Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > События > О ситуации в Сурожской епархии

События

О ситуации в Сурожской епархии


Епископ Сергиевский Василий (Осборн), управляющий Сурожской епархией, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой благословить его переход из Московского Патриархата в Константинопольский. Эта церковная область, созданная в 1962 году при активном участии выдающегося иерарха митрополита Антония (Блума, 1914-2003 гг.), объединяет приходы Московского Патриархата в Великобритании и Ирландии.

24 апреля епископ Василий направил Патриарху Алексию II письмо, в котором попросил отпустить его, а также клириков и мирян Сурожской епархии, которые этого пожелают, в юрисдикцию Вселенского Патриархата.

Епископ Василий отмечает, что за последние десять лет — в связи с огромным наплывом новых эмигрантов из России и других стран бывшего СССР — в Сурожской епархии создалась ситуация, в корне отличная от той, что имела место в годы становления этой церковной области. Если раньше, считает архиерей, основным мотивом верующих было свидетельство о православии вне национальных границ, то для вновь прибывших в Англию одним из важнейших условий является связь с русской церковной традицией.

Если к 1991 году Сурожская епархия насчитывала около 30 приходов и общин, а общее число ее верующих составляло порядка 2-3 тысяч, то после крушения коммунизма общая численность русскоязычных мигрантов из стран бывшего СССР, живущих в Великобритании, достигло 250 тысяч человек, из которых только в Лондоне живет около 100 тысяч.

Среди тех, кто не разделяет взглядов на жизнь епархии, которые сложились при митрополите Антонии, епископ Василий, в частности, называет своего викария архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), на которого возложена забота о русскоязычных прихожанах, и протоиерея Андрея Тетерина, который в конце прошлого года открыто выступил против управляющего епархией.

Перманентные скандалы, омрачающие жизнь Сурожской епархии на протяжении последних лет, считает епископ Василий, вызваны не конфликтами между отдельными людьми, а объективными причинами. В этой связи епископ полагает, что вновь прибывшим в Британию выходцам из бывшего СССР следует оставаться в юрисдикции Московского Патриархата. Что же касается тех, кто разделяет взгляды на церковную жизнь, сложившиеся в годы управления епархией митрополитом Антонием, то им, по мнению архиерея, предпочтительнее будет войти в состав «церковной структуры, более всего походящей на нее», — Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (с центром в Париже) под омофором Вселенского Патриарха.

В понедельник, 1 мая, епископ Василий обратился с письмом ко всему клиру Сурожской епархии и членам Епархиального совета, в котором также изложил свои намерения относительно перехода в Константинопольскую юрисдикцию.

На следующий день, 2 мая, он направил письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею I, в котором попросил принять его под свой омофор. Как уточняет епископ Василий, управляющий Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) ранее был проинформирован о его позиции.

В своих письмах епископ Василий отмечает, что решение о смене юрисдикции далось ему с большим трудом, поскольку на протяжении нескольких десятков лет, с тех пор, как он принял православие, он пребывал под омофором Московского Патриарха. В то же время, считает архиерей, тот факт, что Московский и Константинопольский Патриархаты находятся между собой в евхаристическом общении, не дает основания говорить о полном разделении между теми, кто перейдет вместе с ним в Константинопольскую Церковь, и теми, кто останется в РПЦ.

5 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил епископу Василию письмо следующего содержания:

Ваше Преосвященство,

дорогой Владыка!

Ознакомился с двумя Вашими письмами, поступившими с двухнедельным перерывом. Полностью одобряю содержание первого из них, в котором Вы свидетельствуете о своей преданности Русской Православной Церкви, а также подробнее освещаете планы строительства нового русского храма в Лондоне, выражаете намерение придать характер общецерковного торжества предстоящему празднованию 50-летия храма Успения Божией Матери и Всех святых в качестве кафедрального собора Сурожской епархии, говорите о намерении пригласить архиереев всех епархий Московского Патриархата в Западной Европе и тепло отзываетесь о готовности Преосвященного митрополита Кирилла возглавить праздник.

Что же касается Вашего письма, датированного вторым днем Пасхи Христовой, то нельзя не удивиться резкому отличию его содержания от предыдущего обращения. Здесь высказаны совсем другие оценки ситуации и другие практические предложения.

