Между баптистами и Православием

Предлагаем вниманию читателей запись из блога жж-пользователя nesinitsa, в которой автор рассказывает о своем сложном пути поиска религиозной традиции. Будем рады откликам, а также свидетельствам людей, имеющих сходный опыт.

Эти записи не являются попыткой убедить в правильности выбираемой конфессии или неправильности оставленной как некоторые книги, написанные сменившими одно направление христианства на другое. Не факт, что я вообще это сделаю.

Объяснительная записка для себя, прежде всего и для вас, друзья. Хочется разобраться с путаницей в голове и сердце, разложив всё по полочкам.

Итак, открываем шкафчик:

1 полочка. Почему «между баптистами и Православием»

Баптизм как явление сам по себе лично меня никак не держит, могу сказать, что убеждённой баптисткой я никогда и не была. НО, в этой социальной группе, с которой я себя уже не могу ассоциировать, остаются друзья, люди живые и знакомые, переживающие каждый уход из церкви. С другой стороны, друзья всегда остаются друзьями, если это действительно дружба. На отношения не должен повлиять факт посещения друзьями разных церквей. С некоторыми людьми, ушедшими ранее из церкви, сохраняются и по сей день хорошие дружеские отношения, созваниваемся, встречаемся, не говоря ни слова о церковной жизни и причинах ухода.

Но мне кажется, я затеряюсь во времени относительно христиан покинутой церкви, им, занятым служениями, евангелизациями, спевками, ремонтом, подготовкой к праздникам и поездками, будет некогда дружить. Или, ещё есть одна опасность: «Мы всё равно её (его, их) любим, она (он, они) увидит нашу любовь от Бога и поймёт, что Бог с нами и вернётся». Кому нужна такая дружба по религиозной принадлежности или с целью привлечь-вернуть? Разве только бесконечно одинокому человеку. Я хочу дружбу как у людей: по взаимной симпатии, интересам… как ещё обычно дружат, без желания показать какие мы хорошие, добрые и весёлые и как вам нужно к нам.

Православие для меня ещё пока абстрактно. На протестантизм я смотрю уже со стороны (это так), а на православных христиан ещё со стороны. Ни то, ни сё.

2 полочка. Почему уходят люди

В действительности, кроме объяснения-успокоения «они ушли от нас, потому что не были наши» и объяснения-самообличения «значит, мы такие несовершенные, что наша святость и любовь не действуют», у оставленных общин есть объяснение-обвинение «у них нет любви, есть обиды и непрощение». Всегда ли это так? Не может быть.

Допустим, имеются богословские причины (не мой случай, только пример), и что посоветуете делать? Легко ли уйти просто так, оставаясь со всеми в лучших отношениях? Проще всего найти повод и хлопнуть дверью, убеждая себя в собственной правоте. Либо постепенно и потихоньку отдаляться, ослабляя связи с людьми, чтобы их меньше ранить и себя, что расценивается как отсутствие или охлаждение любви. Как вам этот вариант?

Представим также (или вспомним), что к нам перешёл человек из другой церкви, мы же охотно примем как причину его перехода несоответствие вероучительных взглядов или практик и меньше всего заподозрим этого христианина в нетерпимости или неумении разруливать конфликты. Да, постараемся разобраться, но вряд ли скажем: «Иди обратно, терпи, учись любить там».
Это я пытаюсь объяснить, что обид на церковь не держу, не старайтесь их искать, если и могли быть, я прощала и простила, надеюсь. Причины не здесь.

3 полочка. Почему я так заинтересовалась православием

Могу признаться, что интерес был всегда, но я ему, интересу, жизни не давала: книги – дороги, в храм зайти боязно и муж – служитель.

Начнём с мужа, его уже нет (как мужа и как служителя). Его уход и, в особенности, тяжкое долгое время перед разводом, слава Богу, пережит не без помощи друзей-христиан, с Библией под рукой и очень малым количеством христианской литературы. Я тогда сознательно решила держаться знакомых христианских взглядов, чтобы не сойти с ума и не наделать необратимых глупостей. Но дальше передо мной встали вопросы: как вести себя с уже бывшим мужем, как простить… Очень сложно и не «всё просто», я живой человек с эмоциями, проявляющимися подчас не внешне, но переходящими, к примеру, в устойчивое чувство тошнотности.

