Образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница»: История возникновения и современное значение

Она – почитаемая везде в мире Пресвятая Дева, единственная на земле родившая Богочеловека непорочная Матерь! Она так возлюбила Творца и весь созданный Им мир, что отдала всю себя, всю свою жизнь без остатка на служение высшему и непостижимому Разуму, Отцу, Сыну и Святому Духу… Она, которая стала млекопитательницей предвечного Младенца, воплотившегося через нее Спасителя мира. Она та, которая стала навеки самой заботливой Матерью и всего человечества… Именно к Ней более всего с молитвой о спасении, исцелении, защите и помощи в самое трудное время прибегали и прибегают верующие. Как материнское молоко, изобильно текущее в уста беспомощного младенца, так благодатное милосердие Ее неистощимо ко всему падшему роду человеческому отныне и до века. Ей, Матери Божией, Царице Небесной и Всеблагой нашей Утешительнице, посвящается наш рассказ.

С первых дней своего существования Святая Церковь, основанная самим Господом нашим Иисусом Христом, непрестанно заботится о том, чтобы мы, чада ее, члены одного Тела Христова, твердо и надежно стояли в чистоте православного вероучения.

Один из важнейших догматов нашей Церкви – догмат воплощения Сына Божия. Как гласит третий член Символа веры, навечно принятого Первым Вселенским собором в городе Никее в 325 г. от Р.Х.: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Проповедь нового спасенного Богочеловечества составляет основное содержание благовестия Самого Спасителя и его верных апостолов, главную сущность четырех Евангелий и всех апостольских посланий, основу христианства, фундамент всего учения Церкви. Цель вочеловечения Господня есть наше спасение. Спасение же человека состоит в стяжании благодати Святого Духа, вечной жизни в Боге и в Царстве Небесном.

Христос рождается не для того, чтобы установить все блага на земле, не для того, чтобы решать земные проблемы, а единственно для того, чтобы воскресить и восстановить падший и умерший образ Божий в человеке. Святой Максим Исповедник писал, что Бог-Слово Сын Божий для того и стал человеком и Сыном Человеческим, чтобы через соединение с Собою соделать человеков богами и сынами Божьими…

Христос был не только совершенным Богом, но и стал совершенным Человеком на земле, взамен падшего Адама. Сам Господь не раз называет себя в Евангелии Сыном Человеческим. Он, как и мы, испытывал холод и голод, потребность в отдыхе и сне, переживал болезненные ощущения и физические страдания. С той лишь разницей, что Господь не имел в Себе греха, а потому и разумная сознательная воля Иисуса Христа ставит все человеческие стремления в подчинение воле Божественной.

О значении и смысле человеческой природы Спасителя святой Кирилл Александрийский писал так: «Если воспринятое естество Его не имело свойств человеческих, то вступивший в брань с дьяволом за торжество любви – был Сам Бог, Бог же был и одержавший победу. Если же Бог победил, то я, как нисколько не содействовавшей этой победе, не получаю от нее никакой пользы, не могу и радоваться о ней…»

На этот-то главный догмат о Боговоплощении и ополчилось более всего множество суемудрых богословов первых веков официального христианства, одержимых гордостью и самомнением, пытаясь переиначить в угоду собственной прихоти и похоти спасительные богооткровенные истины православия. Ереси становились столь разнообразны и приобретали такое масштабное распространение, что приходилось постоянно созывать соборы архипастырей церкви для утверждения правильных вероучительных концепций.

Однако Вселенские соборы и отцы церкви имели целью только ограждение веры от заблуждений еретиков, но не пытались проникнуть в самую сущность таинственного преображения человеческого естества во Христе, о котором верим и исповедуем, что в человеческой плоти Христос воссел одесную Бога Отца, что именно в ней Он придет со славою судить мир, и Царствию Его не будет конца, и что Животворящих Тела и Крови Его верующие причащаются по всему миру во все времена в Таинстве Евхаристии.