Нам понятны и вызывают сочувствие затруднения, связанные с новой реальностью, сложившейся в Великобритании в результате прибытия за короткое время множества русскоязычных верующих, о чем Вы пишете во втором Вашем письме. Да, ситуация сложилась непростая, представляющая определенный вызов для епархии и требующая ответственных пастырских решений. Но ведь предлагаемое Вами разделение епархии по национальному и культурному признаку никоим образом не может привести к преодолению противоречий, к исцелению существующих болезненных явлений и укреплению Православия на Британских островах.

Разделения в русском церковном рассеянии случались, как известно, и раньше. Но в ХХ веке они вызывались катастрофическими для Русской Церкви обстоятельствами, гонениями и безбожной диктатурой на Родине. Притом эти вынужденные разделения всегда мыслились как временные, и сегодня они, благодарение Богу, успешно преодолеваются; достаточно указать на плодотворное развитие диалога с Русской Зарубежной Церковью. Вы же, напротив, предлагаете из-за временных напряжений закрепить навсегда либо на неопределенно долгое время разделение паствы.

Вы пишете, дорогой Владыка, о развитии Сурожской епархии согласно видению приснопамятного митрополита Антония. Именно такое развитие и Мы поддерживаем и благословляем. Подвигом жизни блаженнопочившего иерарха было создание многонациональной епархии, верной традиции Русской Церкви, но открытой к новым вызовам жизни в условиях Западной Европы и свободной от всякой этнической ограниченности. Под омофором Владыки Антония русские, англичане, представители иных национальностей равно ощущали себя любимыми чадами единой Церкви-Матери, которой покойный святитель был верен всегда, в том числе в самые неблагоприятные для этого времена, и сохранил эту верность даже до смерти.

Мы ожидали от Вас, Владыка, что Вы продолжите дело митрополита Антония. В этом заверял нас почивший иерарх, желая именно Вас видеть своим преемником. Это обстоятельство во многом определило решение Священного Синода о возложении на Вас обязанностей по управлению Сурожской епархией. И сами Вы неоднократно подтверждали Ваше желание продолжать дело Владыки Антония, преемственно следовать его линии и хранить ту же верность Матери-Церкви. Вам была дана возможность подтвердить эти намерения делом. Понимаем, что встретились трудности. Но ведь многократное умножение русского присутствия произошло и в других зарубежных епархиях Московского Патриархата, также требуя усилий для сохранения единства и обеспечения духовного окормления разнородной и разноязычной паствы. Кому как не архиереям блюсти единство народа Божия?

Поэтому Ваше предложение разделить вверенную Вам от Бога паству по национально-культурному признаку и «распределить» верующих по разным юрисдикциям очень огорчило меня. Владыка, речь ведь идет не о Вашей личной судьбе, а о том, сохранится ли церковное наследие митрополита Антония, продолжится ли дело его жизни. Ясно, что предлагаемый Вами выбор никоим образом не может приблизить перспективу рождения единой и многонациональной Поместной Церкви в Великобритании и вообще в Западной Европе, не может способствовать разрешению проблемы церковного устройства православной диаспоры, над которой десятилетиями трудились и трудятся вместе Поместные Церкви, включая представителей Константинопольского Патриархата. То, что Вы предлагаете, — не просто шаг назад. Пойдя по пути умножения разделений, мы рискуем утратой церковного мира и стабильности во Вселенском Православии. А расплатой в конечном счете станут новые страдания паствы.

Владыка, моя молитва — о том, чтобы Господь всех нас уберег от подобных деяний и от страшного ответа за них на грядущем Суде Божием. По возложенному на Патриарха долгу служения церковному единству, напоминаю Вашему Преосвященству о Вашей архиерейской присяге и призываю Вас, вместе с клиром епархии и ее паствою, продолжить труд по созиданию, а не разделению Тела Христова. Мы окажем Вам всякое необходимое содействие и поддержку на этом пути. Готов принять Вас для личной беседы и обсуждения существующих затруднений, для определения дальнейших совместных действий.

Дело же устроения Православия в Западной Европе мы намерены продолжать, собирая воедино разделенные некогда части Русской Церкви и братски взаимодействуя с другими Поместными Церквами, имеющими свою диаспору здесь и в других частях мира. Об этих намерениях Вы знаете из моего послания трехлетней давности, которое было горячо поддержано как Вашим предшественником Преосвященным митрополитом Антонием, так и Вами. История автокефалии Православной Церкви в Америке, а также опыт нашего участия в общеправославном обсуждении вопроса диаспоры, убедительно свидетельствуют об отсутствии в нашей Церкви эгоистических устремлений или националистических предрассудков, о нашей верности апостольским принципам.

