена Дорман, хорошо знавшая о.Александра Шмемана, начала с “личной ноты”: было зачитано письмо Ольги Меерсон (США) – духовной дочери о.Александра, супруги его близкого друга – о.Михаила Меерсона-Аксенова. Ольга Меерсон пишет о свойственном о.Александру  “пасторате радости”. “Мудрый и веселый духовник”, “пастырь, сослужащий при Пастыре добром – и в первую очередь, добром, а не только всесильном, всеправедном и т.д.” – эти благодарные слова о духовном наставнике и старшем друге создали особый настрой для участников конференции.


Первым свой доклад “Забывая заднее и простираясь вперед… Литургическая эволюция на рубеже тысячелетий”  представил священник Антоний Лакирев. Главный тезис о.Антония – литургическая реформа в Русской Православной Церкви, о которой много лет ведутся оживленные споры, фактически уже совершается “явочным порядком”. Нельзя не заметить главное: в центре этих изменений – “возвращение исключительного места таинства Евхаристии” в жизни христиан. Распространение церковного просвещения, доступность богослужебных текстов и их разных переводов, новые информационные технологии дают возможность каждому желающему вникнуть в содержание таинств; “вопрос о тайных молитвах уже стал абстрактным, особенно при наличии микрофона”; за 20 лет церковного возрождения изменилось отношение к частоте причащения. По мнению о.Антония, потеряла свою актуальность и проблема богослужебного языка: “Она не решена, а просто перестала быть проблемой”. Таким образом,  “милостью Божьей все эти изменения уже произошли, без конфликтов и враждебности”, подытожил священник.


Этот доклад вызвал оживленную дискуссию, и особенно – в части проблемы богослужебного языка,  что заставляет усомниться в предположении докладчика о ее неактуальности.


“Радость – та черта характера, которая передает всю глубину духовного опыта о.Александра Шмемана”, — начал свое выступление преподаватель ПСТГУ Петр Михайлов. Он сделал доклад “Литургический символизм прот. Александра Шмемана”. Отметив влияние его подхода к изучению литургии на западное православное богословие ХХ в., автор доклада выразил уверенность, что “научная составляющая” богословия Шмемана будет востребована и в развивающемся богословии современной РПЦ.


Игумен Петр (Мещеринов) в докладе “Прот. Александр Шмеман и монашество” с  помощью убедительных цитат опроверг расхожее мнение о том, что Шмеман  “монашества не понимал и  не любил”. Докладчик подчеркнул, что “раздражение у о. Александра вызывало не само монашество, а подмена, имитация его”. Далее о.Петр представил свои рассуждения о проблемах монашества в современной РПЦ “в русле интуиции о.Александра Шмемана”. Он говорил о месте аскетизма в жизни инока и мирянина, об экклезиологическом смысле монашества, о том, как преодолеть кризис, с которым неизбежно сталкиваются избравшие иноческий путь, об отсутствии подлинной монашеской общинности. Ответы на эти сложные, а порой-болезненные вопросы современности можно обнаружить и в наследии о.Александра Шмемана, который, по выражению докладчика, стал “провозвестником тех путей, которые могут придать новый импульс монашеству”.


Протоиерей Владимир Архипов поделился своими пастырскими наблюдениями о том, почему “верующим с трудом дается и радость, и ее плоды” и о том, “что может научить радости в трудной жизни”. Священнику близок опыт о.Александра Шмемана, утверждавшего,  что именно радость о Христе, а не доводы и доказательства, победила мир.


Андрей Десницкий (Институт перевода Библии) в докладе с красноречивым названием “Библейская радость и куда она у нас делась?” привел многочисленные цитаты из Священного Писания, в которых встречаются многозначные понятия “радость”, “веселие”. Он показал, что радость является одним из центральных понятий Ветхого Завета. В Новом Завете радость – это не эмоция, но показатель присутствия Святого Духа, “основание для общения” во Христе, свидетельство “взросления” и готовности принять испытания по имя веры, признак “внутренней гармонии”. По замечанию А.Десницкого, новозаветные и раннехристианские тексты свидетельствуют: радость была неотъемлемой составляющей жизни первых христианских общин. “Куда она у нас делась?” – очевидно, что над этим вопросом впору поразмышлять не только докладчику. Он же высказал ряд предположений: возможно, “у нас все очень формализовано”, “литургическое творчество в упадке”, православной общинности пока практически не существует и т.д. Однако наследие о.Александра Шмемана, его “богословие радости” предлагает ключ к поиску путей возвращения евангельской радости.     


Атташе представительства Ватикана в РФ, представитель католического фонда “Христианская Россия” Джованна Парравичини сделала доклад “Радость – это встретить взгляд Христа”, в котором сопоставила духовный опыт о. Александра Шмемана  и католического священника Карла Ньокки (1902-1956), причисленного к лику блаженных в 2009 г. Как отметила докладчица, в текстах последнего слово “радость” практически не встречается. “Но вся его работа, вся его забота, обращенная к искалеченному, оскорбленному человеку, …к детям, израненным войной и потерявшими из-за этого конечности, зрение и т.д., на самом деле и является глубоким, драматичным вопрошанием о счастье, о возможности радоваться”, — сделала вывод Джованна Парравичини.


Первый день семинара завершился дискуссионным круглым столом на тему “Образ Церкви: за рамками стереотипов”. Участники: игумен Виталий (Уткин), игумен Петр (Мещеринов), священник Сергий Золотарев (Великий Новгород), прот. Вячеслав Перевезенцев, поэт Ольга Седакова, историк и публицист Александр Архангельский, журналисты  Александр Морозов и Сергее Чапнин, библеист  Андрей Десницкий обсуждали заданную тему в контексте доминант наследия  прот.Александра Шмемана. По словам А.Архангельского, в мире, где “нарастает равнодушное отторжение Церкви”, особенно важен  “великий опыт трезвой радости”, которую являл Шмеман, “оказавшись гораздо раньше нас в среде, где на Православную Церковь всем наплевать”.


Чтобы преодолеть негативные стереотипы в отношении церковной жизни, необходимо, считает о.Петр (Мещеринов), активно “евангелизировать тот народ, который уже есть в Церкви”, созидать подлинную православную общинность, воспитывать “христианский гуманизм”, противостоять “складывающейся сословности”, исторической и духовной лжи. В чем проявляются “интеллигентские стереотипы” в Церкви? Как избежать “триумфализма” в церковной жизни”? Как реагировать на маргинальные течения, искажающие православное учение? Как общество воспринимает современные церковно-государственные взаимоотношения? Эти и другие вопросы оживленно обсуждались во время круглого стола.


26 ноября, во второй день работы семинара, свои доклады представили: священник Владимир Лапшин (“Радость общения”), диакон Петр Скорер (Англия; “Начало ложной религии – неумение радоваться”), Адриано дель Аста (Италия; “Вся истина без слов: встреча и общение с А. И. Солженицыным в Дневниках прот. Александра Шмемана”), Ирина Языкова  (“Радость общения: пастырский опыт прот. Александра Меня и прот. Александра Шмемана”) и другие.


Материалы семинара будут опубликованы.


Благовест-инфо

Залишити відповідь