С догматом вочеловечения Сына Божия связан теснейшим образом догмат об именовании Пресвятой Марии Приснодевой и Богородицей. Этими эпитетами Матери Иисуса Церковь подтверждает свою веру в безгрешное Зачатие и Рождение Христа, веру в истинное, а не кажущееся вочеловечение Бога Слова. Так праведная Елизавета, исполнившись Духа Святого, сама называет Деву Марию при встрече с Ней после Благовещения Матерью Господа своего… «Однако Приснодева Мария стала превыше всех святых, не только по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, но и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком Христом…» – писал святитель Игнатий Брянчанинов.

Святой Амвросий Медиоланский изобразил свойства Пречистой Девы во время земной Ее жизни так: «Она была Девою не только по плоти, но и по духу: в сердце смиренна; в словах богомудренна; говорила нескоро; всегда занималась чтением; в трудах была неутомима; в беседах целомудренна, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Никого не обижала, напротив, желала всем добра; никем не гнушалась и даже самого убогого человека не презирала, ни над кем не смеялась; во всем видела только добро. Все слова, исходившие из уст Ее, изливали благодать; все дела дышали девственною чистотою. Ее наружный вид был образом внутреннего совершенства и выражал незлобие и милосердие».

VII Вселенский собор определил, чтобы святые и честные иконы почитались и предлагались верующим для поклонения так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста Господня. Потому что честь, воздаваемая иконе, относится не к самому изображению, а к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется тому, кто изображен на ней. Иконные образы в Церкви с первых дней ее существования приравниваются по своему значению к самому Священному Писанию, как к такому же Божественному откровению и одной из форм богопознания…

Святые отцы всех времен всячески осуждали не только пренебрежительное и кощунственное отношение к святым иконам, но предостерегали и от идольского им поклонения и воздаяния почести превыше самого Бога. «Мы должны взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они более близки к нам, чем мы думаем, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им» – пишет святой праведный Иоанн Кронштадский.

Многие списки икон, посвященные Пресвятой Богородице, становились чудотворными и целебными по особой благодати нисшедшего на них Святого Духа и по вере богомольцев, припадающих к ним. Это известные и всенародно почитаемые в нашем отечестве образы Владимирской, Казанской, Иверской, Иерусалимской Пресвятой Богородицы, иконы Знамение, Неупиваемая Чаша, Живоносный Источник и многие-многие другие, всех и не перечислить…

Особое и почетное место в этом ряду занимает образ Пресвятой Богородицы Млекопитательницы. Ведь только на нем иконописец дерзнул изобразить сокровенный процесс кормления Богомладенца Христа пречистым молоком от груди Матери Своей, Приснодевы Марии. Нигде и никогда Церковь не благословляла изображать обнаженное тело Пресвятой Богородицы, но в данном образе мы имеем беспрецедентный случай, и, видимо, на то были соответствующие веские причины. Сегодня перед этой иконой христиане всего мира молятся, прежде всего, о разрешении от бесплодия и благополучном вскармливании младенцев. Однако богословское обоснование этого образа гораздо глубже…

Самое древнее изображение кормящей Девы Марии, дошедшее до наших дней, высечено из камня в развалинах Фаюмского лабиринта в Египте, где христиане первых веков тайно совершали богослужения.

Это не случайно для Египта, где издревле имелось почитание богини-матери Изиды. Сохранились прекрасные статуэтки первого тысячелетия до нашей эры, изображавшие Изиду, кормящую младенца Гора на коленях. Богиня земледелия и плодородия Изида еще часто была и покровительницей семейного очага и материнства. Также в Египте и на Синае существует весьма почитаемая легенда, что Божия Матерь однажды оживила каплей Своего грудного молока умирающего младенца, сына одного местного разбойника. Но эти частные и маловажные факты нельзя считать причиной повсеместного возникновения изображения Богоматери Млекопитательницы уже в VI–VII веках н.э. Хорошо сохранились некоторые фрески кормящей Богородицы в византийских храмах того времени в Италии, Сирии и Греции. Очевидно, что мы здесь имеем дело с Божественным откровением, необъяснимым логическим научным способом.

Из истории всего христианства мы узнаем, что прежде всего иконные образы, как и святоотеческие писания, возникали в защиту того или иного вероучительного догмата. Какие же догматические вопросы и какие религиозные споры волновали Церковь в середине первого тысячелетия, когда и появился образ Богородицы Млекопитительницы? Ответ очевиден: это догмат Боговоплощения!