Искала ответы как могла, больше полезного и вразумительного нашла в православной литературе и публицистике, тема дороговизны книг перестала быть для меня актуальной с доступностью Интернета, различными путями попали в моё владение аудио-видео беседы и проповеди.

Самое интересное, там я нашла ответы на мучившие меня буквально вопросы, касающиеся моей внутренней жизни, на которые искала хоть намёк долгие годы и не находила.

Мой интерес к церковной вышивке, иконам и русскому искусству, конечно же, тоже играет роль.

4 полочка. Почему не получается совмещать

Можно сказать: «Ну и что такого, читай православные книги, если так помогает, ищи общения с православными, если интересно, можешь соблюдать посты, молись как тебе нравится и ходи в своё собрание». У меня плохо получается. Делая всё это, неизбежно становишься диссиденткой в баптистской церкви, нет единства, так желаемого там всеми. Конечно, можно не задумываться ни о чём, одни говорят так, другие иначе – бери то, что нравится отовсюду: я не могу и не хочу не думать.

И вот я стала сравнивать богословие. На первый взгляд, в баптизме мало что прямо противоречит Православию: не молятся перед иконами, не крестят детей, не молятся за умерших… получается христианский минимум. Без всего перечисленного можно и обойтись. Вообще же куча прочитанной полемики между баптистами и православными оставила тягостное впечатление простоты до неграмотности первых. На мой взгляд, все попытки дискуссии между ними сводятся к такому диалогу:

Б – Вот вы это делаете, а в Библии этого нет, там написано…

П – Но в другом месте Библии написано, что это делалось и этому есть объяснение…

Б – Но в том месте, которое мы приводим, написано …, значит, вы неправы.

Больше различий обнаружилось в понятиях о спасении, о таинствах и о Церкви.

Если рассматривать по порядку, то о спасении все направления христианства говорят по-разному, вроде бы подразумевая одно и то же, но различия есть. Упростим до самого простого:

– В протестантском понимании (утрирую как брошюра): человек грешен, Иисус его спас, он покаялся и спасён. Теперь радуйся и приводи других ко спасению, отныне это – цель твоей жизни. Ну, ещё освящаться надо, т.е. стараться быть похожими на Иисуса, а то не получится приводить людей, если ты будешь казаться им бякой.

– В православном, я не спец, сложилось впечатление: человек грешен, Иисус – лекарство, спасение – процесс достижения святости с Божьей помощью.

О таинствах ничего не могу сказать, не достаточно компетентна.

О Церкви:

По протестантски получается – пришёл Иисус, оставил Книгу, и любые 2-3 человека могут построить церковь по примеру, который в ней найдут. Сколько же различных протестантских течений и деноминаций! Выбирай то, что нравится, не устраивают – создай свою церковь!

По православному – пришёл Иисус, создал Церковь из учеников, Церковь написала (составила) Книгу. Она росла и развивалась, поэтому не совсем похожа на своё начало. Предание – накопленный опыт Церкви, а не сборник сказок, как о нём иногда думают.

Я не настолько умна, чтобы во всём безошибочно разобраться, не судите строго.

5 полочка. Почему меня тянет в храм

Можно, конечно, рассказать о том, что мне там понравилось, но это ничего не объясняет.

И вот, оставив боязливость, я всё же с некоторой робостью прихожу в храм. Незначительная проблема брюк и платочков, существующая и в церкви, и в Доме молитвы не стоит внимания.

Общие впечатления: в храме больше молитвы, чем в доме молитвы. Там почти всё время молятся, а дом молитвы – это скорее дом собраний, тусовки, встреч верующих, с обычаями, которые мне, извините, не приятны: сёстрам принято целоваться (негигиенично и нарушает личное пространство), с братьями рукопожатия (бывало, протягивали руку вместо того, чтобы взять из замёрзших рук пакет и помочь раздеться. Вроде перевоспитались, но упрекнуть в шутку за некрепкое рукопожатие могут. Хм. Я же дама). Старо, привычно и терпеть можно.

