Н. В. Гоголь и Православие

Промыслом Божиим нам уготовано жить в удивительное и трудное время - время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания.

Продолжить чтение Н. В. Гоголь и Православие

День Святой Троицы. Пятидесятница

Думается, что сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви.

Продолжить чтение День Святой Троицы. Пятидесятница

Нерукотворный образ

Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси.

Продолжить чтение Нерукотворный образ

Всемирное Воздвижение Креста Господня

Все двунадесятые праздники отмечают события, не выходящие за пределы евангельского круга, в то время как в Воздвижении Креста вспоминается то, что произошло значительно позднее, хотя по существу своему праздник этот наполнен тем же немеркнущим светом, сродным всем двунадесятым праздникам, и возводит сознание к славе искупительного подвига Христова.

Продолжить чтение Всемирное Воздвижение Креста Господня

Годовой круг

В литургическом движении совершаемых служб Церковь образует как бы великий круг — венец лета, круг, который сообразно с космическим солнечным кругом образует год, заключающий в себе двенадцать малых кругов. Этот космический годовой круг, рожденный движением земли и небесных светил, весь освятился кругом совершаемых Церковью богослужебных действий, стал как бы чашей, до краев наполненной бесценным вином вечной жизни, тестом, в которое брошена закваска негибнущего бытия, руслом, вместившим воду, «скачущую в жизнь вечную». Самое кругообразное движение космического времени, составляющее год, несет в себе некоторое чаяние и подобие вечности и, наполняясь движением церковного богослужебного круга, как бы вводится в вечное бытие.

Продолжить чтение Годовой круг

Благовещение Пресвятой Богородицы

В Благовещении совершилось Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания, - вочеловечение Божие.

Продолжить чтение Благовещение Пресвятой Богородицы

Сретение Господне

Сретение - это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона. Весь Ветхий Завет увидел исполнение чаяния "своего моления".

Продолжить чтение Сретение Господне

Икона и картина

Мы публикуем статью священника Александра Салтыкова, в которой автор, анализируя известное полотно Эль Греко, показывает, в чем состоит различие между иконой и картиной.

Продолжить чтение Икона и картина

Икона и дети

Когда смотришь на древнерусские иконы, ловишь себя на мысли о сходстве святых ликов с детскими лицами. Эта особая нежная, ласковая "детскость" заметно удавалась преп. Андрею Рублеву: взять, к примеру, хотя бы фрески Успенского собора во Владимире. И наоборот, изображая детей, изографы придавали им определенную "зрелость".

Продолжить чтение Икона и дети

Живопись церковная и светская в наши дни

В первой половине VI века в христианском мире произошли два знаменательных события, напоминание о которых может явиться своеобразным эпиграфом к данной теме.

Продолжить чтение Живопись церковная и светская в наши дни

Письмо П. И. Чайковского ректору Киевской духовной академии о состоянии церковного пения

…Я в начале обедни глубоко бываю потрясен неизреченным благолепием архиерейского служения вообще, и Вашего в особенности. Но каждый раз чувства святого восторга понемножку охлаждаются, и, наконец, я выхожу из церкви, не дождавшись раскрытия царских врат после причастного стиха, разочарованный, смущенный, негодующий.

Продолжить чтение Письмо П. И. Чайковского ректору Киевской духовной академии о состоянии церковного пения

Открытие иконы

Сегодня трудно представить, что еще сто — сто пятьдесят лет назад мы не знали древней иконы. XIX век, золотой век русской литературы, век Пушкина, Гоголя, Достоевского, не имел представления о золотом веке иконописи — об Андрее Рублеве, Феофане Греке, Дионисии.

Продолжить чтение Открытие иконы

Хоровое церковное пение и театральность в его исполнении

В одной из моих статей, наряду с "церковностью", "молитвенностью" и "модернизмом" в нашем церковном пении было упомянута и "театральность" и указывалось, что все эти выражения очень неопределенны и понимаются по-разному.

Продолжить чтение Хоровое церковное пение и театральность в его исполнении

Учение святых отцов о единстве пения и жизни

«Изнеженные напевы и плаксивые ритмы, эти хитрые зелья карийской музы, развращают нравы, своим разнузданным и коварным искусством незаметно вовлекая душу в разгул космоса (народного гуляния с пением)», — пишет Климент Александрийский, один из первых учителей Церкви, подробно занявшийся вопросом взаимовлияния пения и жизни.

Продолжить чтение Учение святых отцов о единстве пения и жизни

Согласно Преданию

В православных храмах мы нередко можем видеть иконы с изображением Бога Отца в виде седовласого старца. Иногда Он изображается отдельно, иногда вверху иконы, на облаке, а иногда на иконе, которая называется «Троица Новозаветная».

Продолжить чтение Согласно Преданию

Размышление об иконопочитании

Догмат иконопочитания имеет своим основанием догмат о Боговоплощении и является его богословским развитием.

Продолжить чтение Размышление об иконопочитании

Куда пойдем?

Проблема неудобовразумительности церковных служб для большинства верующих поднята давным-давно. В качестве главной причины таких трудностей, как правило, называется непонятность церковно-славянского богослужебного языка. Если согласиться с данным предположением, то напрашивается вывод, что как только все церковно-славянские тексты будут заменены на русские или украинские, то понимание прихожанами богослужения сразу же улучшится как минимум до удовлетворительного.

Продолжить чтение Куда пойдем?

Икона Рождества Христова

Не желая выступать судьями, мы, тем не менее, не можем не обратить внимание на разницу между Западом и Востоком в традиции изображения Рождества. На Западе, под влиянием францисканства, на первый план выступили исключительно человеческие эмоции - чувствительность, жалость, нежность. Малыш Иисус, Его Мать Мария и Плотник Иосиф - перед нами очень распространенный на Западе образ Святого Семейства. Рождество приобрело характер праздника Человеко-Бога более, нежели Богочеловека.

Продолжить чтение Икона Рождества Христова