Именно в то время на Вселенских соборах утверждалось и очищалось от ересей это первостепенное и наиважнейшее вероучение христианства. Огромное значение в утверждении и раскрытии правильного понимания Боговоплощения принадлежит римскому папе Льву Великому в середине V века, по инициативе которого был созван очередной IV Вселенский собор в Халкидоне против новой ереси монофизитов, отрицавших человеческую природу в Боговоплощении Иисуса Христа. Главным идеологом еретиков стал некий архимандрит Евтихий из Италии, который считал, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Его Матери, растворилась в природе Его Божества, как капля меда в океане, и потеряла свое бытие, а стало быть, и все страдания Господа на Кресте были мнимыми, а не реальными.

Твердолобый религиозный фундаментализм не мог вынести Христа-Богочеловека! Надменному сознанию монофизитов претило видеть в Господе Иисусе человека, во всем нам равного, кроме греха. Им не нужен сострадающий Бог-товарищ, Бог-брат, им нужен недоступный Бог-деспот, Бог-идол. Эта ересь получила широкое распространение у верующих, особенно вельмож и чиновников, и ставила под сомнение всю суть христианского подвига умерщвления плоти, отречения от мира, борьбы с грехом и самоотверженного служения ближним, а стало быть, и всего спасения, очищения и обожествления человечества во Христе Иисусе.

Очередной крупный раскол сотрясал невещественное здание Церкви по наущению клеветника и извечного богопротивца дьявола. Повсюду в империи поднимались раскольнические восстания, на местах даже происходила кровавая резня истинных защитников православного вероучения. Дело осложнялось еще и тем, что сторонниками монофизитской ереси стал сам император Константинопольский и некоторые патриархи. В конце V и начале VI веков одним из главных защитников постановлений Халкидонского Собора и ревностным борцом против монофизитства был палестинский игумен Савва, по прозвищу Освященный, наместник основанной им же монашеской лавры близ Иерусалима на западном берегу Иордана в скалистой долине ручья Кедрон.

Преподобный Савва был с юношеских лет исполнителем самого строго монашеского устава по одной только благодатной любви к Богу, сторонником сугубого уединения в посте и молитве, полного отречения от мира сего. Монофизиты же рассчитывали вместо Бога подчинить себе свободный дух иноков, чье сердце не могло принадлежать никому иному, как их Брату и Господу Иисусу Христу и Матери Его и их Матери, Приснодеве Марии. Нужен был новый доселе невиданный, но мощный и убедительный визуальный образ человеческой природы во Христе, ставший бы спасительным знаменем Боговоплощения для монахов и всех христиан, в большинстве своем тогда людей неграмотных и необразованных. И монахи Палестинских пустынь, отстаивая свою веру под руководством их уважаемого и почитаемого старца Саввы, смогли дать достойный отпор зарвавшимся чиновникам и надменным еретикам.

Можно с уверенностью утверждать, что по вышнему откровению Самой Пречистой Девы Марии именно преподобный Савва первый благословил изобразить на иконе такой образ Боговоплощения, который бы сам за себя наглядно и понятно говорил каждому без лишних слов на любом языке и в любой стране, о соединении в Иисусе Христе неслитно и нераздельно двух естеств: Божественной и человеческой природы. Так в истории христианства, по устному преданию, в стенах лавры Саввы Освященного, незадолго до блаженной кончины преподобного в 532 г., появился на свет образ кормящей Богоматери, Млекопитательницы, по-гречески именуемой Галактотрофуса. К сожалению, за давностью лет мы сейчас не знаем, как точно выглядела именно та первая икона Млекопитательницы, а можем лишь об этом догадываться по сохранившимся более поздним ее спискам 14-15 веков.

