Церковь и выборы 2004 года в Украине

Выборы, прошедшие в Украине в конце прошлого года, были подобны землетрясению и, несомненно, задели и Церковь. Поэтому я считаю важным дать разъяснение и оценку прошедшим событиям. Хотелось бы дать ответ тем людям, которых соблазнило то, что Церковь оказалась причастна этим событиям.


Прежде всего, и это самое главное, нам всем нужно запомнить раз и навсегда, что Церковь – это структура, которая по своей природе не только не принадлежит какому-либо государству, но и в целом надмирна, не живет по законам этого мира. У нее свой “президент”, вернее, монарх, Единый Владыка и Глава – Иисус Христос. Она живет по Его закону. Господь Сам сказал: “Царство Мое не от мира сего”. А Церковь земная является неотъемлемой составляющей Небесной Церкви и полностью подчинена и живет по законам одного и того же Владыки Господа. По большому счету, для нее не имеет значения, кто будет президентом: Ющенко, Янукович или кто-либо другой. Она приглашает всех, кто хочет стать гражданином Небесного Царства, вступить с ней в союз. Правда, чтобы получить гражданство в этом Царстве, нужно соблюсти определенные условия. Они написаны в Евангелии и изложены в церковном учении. Поэтому не нужно думать, что Церковь за кого-то голосовала, это не верно. Другое дело люди, которые служат или молятся в Церкви. С одной стороны, они являются гражданами Небесного Царства, но с другой, они также живут на территории какой-то страны и выражают свое волеизъявление в отношении к тем событиям, которые происходят в этом государстве.


Но было бы ошибочно ставить знак тождества между Церковью и теми людьми (иерархами и мирянами), которые к ней принадлежат. Как граждане государства, они имеют право выражать свое мнение, но это мнение не имеет отношения к Церкви, это мнение граждан Украины. Если мы будем четко разграничивать эти понятия, мы избежим многих ошибок и недоразумений.


Впервые в Украине были задействованы технологии, которые сумели раскачать даже традиционно инертных по отношению к политике украинцев. Все это говорит о серьезной, в течение не одного месяца, а может быть и года, подготовке к этим выборам. Общество разделилось, и каждый стал доказывать свою правоту. В одном и том же церковном приходе были сторонники как Ющенко, так и Януковича. Иногда это служило поводом к тому, что люди соблазнялись спорами и даже покидали церковную общину. Это я знаю по нашему приходу. Чтобы уврачевать эти страсти, я хотел бы предложить и тем, и другим поставить себя на место своего оппонента и попытаться понять, почему тот занял именно такую позицию и ее придерживается. И тогда станет ясно, что делает он это не потому, что глупец и вредина, а совсем по другим причинам. Кто на самом деле прав, покажет история и рассудит в свое время Бог. Но я хотел бы озвучить позицию каждого из оппонентов, и давайте признаем их право иметь свое мнение.


Для сторонников Януковича я хочу сказать, что, наверное, большинство людей, голосуя за Ющенко, голосовали, прежде всего, против коррумпированной власти, погрязшей в клановости, взятничестве и круговой поруке элит; надеясь на то, что новая власть сможет построить достойное общество, где граждане смогли бы жить без страха перед своим неопределенным будущим и будущим своих детей.


Для сторонников Ющенко я хочу сказать, что, голосуя за Януковича, люди голосовали, прежде всего, против западной системы жизненных установок и ценностей. Они голосовали за славянское единство, за православные духовные ценности.


И давайте согласимся с тем, что каждый имел право на свое мнение, и каждый не хочет ни для себя, ни для своих родных и детей чего-то плохого, а выбирает то, что ему кажется лучшим, правильным и праведным. Попытаемся же уважать мнение каждого человека. Право иметь свое мнение нам даровано Богом.