Православное богослужение сильно отличается от привычного. Для протестанта там может показаться мало проповеди. Зато с каким вниманием её слушают! Все уплотняются поближе к священнику и ловят каждое его негромкое слово. Проповедь относительно коротка, но исключительно по Слову Божию, ничего лишнего. Ровным голосом, без эмоциональности и шуток, без отступлений на личный опыт проповедника и без пересказа недавно прочитанной христианской книги. А всё служение на ногах? Не уснёшь!

Далее, пение. Мне нравится. Я не разбираю все слова, мне на слух трудно воспринимать. Написанный церковнославянский текст легко доходит, кроме некоторых слов, которые можно посмотреть в словаре. Но и в Библии, в синодальном переводе, не все слова общеизвестны: в современном языке многие грехи, к примеру, называются другими именами, значительное число устаревших слов и их форм, используемых вместо общеупотребительных для красоты слога.

Утверждение, что человек, произнося на церковнославянском «Отче наш», не понимает того, что говорит, считаю преувеличением.

Красота. Обстановка располагает к молитве. Множество изображений святых приводит к ощущению, что Церковь – это не только конкретная община или все подобные общины в совокупности, это все принадлежащие Христу независимо от времени проживания на земле. Больше благоговения, мне полезно. Больше страха Божия. Привычка считать, что «Бог меня любит и это главное», мои действия не важны для спасения, расслабляет в области духовной дисциплины. Да да да, не всем неправославным христианам это свойственно, но я так обучена с самого начала теми евангелизационными книжечками и буклетами, которыми меня евангелизировали.

6 полочка. Почему мне трудно быть протестанткой

Продолжая тему евангелизации, я признаю, что благовестие важно, но агрессивные методы мне решительно не нравятся так же, как и неверующим, т.е. тем, для чьего спасения это и делается. Под агрессивными способами я понимаю вмешательство в то, что человек считает личным делом, без приглашения. Отношения с Богом или их отсутствие многие люди здесь, где я живу, не беру во внимание другой менталитет, считают чем-то глубоко личным, неудобным для обсуждения с кем попало. Я за чуткость, а не за количество.

Хорошо, можно этого не делать, но значительная часть проповедей посвящена теме «идите, научите все народы…» Есть курсы, обучающие свидетельствовать об Иисусе Христе. Читала, в них смущает то, что в отношениях с людьми предполагается ставить цель привести их к Богу (и желательно в нашу церковь, а просто вынудить прочитать молитву покаяния и оставить – бессмысленно), в результате получается дружба не просто так, а с неким, пусть и благим умыслом, что не бескорыстно всё же.

Ещё я думаю, люди иногда отвергают не Христа, а ту версию христианства, которую им предлагают. Для моего окружения где бы я ни оказалась, тех, с кем нравится и получается общаться, не подходят 4 духовных закона, иллюстрация моста и евангекуб – ноль эмоций. Личное свидетельство не вписывается в принятую эффективную схему, а если попробовать вписать, оно мне самой будет неприятно. Хуже того, рассказав о спасении через Иисуса Христа, неправославному благовестнику приходится объяснять недоверчивому слушателю, что за церковь такая, куда он ходит, почему он ходит именно туда (у меня ответа нет!), чем она отличается от секты и какие верующие этой церкви положительные ребята. Понятно, что люди не доверяют неправославным из-за сложившегося стереотипа, что церковь – это храм с куполами, иконами и батюшками. А зачем их ломать, какой смысл? Докажешь человеку, что христианство должно быть именно таким, какое мы имеем в виду, он поверит, придёт и будет мучиться как я..

Для чего же мы ходим в церковь (дом молитвы)? Поклоняться Богу. Должна признаться, у меня этого не происходит. Один близко знающий меня человек даже сомневался, христианка ли я, и, думается, не только он. Я не могу молиться вслух – это повод подозревать меня в нарушенных отношениях с Богом, по крайней мере. Мне неприятны шаблоны молитвы, используемые баптистами. Молящимся только кажется, что они молятся своими словами, все перенимают друг у друга определённые благочестиво звучащие слова и выражения и комбинируют их по нужному случаю. Нормальный человек такими фразами не говорит и не думает, только нахватавшийся этого сленга. О, отдельный разговор – язык баптистов! ПасторА, служителЯ, действовАния, чувствовАния, рАспят, раскаЯние, намерЕние, … Наивная, столкнувшись при чтении Библии с трудными словами и названиями, я понадеялась, придя в общение, где так внимательно изучается Слово Божие, услышать их правильное произношение! Действительность обманула меня – ударения в хорошо знакомых словах оказались чудно упавшими в совершенно неожиданные места. Терпеть можно, согласиться – нет. Братья и сёстры, давайте уважительно относиться к родному языку! Вдруг кто-нибудь грамотный зайдёт.

