Последний день конференции “Православное учение о таинствах” ознаменовался оживленной дискуссией о церковно-практических аспектах православной сакраментологии

Последний день конференции “Православное учение о таинствах” ознаменовался бурной дискуссией о церковно-практических аспектах православной сакраментологии. Центральными ее темами стали: необходимость длительной катехизации перед крещением (перед крещением детей – подготовка крестных), практика подготовки к причащению, чины присоединения к православию, возможность перевода богослужения на русский язык.

В ходе дискуссии, прежде всего затронувшей вопросы предкрещальной катехизации, высказывались различные, иногда противоположные мнения – от признания невозможности возрождения оглашения взрослых из-за того, что нельзя представить современного человека, посещающего катехизические беседы (о. Максим Козлов), до подчеркивания необходимости срочно решать вопрос о практике подготовки к крещению на всеправославном уровне. В ходе развернувшейся дискуссии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил, что необходимо разнообразие подходов, зависящее от индивидуальных особенностей крещаемого, а также дал некоторые практические рекомендации в связи с чином крещения. Мнение владыки горячо поддержал ректор СФИ, священник Георгий Кочетков, под руководством которого в Огласительном училище при институте ежегодно проходят длительную подготовку к крещению или первой сознательной исповеди сотни взрослых. Он, в частности, сказал:

“Тут говорилось о том, что трудно катехизировать наших русских людей. Мне кажется, что нужен подход, нужно знать, как и что сказать людям. На самом деле многое зависит от того, что поддерживают церковные власти. Если все будут знать, что архиерей поддерживает нормальное крещение, что к крещению должны приходить хотя бы верующие люди и вообще хоть как-то к нему готовиться, то это даст силу священникам действовать”. Он также напомнил, что для многих людей чин отречения и сочетания оказывается мало связан с их реальной жизнью, и для того, чтобы убедиться, что жизнь входящего в церковь человека действительно изменилась, что он готов отказаться от смертных грехов, прежде всего таких, как прелюбодеяние, нужно обязательно спрашивать современных людей о том, как они живут, и спрашивать прямо, учить их применять то, что написано в Священном писании и что открывается в личной и церковной молитве, к их собственной жизни.

Единодушную поддержку собравшихся вызвали предложения множества участников дискуссии смягчить требования к готовящимся к причащению. При регулярном участии в таинстве трехдневный пост, вычитывание множества канонов и обязательное посещение всенощной стало для мирян “бременами неудобоносимыми”. Говоря об этом, епископ Венский и Австрийский Иларион напомнил, что к священнослужителям такие требования не предъявляются. Он также призвал подумать “без тех крайностей, которые сопровождали обсуждение этого вопроса в 90-х годах” о необходимости русификации богослужения, особенно в зарубежных епархиях. На это предложение откликнулся один из священников, заметив, что в этом контексте речь не может идти только о русском зарубежье, потому что и в России люди уже не говорят даже на языке Пушкина, и богослужение для большинства приходящих в церковь остается закрытым.

В завершение дискуссии митрополит Кирилл призвал собравшихся к открытому обсуждению возникающих разногласий в духе мира и уважения друг к другу. Примером такого обсуждения он назвал предсоборную дискуссию начала XX в., в ходе которой высказывались разные, иногда прямо противоположные мнения по широкому кругу вопросов – нужно или нет восстановление патриаршества, необходим ли перевод богослужения и т.п. – и тем не менее никто никого не называл еретиком. Призвав собравшихся к совместному движению вперед, он отметил, что очень важно, чтобы это движение не сопровождалось напряжением и внутрицерковной борьбой.

СФИ

Залишити відповідь