Но миру был явлен самый наглядный и убедительный образ человеческой сущности во Христе в момент питания от персей Пречистой Своей Матери, ведь не обладающий еще собственной волей младенец не может мнимо питаться грудным молоком своей матери или делать только вид, что голоден, как считали еретики. Этот образ Богородицы получился настолько возвышенный и вдохновенный, что не только христианские богословы находили перед ним неизреченный ответ на свои религиозные сомнения, но и многие, приходящие с молитвой и верой к нему, стали получать удовлетворение в просимом и искомом. Монахи-отшельники укреплялись против плотской брани, жены христианки разрешались от бесплодия, их мужья становились верными и любящими супругами, дети получали исцеления от болезней, архипастыри же церкви видели наглядный образ того, как нужно духовно служить людям, окормлять верных чад своих с любовью и заботой Матери Предвечного Младенца…

Лавра Саввы Освященного в Палестине была одним из главных оплотов православия в середине первого тысячелетия, как впоследствии стали Синай и Афон. В те исторические годы в Лавре и в близлежащих пещерах одновременно подвизалось до 5000 монахов. А по всей палестинской пустыне до 15.000 братий в 70 пещерных монастырях. Монахи-савваиты сыграли важнейшую роль в осуждении всех последующих христианских ересей, иконоборчества и папизма. В монастыре преп. Саввы сформировался устав богослужения Православной Церкви, положенный в основу нынешнего Типикона.

По благословению архипастырей церкви, ревностных защитников догматического вероучения о Боговоплощении, образ иконы Богородицы Млекопитательницы в различных своих списках стал постепенно распространяться по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью… После периода иконоборчества к моменту расцвета иконографии в 13-14 вв. этот образ уже почитают как чудотворную святыню во многих монастырях и церквах Византийской империи, на Кипре и Крите, в Греции, Палестине и Египте, а особенно в Италии… Хотя и поныне списки и разновидности Галактотрофусы достаточно редки во всем христианском мире, но каждый из них вызывает особое умиление в сердце и дает просвещение уму богомольца, с верою и благоговением приступающего к этой иконе. Как драгоценные камни-самоцветы сияют своей чистой красотой и благодатной славой иконографии Млекопитательниц по всему миру. Богооткровенное сокровище, тщательно сберегаемое свыше…

А судьбу того первоначального Саввинского образа Млекопитательницы, по преданию, определил сам святой подвижник, строго наказав монахам своей лавры передать икону с благословением в руки некоего царственного паломника одного с ним имени, который однажды прибудет в монастырь… Так и случилось: спустя почти семь веков, примерно в конце XII в. на Святую Землю прибыл для поклонения Гробу Господню и другим святыням будущий первый архиепископ Сербский Савва, молодой сын царя Сербии, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Впоследствии ставший великим сербским угодником Божиим, утверждавшим основы Православия в этой стране, святой Савва Сербский делал многочисленные пожертвования палестинским православным монастырям, пришедшим к тому времени в упадок и разорение, сильно пострадавшим и притесняемым от бедуинов и крестоносцев.

И когда монах из Сербии молился в лавре своего тезоименитого покровителя, неподвижно стоявшая икона Богородицы Млекопитательницы наклонилась перед ним несколько раз, а игуменский жезл, прислоненный к гробу Саввы Освященного, неожиданно упал. Монахи обители расценили это как знак исполнения пророчества своего преподобного игумена и торжественно передали в дар будущему архипастырю сербскому не только чудотворную Млекопитательницу, но и икону Богородицы Троеручицу, которую в 8-м веке привез с собой из Дамаска святой Иоанн Дамаскин. Этот известный святой подвижник и богослов, последние сорок своих лет также неустанно подвизался в стенах этой обители.

Обе иконы и игуменский жезл Савва Сербский перевез на Святую гору Афон в основанный его отцом в том же XII веке в честь Пресвятой Богородицы сербский монастырь Хиландар. Здесь же архипастырь и сам долгое время усердно подвизался в христианском служении самопожертвования и умерщвления плоти, тщательно храня себя с детских лет в целомудрии и чистоте. Первая из подаренных икон Богородицы стала личной келейной иконой святого, перед которой он долгое время проводил в усиленном посте и молитве за себя и за весь народ свой. День обретения иконы монастырем и стал днем празднования образа Млекопитательницы – 12 января (25-го по нов. ст.). А вторая икона – Троеручица – стала главной храмовой святыней Хиландарского монастыря, показавшей немало чудес и знамений впоследствии не только насельникам обители, но и всему сербскому народу, так что почитание иконы Троеручицы в Сербии стало столь же всенародным, как в России почитают Казанскую или Владимирскую иконы Божией Матери…