Так, с общепринятой и притом искренней молитвой я пролетаю мимо поклонения.

Пение должно помочь сердцу прославить Господа! Увы. Я не пою. Совсем. Для меня это пытка. Ну хорошо, вслух необязательно – но и в душе тоже никак… Кроме редких исключений, современная христианская музыка оставляет меня равнодушной. Если убрать слова, очень похоже на попсу. Может быть, дело в фонограммах? А всем нравится, поют. Тексты песен в общей массе далеки от красоты и изящества, что демократично, не спорю. Как резюмировала прослушанный нехилый объём христианской музыки одна неглупая и слегка язвительная девушка: «Ля-ля-ля Иисус придёт, ля-ля-ля нас всех спасёт». Я с ней, впрочем, не вполне согласна, но слушать люблю классику или песни со смыслом.

Проповеди. Не буду вдаваться в критику, могу только признаться – безусловного принятия всего сказанного как слова от Бога у меня нет. Хорошо и правильно, с одной стороны, думать самой. С другой стороны, не хочу превратиться в брюзгу со скрещенными на груди руками «а вот тут, пастор, ты не прав…»

Хлебопреломление. С самыми искренними раскаяниями, принесёнными в молитве непосредственно Господу, с натужными попытками вникнуть в смысл совершаемого, своё состояние видится мне как результат глупого тестирования – «ваше сердце чистое, но холодное», хмурить брови и жмурить глаза при молитве бесполезно. С некоторых пор не считаю себя вправе участвовать в вечере по причине отсутствия единства.

Членские собрания, так похожие на партийные, я тоже критиковать не хочу, хотя рассказываемые про них анекдоты скорее печальные, чем смешные. Для меня практика решения всех вопросов голосованием сродни насилию. Можно ли таким способом решать чью-то судьбу? А любую другую проблему, зная обстоятельства только со слов высказавшихся?

Общение. С некоторых пор стало больно. Взглянешь иногда на эту тёплую атмосферу и вспоминается: тогда, до беды и он, и она сидели между всеми, общались, шутили, всё весело и дружно, хорошо быть братьям и сёстрам вместе. Дообщались, додружились. Оставаясь в общении, я обречена на борьбу с уколами боли. (Желающие упрекнуть меня в держании обид, предъявите свой опыт прощения предательства!)

Есть и серьёзное общение. Группы, где можно поделиться насущными проблемами и получить поддержку (для меня подходят только малочисленные – чем больше людей, тем меньше шансов разговорить меня). Если во всём остальном сердце молчит, приезжать только ради этого имеет ли смысл?

Учебные группы и разные курсы после чтения святоотеческой литературы не вызывают интереса и желания тратить на них время в свете того факта, что уже пройденные не кардинально повлияли на мою натуру, с которой я уже замучилась и известный мне христианский опыт не помогает с ней справиться.

Душеполезное чтение. Как я уже заметила, протестантская литература, если её можно так назвать, не представляет для меня ценности, разочарование произошло давным-давно, уже после первого удовлетворённого интереса. Оказалось, большинство книг переведено с иностранного, причём создаётся впечатление, что переводчики в знании своего языка, русского, далеко не филологи. Другое объяснение нескладности и простоты стиля – авторы оригинальных текстов на писателей не учились, а книжки написать хотелось. Русскоязычных авторов книг очень мало, что обычно оправдывают тем, что Евангелие известно у нас, в России, недавно (???). Качество изложения бывает тоже неважнецким, особенно в книгах, заявленных как художественные. Да, можно не читать. Можно не смотреть западные проповеди и фильмы, если не нравится, но в христианском общении всё это обсуждается, а ты получаешься не в теме, не удержавшись порой от написанного на лице «фи». Мне не нравятся западные проповедники и проповедницы, которым наши иногда стараются подражать, говорящие как для несмышленого ребёнка, разжёвывающие каждую свою мысль, выразительно повышая голос и помогая словам мимикой. Это мои личные предпочтения: привычней и ближе рассудительный стиль университетских лекций.

