Архимандрит Роман Подлубняк — о своем авторском альбоме, состоянии церковного пения и обязанностях епископов

Церковный композитор и регент хора Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Роман (Подлубняк) выпустил диск авторских произведений «Литургия свт. Иоанна Златоуста» в исполнении камерного хора «Кредо» под управлением Богдана Плиша. Это первое издание в серии «Антология богослужебного пения Украины» – проекта кафедры богослужебного пения и регентства Национальной музыкальной академии Украины. Выпуск диска приурочен к 20-летию возрождения монашеской жизни в Голосеевской пустыни.

pidlubnyak_disk

«Это музыка верующего человека, глубоко воцерковленного певца и регента, светлой личности. Автор в своей Литургии являет «права звука», «тона», из которого как зодчий строит целостный, одухотворенный образ простоты, светлой радости и покоя. Композитор прекрасно чувствует стиль и дух литургии, ее духовный настрой», – считает заслуженный деятель искусств Украины, хормейстер Национальной оперы и регент хора Спасо-Преображенского собора Александр Тарасенко.

О том, почему главному музыкальному вузу страны интересно исследовать и изучать богослужебное пение, композитор архимандрит Роман (Подлубняк) рассказал в интервью сайту «Православие в Украине».

roman_pidlubnyak

– Именно в Церкви и есть корень, истоки этой музыки. Эта музыка возникла не на пустом месте, она родилась именно в богослужении, из творческой энергии, творческой инициативы церковных людей, которые ходили и ходят в храм, исповедуют православную веру, участвуют в церковных таинствах. И если эта музыка должна ожить, если она должна звучать не просто формально (о чем часто говорят и с чем борются), то, конечно же, нужно вернуться к истокам, найти именно ту так называемую «пуповину», которая скрыта в недрах церковной истории и богослужения. Поэтому желание Национальной музыкальной академии исследовать богослужебную музыку, на мой взгляд, является достаточно естественным и органичным — если в качестве цели полагается возрождение богослужебной музыки в ее полном объеме.

Часто церковную музыку называют «ангельским пением». Слушая ее, душа порой действительно отзывается. В каком же состоянии находится сегодня богослужебное пение? Существует ли сегодня такое мастерство его исполнения, с помощью которого человек действительно мог бы забыть о земном и достичь душою Неба?

– Мне кажется, что состояние, конечно же, разное. Все зависит от многих обстоятельств. От того, что это за хор, где он поет, какие у него есть возможности.

Много зависит от священноначалия, от наших архиереев. Кстати, одна из обязанностей епископа — это наблюдение за образцовым богослужебным пением. Там, где наши владыки заинтересованы, чтобы пение было на высоком, достойном уровне, – там, конечно, существуют прекрасные хоровые коллективы, и мы наблюдаем возрождение православных традиций.

Условия разные в различных регионах Украины. Но я, например, хочу сказать, что даже в такой проблемной церковной среде, как Галичина, существует прекрасный хор во Львове — хор кафедрального собора (УПЦ — Ред.). Это еще раз подтверждает мысль о том, что там, где существует интерес, там есть и возможности.

Архимандрит Роман — выпустник регентских классов Санкт-Петербургской духовной академии. Уже много лет он является регентом хора студентов Киевских духовных школ. Но о себе как о церковном композиторе говорит довольно сдержанно.

– Церковный композитор — это очень громко сказано. Я скорее любитель — человек, который иногда в свободное время, или когда приходило вдохновение, создал несколько богослужебных произведений.

О современных композиторах, которые пишут церковную музыку, отец Роман говорит так:

– Существуют другие регенты-любители и регенты-композиторы. Сейчас есть всем известный композитор архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Есть произведения Александра Тарасенко, Михаила Литвиненко, нашего киевского регента-композитора. Также есть целая плеяда композиторов светских, пишущих на церковные темы. Но это другой пласт нашей, тоже духовной, украинской музыки.

Сегодня развитие идет по двум параллелям: одна — богослужебное пение, которое создается и развивается в русле нашей православной церковной традиции. Другая — развитие достаточно свободное, творческое, которым занимаются профессиональные композиторы. Как правило, это светские люди, и их музыка достаточно сильно отличается от образцов церковной богослужебной музыки.

Беседовала Валентина Гордийчук, «Православие в Украине»

Перевод на русский язык — «Киевская Русь»

Залишити відповідь