Беспрецедентный случай в истории церкви снова явила Саввинская Млекопитательница на Хиландаре. В административной столице Афона небольшом поселке Карее святитель Савва Сербский построил себе уединенную келью, где для совершения богослужений устроил небольшой домовой храм в честь своего небесного покровителя Саввы Освященного. В этой-то церкви архиепископ и поставил икону Богородицы Млекопитательницы, но не как это подобает – слева от царских врат, а справа, на место Самого Спасителя, Господа Вседержителя, тем самым указав на особую благодать и богословское значение этого образа. Он и сегодня там находится в том же месте иконостаса карейской кельи, ставшей излюбленным местом для монахов, желающих подвизаться в одиночестве и безмолвии.

По-видимому, первоначальная икона позднее не раз обновлялась, как и весь иконостас домового храма Саввинской кельи. Вверху образа примерно в 16 в. были приписаны коленопреклоненные ангелы, поддерживающие корону на главе у Богоматери. А в 18 в. икона была украшена позолоченными нимбами и серебряными десницами со звездами. Согласно принятой традиции, все вновь написанные хиландарскими иконописцами списки этого чудотворного образа на время устанавливаются для освящения подле первоначальной иконы. Тем самым совершается и сохраняется преемственность благодати от одной иконы к другой. Пред образом сегодня можно видеть многочисленные драгоценные дары высокопоставленных паломников благочестивых жертвователей со всего мира.

Этот исторический образ Богородицы Млекопитательницы в отличие от других таких икон стал называться Хиландарской Типикарницей, в честь Типика Саввы Сербского – особого монастырского устава, написанного святителем перед этой иконой и хранящегося в той келье. Устав Саввы Сербского до сих пор соблюдают и чтут во многих монастырях не только Афона, но и всего православного мира… «Всё, — пишет Савва в заключение своего типика, — что не служит ко спасению душ ваших, да будет изгнано от вас! Не предпочтите, о чада и братия, временного вечному, страсти добродетели. Из преданного вам ничто не превышает сил ваших. Только хотя и немного употребим усилия — и помощь Божия близка. Мы оставили мир и пришли сюда не для покоя, но для подвига и труда по силам нашим, имея в виду обетованные блага… Спасайтесь, смиряйтесь и прибывайте в чистоте все дни живота вашего!» Святитель Савва Сербский, причастившись Христовых Таин, мирно отошел ко Господу в день памяти своей горячо любимой иконы Богородицы Млекопитательницы 12 января 1237 г.

Посылая многочисленные пожертвования на Святую Гору, благочестивые российские цари и патриархи просили для России списки прославленных афонских икон Небесной нашей Покровительницы и Заступницы. Не раз уже благословляла Пресвятая Богоматерь со святой афонской горы землю русскую списками целебноносных Своих икон. В акафисте пред иконой Млекопитательницы есть удивительные строки к Пресвятой Богородице об этом: «Радуйся, милость Твою тысячекратно во святых чудотворных иконах Твоих обновляющая»! Такие известные афонские образы Богоматери как Скоропослушница, Иверская Вратарница, Отрада или Утешение, Всецарица и многие другие имеются практически в каждом нашем храме и в каждом доме, где живут верующие…

На русскую землю впервые список иконы Галактотрофусы был привезен в 1392 г. из итальянского города Бари, где он находился при гробе с мощами святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Образ был торжественно поставлен в Благовещенском соборе Московского Кремля напротив царского места и был благозвучно переименован «Блаженное Чрево», по евангельскому возгласу одной женщины из народа, обращенному ко Господу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Иначе эта икона иногда называлась Бариевская или Барловская, по месту своего происхождения.