Подозрительно и то, что с запада нам везут христианство, но не только оно оттуда приходит. Как объяснить несоответствие – христиане Америки учат нас жить свято, а «культура», которая оттуда же прёт, сами знаете какая?!

7 полочка. Почему мне страшно сделать шаг

Сравнивая объективно мерку святости, нельзя не заметить, что православная выше.

Возьмём всего лишь повседневную жизнь обычного человека. Чтобы называться православным, можно всего лишь быть крещёным и иногда ставить в церкви свечки, но быть воцерковлённым человеком, как я вижу, труднее. Утреннее и вечернее правило, строго соблюдаемое, ежедневное чтение Евангелия тоже обязательно. Чтобы соблюдать посты, надо смотреть в календарь и интересоваться составом пищи, сложно для меня, не привыкшей к диетам. Подготовка к причастию, исповедь, определённые молитвы после. Много святых, обычаев, которые я не знаю, сложно во всём разобраться – что обязательно, а что нет. Я не знаю, смогу ли я принять всё, что требуется. Небезосновательно сомневаюсь, что буду говорить по-православному, там тоже есть свои словечки. Я интересовалась последствиями перехода в Православие, в любом случае, протестантское прошлое даёт о себе знать и в результате получается специфический православный.

Так как я была крещена в Православии, мне придётся только каяться в том, что я была баптисткой, если я вернусь в православную церковь. Это меня не пугает, я чувствую вину за повторное крещение: «Исповедую едино крещение во оставление грехов», и давно, почти сразу после него. Я считала и считаю своё первое крещение, оно было в сознательном двадцатилетнем возрасте, настоящим. Но мне сказали, что нужно полным погружением, и я пошла на поводу. Я была не права, поступая как проще.

Почему я медлю? Не знаю, я в раздумьях, стараюсь разобраться. Проще было бы найти весомые аргументы оставить всё как привычно. Не могу их отыскать. На данный момент я не совершала необратимых действий.

А вдруг Господь меня туда зачем-то ведёт и так надо? Если посмотреть глазами баптистки, не может быть! Похоже на измену. Но кому или чему? Братству? Кстати, что это такое? Партия. Церкви как организации? Церковь должна быть телом, но разве тело собирает все свои члены для решения как совершить естественное действие? Например, обсуждение всеми вопроса «кто возьмёт на себя посещение больных» считаю абсурдным. На месте больного мне хотелось бы визита по внутреннему побуждению, по велению Святого Духа, пусть даже по чьей-то подсказке, а не по взятому на себя служению. Странное получается тело. Искусственное, так стремящееся присоединить к себе побольше членов, чтобы быть похожим на настоящее и здоровое. А они отваливаются, отваливаются. Франкенштейн. Верность общине, состоящей из небезразличных мне людей? Но сколько их ушло за эти годы! Тех, с кем я пришла в церковь почти одновременно, можно пересчитать по пальцам одной руки, а находившихся в ней до меня и того меньше. Так было, так будет и это проблема не только конкретной церкви, везде более-менее так. Не смогу уже верить и надеяться со всеми вместе на лучшее, на рост церкви, развитие, верить в очередное пробуждение.

Я прекрасно знаю, что Православная церковь тоже полна проблем, но они мне меньше известны.

Что сейчас? Молюсь по молитвослову и своими мыслями – своими словами вслух не получается. Хожу и в храм, и в дом молитвы, если бывает возможность вообще пойти.

Подводя итог, можно заметить, что причины моей склонности к Православию скорее культурные, чем доктринальные. Совсем необязательно, что я вернусь в Православную Церковь, но это может вскоре произойти.

Цей запис має один коментар

  1. Возможно не так уж и плохо сообща решать все вопросы общины, это соответствует идеи соборности в православии…

Залишити відповідь до Денис Малеев Скасувати відповідь