Дорогой Владыка! Русская Церковь много пострадала в веке минувшем от гонений безбожников, от гордыни раскольников, от предательства лжебратий. Молитвами Новомучеников и всех святых, настало для нее время отрады, время собирания и возрождения. Наше счастье, что Господь сподобил нас жить и служить Ему в эти дни. Трудно бывает и сегодня, но разве эти «болезни роста» можно сравнить с тем огненным искушением, через которое прошли наши отцы? Поэтому прошу Вас не пугаться испытаний, не избегать креста, но умножить труды по созиданию Тела Христова.

Данное письмо, впоследствии опубликованное получателем в сети Интернет, было вручено Преосвященному епископу Сергиевскому Василию утром 7 мая. Отказавшись ознакомиться с содержанием письма перед Божественной литургией, епископ Василий после богослужения объявил пастве о своем решении покинуть юрисдикцию Московского Патриархата, а также о уже направленном письме Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею.

Получив подтверждение того факта, что данное письмо действительно было направлено епископом Василием Предстоятелю иной Поместной Церкви без ведома Священноначалия Московского Патриархата и даже прежде, чем поступило в Москву письмо епископа Василия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси; узнав о заявленном 8 мая отказе епископа Сергиевского от предложения отозвать свое письменное обращение к Патриарху Константинопольскому, что 9 мая было подтверждено и письмом епископа Василия к духовенству епархии, членам епархиального собрания и «другим заинтересованным лицам»; ознакомившись с обращениями, поступающими в Москву из Сурожской епархии от верующих, не желающих покидать канонического подчинения Русской Православной Церкви, — Святейший Патриарх Алексий направил епископу Сергиевскому Василию указ, освобождающий его от управления Сурожской епархией с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания разбора кризиса, возникшего в Сурожской епархии, специальной комиссией, назначенной Его Святейшеством.

Указ Его Святейшества Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси, зачитанный архиепископом Корсунским Иннокентием после Божественной литургии в соборе Успения Божией Матери, Эннисмор Гарденс, Лондон, 14 мая 2006

Епископ Василий освобожден от обязанностей управляющего Сурожской епархией и отправлен на покой. (Он остается епископом Московского патриархата).

Ему запрещено переходить в другой патриархат, до тех пор пока комиссия во главе с архиепископом Иннокентием не закончит расследование последних событий в Сурожской епархии. Все будут приглашены для выражения их точки зрения.

Архиепископ Иннокентий в настоящий момент является главой Сурожской епархии.

14 мая 2006 года, в Неделю о расслабленном, в кафедральном соборе в честь Успения Божией Матери и Всех святых архиепископ Корсунский Иннокентий и архиепископ Керченский Анатолий совершили Божественную литургию в сослужении семи священников и четырех диаконов Сурожской епархии. За литургией молился и причащался Святых Таин епископ Василий (Осборн). В храме были собраны более 600 прихожан, которым после богослужения архиепископ Иннокентий огласил Патриаршие указы. Епископу Василию также была предоставлена возможность обратиться к верующим. В этом слове епископ Василий подтвердил неизменность своего намерения выйти из состава иерархии Русской Православной Церкви.

Ответ епископа Василия (Осборна) после оглашения распоряжения Патриарха Алексия II:

Ваше преосвященство, дорогой владыко,

Разрешите выразить мое личное к вам уважение и любовь, которые я испытываю с момента нашей первой встречи в 1995 или 1996 году в Отделе внешних церковных связей в Москве. Приятно видеть вас здесь, в нашем лондонском соборе.

Однако должен сказать, что я считаю, что настоящий указ не основан на рассмотрении всех существенных фактов, поэтому я буду апеллировать к Вселенскому Патриарху на основании 9 и 17 канонов IV Вселенского собора.

Справка. Правила IV Вселенского собора, Халкидонского

9. Если который клирик с клириком же имеет судное дело: да не оставляет своего епископа, и да не прибегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего епископа или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит: да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик со своим, или со иным епископом имеет судное дело: да судится в областном Соборе. Если же на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится.

17. По каждой епархии, как в селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывать под властью заведывающих оными епископов: и наипаче, аще, в продолжении трдцати лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но если же царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата / Благовест-Инфо / Dioceseinfo.org

Дата публикации: 15.05.2006