А в 17 в. один из списков образа был ошибочно назван иконописцем из Рязани Хабаровским, по-видимому, в честь казачьего атамана Ерофея Хабарова, покорителя русского Дальнего Востока. Так за двести лет до своего основания город Хабаровск получил по промыслу Божиему свой современный образ Небесного покровительства и заступления. 24 июня 2010 г. вновь написанная и обновленная Хабаровская икона Божией Матери Млекопитательницы торжественно была внесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор и освящена архиепископом Марком с духовенством Хабаровской епархии. Новая чудотворная икона стала драгоценным даром свыше Хабаровской земле и всему православному люду Дальнего Востока.

Другое чудесное обретение в нашем отечестве иконы Млекопитательницы состоялось в 1650 г. в урочище Крестогорск Минского уезда. Образ обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. В дальнейшем на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и хранилась та чудотворная икона, исцеляющая многих по молитвам к Божией Матери. В безбожное советское время храм был разрушен, а богоявленная крестогорская икона бесследно исчезла, также как и древний образ Блаженного Чрева из города Бари. Сохранились лишь некоторые списки с тех икон. Однако тогда и поныне этот образ практически не получил повсеместного распространения в России, ошибочно понимаемый верующими лишь как икона, помогающая благополучному вскармливанию младенцев.

У христиан-католиков образ иконы Богородицы Млекопитательницы, по-латински Мадонна дель Латте, получил широкое распространение в Италии в средние века. Возможно, это объясняется особым попечением набожных итальянцев о материнстве, сохранении благочестия в семье и здоровье младенцев. Так или иначе, идея воспевания материнства и чадородия нашла самый большой отклик в умах простых верующих, поощрявших повсеместно написание икон и фресок в честь кормящей Девы Марии. Самая известная чудотворная икона Млекопитательницы 14 в. находится в базилике святого евангелиста Иоанна в Равенне. Момент благоговейного кормления благочестивой матерью своего желанного младенца — это один из самых радостных, возвышенных и трогательных моментов для человека. Поэтому боговдохновенная тема кормящей Мадонны стала излюбленным сюжетом картин многих итальянских мастеров эпохи Возрождения, чьи бесценные полотна сейчас украшают лучшие музеи всего мира.

Кто не знает знаменитую картину Девы Марии с младенцем кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи и учеников его, которая называется Мадонна Литта? Написанная по мотивам сюжета иконы Богородицы Млекопитательницы, которую Леонардо мог видеть во многих древних базиликах Италии, эта картина воистину стала самым возвышенным художественным образом материнства и служения ближнему для человечества всех времен и народов. И не случайно ныне это бесценное произведение искусства находится в стенах Санкт-Петербургского музея Эрмитажа. В годы гонения за веру сотни тысяч советских людей могли беспрепятственно восхищаться и вдохновляться, благоговейно глядя на этот шедевр рук человеческих, хотя бы и отдаленно напоминающий иконный образ Кормящей Богоматери…

Еще один почитаемый современный образ Богородицы Млекопитательницы у католиков находится в Вифлееме недалеко от Храма Рождества Христова в так называемом Молочном Гроте, принадлежащем францисканцам, где, по преданию, Богородица кормила Младенца Иисуса. Несколько капель Ее молока упали на камни, окрасив весь уединенный грот в белый молочный цвет. Многие искренне верующих христиане со всего мира разрешаются от бесплодия в этом месте, а дети их получают исцеления от болезней.

Но самый почитаемый ныне на Ближнем Востоке образ Млекопитательницы находится в православном греческом монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Основанный еще в 5-м веке этим святым подвижником, монастырь был полностью разрушен в 12-м веке арабами-кочевниками, но возрожден в конце 19-в с помощью русских меценатов. Под монастырем сохранилась пещера, где, по преданию, укрывались от бури Пресвятая Дева Мария с Божественным Младенцем и старцем Иосифом во время бегства в Египет. Именно в этой пещере и был устроен небольшой храм в честь Пречистой Богородицы, на стене которого и был изображен образ Млекопитательницы русскими иконописцами, внизу образа написаны фигурки святых – Герасима Иорданского и Иоанна Крестителя. Сегодня эта главная святыня монастыря ежегодно привлекает к себе сотни тысяч паломников со всего мира.

