30 октября в Париже скончался о. Бернар Дюпир, директор франко-русского культурного общества в Париже

30 октября в Париже скончался о. Бернар Дюпир, директор франко-русского культурного общества в Париже. Облик этого молчаливого и светлого человека хорошо знаком киевлянам: о. Бернар не раз бывал в Киеве, выступал на Успенских Чтениях и других встречах и конференциях. Самую выразительную и краткую его характеристику дал в Киеве один священник: “Когда говорят о современной святости, мне вспоминается о. Бернар Дюпир”.
Мы вновь вглядываемся в его лицо на фотографиях.

Мы вновь перечитываем его мысли:

“Бог сотворил человека как материю и дух и даровал эту невероятную вещь – свободу, поскольку свобода – единственный путь к любви между Творцом и творением. Кто говорит “любовь”, говорит “свобода”. Первородный грех нарушил союз с Творцом, но не мог уничтожить способность к этим отношениям. Ум и другие элементы человеческой природы стали шаткими, как буссоль. И вот, Бог становится человеком, чтобы спасти человека от этой шаткости. Слабый, виляющий дух человека исцеляется Святым Духом. Греческие Отцы Церкви особенно подчеркивали значение Святого Духа для христианской жизни. Дело в том, что в романских языках слово дух (esprit, spirito, espiritu), производное от лат. spiritus “дыхание” (евр. руах, греч. пневма), ассоциируется с интеллектуальной способностью человека, поэтому скорее надо было бы переводить “Святое Дуновение”. Итак, дыхание исцеляется Дыханием…”.

“В античные времена учитель-педагог выполнял две роли – обучал молодежь не только школьным предметам, но и готовил их к жизни в обществе. Исходя из этой важной роли, отведенной учителю в античном обществе, Климент Александрийский хотел подчеркнуть просветительскую роль Христа, который есть истинный “Логос-Учитель” христианина. Итак, если Логос есть “Учитель”, то верующие являются детьми. Климент любил этот образ. Это ему позволяло развить чувство непосредственного, детского восприятия – простоты, послушания, прямоты, чистоты, искренности и, конечно, хрупкости. Ребенок нуждается в защите, руководстве, свободе, чтобы быть веселым, улыбающимся, радостным. Его глаза должны постоянно видеть Логос, который им руководит, которому он должен подражать, на которого он должен равняться, по которому он должен сверять свои поступки”.
“Христианские семьи Востока и Запада могут стать, вопреки различным конфессиональным принадлежностям, неисчислимым и крепким “союзом”, протягивая друг другу трагически оборванные в течение двух последних столетий корни той новой и великой Европы, насыщающейся жизнетворным соком этих вечных общих духовных корней”.

“Христианство, даже если оно и питало цивилизации, никогда себя с ними не отождествляло. Ведь Христос пришел на землю не для того, чтобы спасти общественные структуры. Он пришел для спасения человека. Итак, если общества и земные отечества детей Божьих преходящи и эфемерны , их настоящее отечество вечно и не имеет границ”.

Царствие Небесное батюшке Бернару!

Константин Сигов

——–

Мне Господь дарвал некоторое время достаточно болизко общаться с о. Иоанном Крестьянкиным, духовно у него окормляться. С первой нашей встречи я не сомневался, что он святой в той изначальой, выкристализованной форме, о которой говорит все Предание. Мне кажется, мало кто в этом сомневается, даже зная его заочно. О.Иоанн – ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ, которого Господь послал мне на пути жизни. И потому я знаю духовный “аромат” святости…

Далее. Я достаточно долго относился к католицизму весьма враждебно – греко-католиков считал политической сектой, католиков лже-христианами, визит папы в Украину провокацией и пр. И так было до тех пор, пока я не встретил (на богословской конференции в Киеве) о. Бернара Дюпир. Я не буду рассказывать о нашем достаточно долгом общении, об эпизодах – все равно передать словами то, что чувствуешь сердцем, невозможно. А я почувствовал, что встретил еще одного – ВТОРОГО НА СВОЕМ ПУТИ! – святого Церкви Христовой. Этот тихий и мудрый старец, кроткий, мирный, никогда о том не говоря, без слов, передал мне частицу своей любви ко Христу и чадам Его. И, чувствуя это сердцем, я не мог оспорить Бога – да, если в католицизме есть такие люди, то и там, безусловно, действует Дух Божий; да, это – Церковь.

Мои сыновья, ребята вполне свободные, но чуткие, к о. Бернару буквально прилепились; особенно Саша (Илюша приехал позднее) старался побыть рядом с о. Бернаром каждую возможную минуту. Это тоже мне кое-что говорило.

Общаться с о. Бернаром было легко – он хорошо знал русский язык, в церкви при институте славистики Сорбонны, где он был настоятелем, служились литургии св. Иоанна Златоустого (и св. Василия Великого, и св. папы Римского Григория Двоеслова), и др. службы на церковнославянском языке. Он все знал и все хорошо понимал, он был НАШ – т.е., Христов – сердцем, разумом, духом. Общение с ним было откровением о Христе. Это так.

Вчера, в воскресенье Христово, о Бернар почил о Господе. Упокой, Господи, во Царствии Своем раба Твоего Бернара!

Свящ. Михаил Шполянский

Залишити відповідь