Участники международной конференции во Львове обсудили проблемы межрелигиозного диалога и фундаментализма

20-23 апреля в Льве состоялся международный коллоквиум “Экуменизм, межрелигиозные диалоги и фундаментализм”, организованный Институтом экуменических исследований Украинского католического университета, посольством Франции в Украине и Всемирным Советом Церквей. По словам директора Института экуменических исследований д-ра Антуана Аржаковского, цель коллоквиума – научиться различать межрелигиозный диалог от “секулярного диалога медиа”. Вопрос межрелигиозного диалога становится особенно актуальным в контексте стремления к евроатлантической интеграции Украины. “Миф о цивилизации как о военном факторе, т.е. вера в неминуемую войну между исламской и христианской цивилизациями, все больше распространяется в сознании нашего мира”, – отметил д-р Аржаковский.


В работе форума приняли участие представители разных украинских конфессий и вероисповеданий, а также гости из заграницы. Среди них: Генеральный секретарь Всемирного Экуменического Совета Финляндии священник Хейки Хуттунен, директор ассоциации “Дело Востока” и эксперт по “Ливанской проблеме” монсеньор Филипп Бризар, координатор комиссии “Вера и Церковное устройство” Всемирного Совета Церквей д-р Тамара Грдзелидзе, инспектор Министерства Финансов Франции, основатель общества “Демократия и духовность” Жан Батист де Фуко. Среди украинских участников: ректор УКУ о. д-р Борис Гудзяк, вице-ректор УКУ, общественный деятель Мирослав Маринович, главный редактор Интернет-портала “Православие в Украине” свящ. Андрей Дудченко и народный депутат, заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров. Коллоквиум посетил также архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич).


Владыка Августин акцентировал внимание на практической стороне экуменизма: “Я думаю, что сейчас надо говорить о практическом измерении. Я настаиваю на этом, имея опыт общения на разных уровнях, не только с протестантами и католиками, но также с мусульманами и иудеями. Надо оставить богословскую романтику и лирику и думать над тем, как нам совместно выжить во время страшных катаклизмов”.


Работа коллоквиума началась с обсуждения документа “Природа и миссия Церкви”, изданного в феврале 2006 года комиссией “Вера и Церковное устройство” Всемирного Совета Церквей. Координатор этой комиссии Тамара Грдзелидзе представила документ и рассказала об откликах на него со стороны разных христианских церквей. По словам госпожи Грдзелидзе, экуменическое движение сейчас находится в кризисе: “Надо поставить вопрос: к какому единству стремятся церкви? Пока что не найдена единая формула церковного единства”. За последние годы Всемирный Совет Церквей покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви. Сегодня в ВСЦ создана комиссия по экклезиологическим вопросам, тридцать процентов которой составляют православные участники. Нужно исследовать, насколько участники экуменического движения открыты другим церквам, чтобы признать их как церковь.


После этого свое видение обсуждаемого документа высказали представители Православной и Греко-Католической Церквей, а также епископ Пятидесятнической церкви. Директор Института церковного права УКУ протопресвитер Михаил Димид в своем докладе обсудил некоторые спорные вопросы документа ВСЦ, такие как значение апостольского преемства в Церкви, место Крещения и Евхаристии и пр.


Свящ. Андрей Дудченко представил православный взгляд на документ ВСЦ, в частности более четко рассказал о “существенных свойствах” Церкви – ее единстве, святости, кафоличности и апостольстве. По словам докладчика, Церковь сегодня переживает кризис кафоличности. С одной стороны, это выражается в чрезмерной “этничности”, особенно внутри диаспорных приходов, с другой – в недостатке разнообразия внутри одной Поместной Церкви. Церковь должна быть “всем для всех”, но и все христиане, которые живут на определенной территории, должны создавать из себя единую евхаристическую общину, а не разделяться на параллельные церкви по национальному, этническому, языковому, культурному или политическому признакам.


Протестантский взгляд на документ ВСЦ представил д-р Василий Боечко, епископ христиан-пятидесятников. “Этот документ имеет право быть вдохновением и возвращением к диалогу”, – указал он.


Форум продолжился обсуждением вопросов межрелигиозного диалога. Директор Института экуменических исследований УКУ д-р Антуан Аржаковский в своем докладе представил православный взгляд на ислам. Ссылаясь на таких известных богословов как Владимир Соловьев, Георгий Флоровский и Оливье Клеман, он подчеркнул необходимость сотрудничества верующих обеих религий в борьбе против секулярных и религиозных фундаментализмов. Заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, который предложил положить в основу межрелигиозного диалога, в частности между христианами и мусульманами, моральные вопросы: “Диалог людей разных вероисповеданий и национальностей относительно моральных вопросов – такой, что скорее всего объединяет общество”.


Отец Хейки Хуттунен рассказал о диалоге православных с нехалкидонскими, или Ориентальными Церквами. Так называются Православные Церкви Востока, которые не приняли Четвертого Вселенского собора, среди них – Армянская, Коптская, Эфиопская, Ассирийская и прочие. Отец Хейки рассказал, что на самом деле разные терминологические богословские системы, принятые в православных и ориентальных Церквах, выражают одну и одну и ту же веру в Иисуса Христа – истинного Бога и истинного Человека. В диалоге с Ориентальными Церквами, добавил о.Хейки, помогает то, что учение каждой стороны выражается на одном и том же языке (английском). Но вопрос объединения усложняется историческим и национальным факторами: греки и копты помнят разделение “как вчера”. Между тем, в Ливане уже 15 лет существует практика евхаристического общения на уровне прихожан между православными и нехалкидонитами. Исследование веры Ориентальных Церквей и их христологии должно вести к совместному причастию, если обнаруживается единство в принципиальных вопросах. Докладчик напомнил слова греческого митрополита Мелетия, которые были сказаны в 60-70 годах прошлого века: греховно быть в общении с еретиками, но так же греховно не быть в общении с православными.


Кроме докладов, в рамках конференции были предусмотрены дискуссии по обсуждаемым вопросам, много свободного времени для знакомства и неформального общения участников, путешествия по городу и его окрестностям.


Институт экуменических исследований УКУ, организатор мероприятия, планирует проведение следующих конференций. Конференция этого года – третья. В 2005 году состоялась конференция, посвященная теме дружбы как экуменической ценности, в 2006 году – теме “радикального” Православия (radical Orthodoxy).


Свящ. Андрей Дудченко, с использованием материалов РИСУ


Православие в Украине

Залишити відповідь