На Кипре Самой Пречистой Девой, по преданию, было указано удаленное от мира и уединенное пустынное место, где был основан еще в средние века греческий мужской монастырь в честь образа Богородицы Галактотрафусы. И сегодня там находится удивительной красоты местночтимая чудотворная икона Млекопитательницы, вся исцелованная монахами до основания доски. Хорошо сохранился лишь Пресветлый Лик Девы Марии. Небольшой монастырь чудом уцелел во время греко-турецкого вооруженного конфликта в 1974 г. и остался неразрушенным по милости Божией Матери. Линия раздела Кипра на греческую и турецкую сторону, охраняемая военными миротворческими силами, прошла в непосредственной близости от стен обители, не захватив его. Монастырь живет по строгому древнему уставу. Посетителям разрешается находиться там всего несколько часов…

Очередная волна появления в отечестве нашем списков с чудотворной иконы Млекопитательницы связанна с русским Афонским скитом в честь святого пророка Ильи, основанным в конце 16-го века будущим просветителем Молдавии преподобным Паисием Величковским. Как и когда появился в обители миниатюрный образ Млекопитательницы, написанный в стиле барокко 17-го века, и кем он был написан, неизвестно. Известно, что икона с благословением передавалась «по наследству» от одного монаха-отшельника другому, когда тот уходил в совершенный мир иной. По сюжету, от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два овальных изображения святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи. Оба святых угодника весьма почитаемы у русских монахов на Афоне. Эта деталь, по-видимому, заимствована с итальянских икон, где часто Дева Мария с Младенцем изображалась в сопровождении этих двух святых.

С этой-то иконой Богородицы Млекопитательницы настоятель Ильинского скита благословил схимонаха Игнатия поехать в 1848 г. в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений от болезней по молитвам верующих пред этой иконой, когда она пребывала в Харькове, Туле, Москве и других городах. Усердием богомольцев серебряная с позолотой риза иконы была искусно украшена дорогими и разноцветными камнями.

Но самое удивительное чудо от того Ильинского образа произошло в Москве с неким благочестивым господином Макарухиным Василием Ивановичем, который имел большое прибыльное дело по изготовлению церковной утвари. Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом, который пребывал в храме Богоявления на Елоховом поле, он получил такое укрепление в вере, что задумал употребить все свое имеющееся состояние на одно богоугодное дело — основать мужской монастырь в честь этой иконы. Что и произошло впоследствии недалеко от города Тулы в местечке Щеглово. Освящение главного храма вновь устроенной обители во имя иконы Пресвятой Богородицы Млекопитательницы произошло 8 сентября 1864 г. Сам же основатель монастыря принял там же впоследствии схиму с именем Варсанофий, где мирно и отошел ко Господу в 1890 г.

В советское безбожное время монастырь был закрыт, разграблен и практически разрушен, как и многие православные обители нашего отечества. Чтимая монастырская икона Млекопитательницы, написанная на Афоне в 1859 г. по заказу В. И. Макарухина, исчезла из обители. Но сегодня Богородичный Щегловский мужской монастырь с помощью Божией вновь восстановлен краше прежнего и насчитывает уже несколько прекрасно отстроенных храмов, являясь единственным пока уделом иконы Богородицы Млекопитательницы в России. Основатель монастыря ныне причислен к лику святых. Во всей Тульской епархии монастырь стал главным центром возрождения духовно-нравственных ценностей и православных традиций…

В знаменитом патриаршем соборе Богоявления на Елоховом поле в Москве находится ныне самый почитаемый в столице еще один список с Млекопитательницы из Ильинского скита, который преподнес в 1894 г. в дар и благословение с Афона очередной настоятель скита архимандрит Гавриил в память о двухмесячном пребывании в том храме чудотворного образа из обители. А спустя ровно сто лет сам угодник Божий был причислен к лику святых в Одессе, где вновь обретенные мощи преподобного Гавриила Афонского были торжественно поставлены в том великолепном храме, который он при жизни возвел на Ильинском подворье в Одессе в 1898 г. Главный предел храма был освящен во имя иконы Божией Матери Млекопитательницы, в знак того, что это богоугодное дело свершилось во многом благодаря дорогим пожертвованиям, которые удалось собрать архимандриту Гавриилу на храм с помощью той же миниатюрной чудотворной Млекопитательницы из Ильинского скита.