Кто прав, а кто нет, будет видно. Сегодня является фактом то, что Ющенко стал Президентом. Факт очевиден. И, значит, мы должны будем жить при новой власти. “Нет власти не от Бога”, по утверждению Священного Писания. Она или даруется, или попускается, но все от Него, и мы должны молиться за эту власть, по слову апостола (Рим 13:1), и покоряться ей. Нам еще воочию нужно будет убедиться, какую цену имеют слова нового Президента. Мы прекрасно знаем, что такое политика двойных стандартов, когда официально декларируется одно, а реально осуществляется другое. И мы увидим, как будут на деле осуществляться слова Президента о недопустимости притеснений верующих со стороны власти…


Что же касается тех православных, которые боятся очередных гонений, то хочу напомнить слова Иоанна Златоуста: “Худшее гонение для Церкви – это отсутствие всяких гонений”. И, наверное, он знал, о чем говорил, потому что в его время гонений на Церковь не было, и он воочию видел, что происходит с Церковью, когда она слишком тесно начинает обнимать мир. Мир тоже тогда начинает обнимать Церковь, да так, что от этих объятий трудно освободиться. Иоанн Златоуст видел, во что начинает превращаться духовенство от желания “оказать любовь” власть имущим, ожидая от них взаимности. Какая происходит духовная деградация от заискивания перед царскими палатами. Может быть, сегодня и хотелось кому-то из иерархов иметь административный ресурс при новом Президенте, более стабильное положение в государстве и т. д. Но Господь, который “человеколюбно всё строит и полезное всем подает”, решил иначе. Наверное, как раз потому, что то плохое, что есть в структуре УПЦ, стало бы еще больше загнивать.


Есть рассказ из жизни одного подвижника, как тот стал молиться Богу с возмущением о том, что Он попустил одному безбожному, развратному и жестокому епископу сесть на святительскую кафедру. Молясь с возмущением, он взывал Богу: “Господи, но почему, почему именно его?” И услышал ответ: “Хуже не нашел”… Знать, заслужили.


Мое мнение таково, что надо не крестные хода устраивать и протестовать, а навести порядок в самой структуре УПЦ. Начиная с порога церковных семинарий и Академий и заканчивая наведением порядков в среде самого духовенства. Чтобы сами пастыри имели надлежащий духовный, интеллектуальный, нравственный и образовательный уровень. И при этом пасли не себя, а стадо. Тогда и вы добьетесь того, что и Господь “отвратит гнев, на ны движимый”. Я думаю, это единственно правильный путь.


Отредактировал свящ. Андрей Дудченко


Источник: рассылка “Седмица”

Цей запис має один коментар

  1. Андрей Кравченко

    1. Личная гражданская позиция иерархов церкви это одно, а злоупотребление своей церковной властью и навязывание людям неканонической позиции (что вместе иногда дает эффект зомбирования) это совсем другое.

    2. Славянское единство должно проявляться в духовном, в т. ч. литургическом общении, культурном сотрудничестве (наука, литература, музыка, живопись и др.), а не в раболепии перед имперскими амбициями правительства одной из стран, которые ничего общего с православными духовными ценностями не имеют.

    3. Тезис о. Игоря, о том, что люди голосовали за "православные духовные ценности" очень точно опровергаеться им самим, т. к. православные духовные ценности основываються именно на словах Спасителя "Царство Мое не от мира сего", "Кесарево кесарю, а божье Богу".

    4. Нужно уважать право человека на собственное мнение, а нужно ли уважать мнение, не основаное на догматах и канонах веры, мнение которое может привести мою Родину в состояние, при котором воровство и убийства инакомыслящих будет считаться нормальным явлением, при котором моя Родина будет полностью зависить от грубой и жесткой империи, упразднившей свободу слова, ведущей войну против своего же народа, в которой самые высокие показатели самоубийств в мире, которая не учитывает интересы нац. меньшинств, являеться полицейским государством с проявлением культа личности ?

Залишити відповідь до Андрей Кравченко Скасувати відповідь