В храме помимо других святынь была помещена привезенная с Афона еще одна копия кормящей Богородицы. На раме ее были укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богоматери. Сегодня эта весьма почитаемая в Украине чудотворная икона Млекопитательницы находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре, главном административном центре епархии. День рождения преподобного Кукши Одесского, рака с мощами которого находится в Успенском соборе рядом с иконой Млекопитательницы, и день празднования самого Чудотворного образа один и тот же — 25 января по новому стилю.

Хочется верить и надеяться, что прославленный афонский образ Божией Матери Млекопитательницы, также станет в отечестве нашем отныне почитаем в каждом храме и в каждом доме. Ведь тому уже имеются немалые знамения и указания свыше…

Даже когда официально во всех православных катехизисах ныне провозглашаются две соединенные во Христе природы — Божественная и человеческая, все равно остается тенденция приуменьшать или даже совсем забывать человечество Иисуса, что приводит к глубоким духовным болезням в церкви. Иконные же изображения Богородицы Млекопитательницы по-прежнему остаются мощным наглядным опровержением этих заблуждений и убедительным напоминанием, что любовь Бога к людям — не надуманная абстракция, а физическая реальность!

В этой связи совсем не случаен тот факт, что 25 сентября 2008 г. в Патриаршей резиденции в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия II с митрополитом Черногорским Амфилохием, который передал в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви от всего сербского народа точную копию чудотворной иконы Хиландарской Типикарницы Богородицы Млекопитательницы с любовью и благодарностью за духовную и материальную помощь в трагичные для Сербии годы. В настоящее время этот образ находится для поклонения в Свято-Покровском женском монастыре в Хотькове, куда он был торжественно передан Патриархом Алексием II в октябре того же 2008 года в день 700-летнего юбилея Хотькова монастыря на праздник Покрова Божией Матери. Именно в этом монастыре находятся святые мощи родителей преподобного Сергия Радонежского святых Кирилла и Марии, почитаемых издревле как покровители благочестивого супружества…

Следующий акт современного явления иконы Млекопитательницы на русской земле состоялся в ночь с 3 на 4 апреля 2010 г. в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, где вновь избранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил череду Пасхальных богослужений. Поздравляя Предстоятеля РПЦ, от лица всего правительства Президент России передал в дар Его Святейшеству еще одну копию иконы Божией Матери Млекопитательницы — богато украшенный точный список с той же древней иконы Хиландарской Типикарницы.

А год спустя 20 февраля 2011 г. еще один такой же образ с Хиландара был официально передан в дар от правительства Центрального округа во вновь возрожденный Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме. Напомним, что древний Ипатьевский монастырь служил главным местом поклонения Господу Богу царского рода Годуновых и стал колыбелью дома Романовых.

Третий раз уже за последние три года осеняет Московскую Патриархию Пресвятая Богородица благодатным покровом Своей иконы Млекопитательницы, знаменуя новую эпоху в прославлении этого чудотворного афонского образа.

Отрывок из акафиста Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Млекопитательница»

Кондак 11

Пение всякое принесоша Ти, Пренепорочная, пророцы, предзревше безсеменное зачатие и рождение от Тебе Сына Божия; пастырие же и волсви, видевше Тя рождшую и питавшую; и весь мир крещеный хвалит Тя. Веруем, яко до скончания века не умолкнет песнь хвалебная от рода христианскаго Рожденному Тобою: Аллилуиа.

Икос 11

Светило светозарное Ты еси, Пречистая, нам во тьме грехов и страстей погибающим, просвещающее наша темныя очи, сердце озаряющее высшим разумом, поющее Тя: Радуйся, Путь, Истину и Жизнь рождшая; радуйся, истинному Богу нас вручающая. Радуйся, светом Евангелия наши мрачныя души озаряющая; радуйся, мудрость века сего ни во что же вменяющая. Радуйся, мудрость превысочайшую, яже есть любовь, в сердцах наших насаждающая; радуйся, помоще всем и во всем. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь