Из доклада на Богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви».
Выразителем церковного единства и внутренних связей между общинами является епископ. Он являет единство евхаристической общины, объединенной узами Христовой любви. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов именует епископа ангелом Церкви (Откр. 2:1).
Между тем, острие критики новых мирянских групп направлено прежде всего против епископата. В 1997 г. на страницах газеты «Русь Православная» появились первые публичные обвинения в адрес Предстоятеля Русской Православной Церкви. Постоянным поводом для обвинений в адрес Священноначалия со стороны этой газеты была его линия на продолжение экуменических контактов с целью свидетельства о Православии в инославном мире. За свидетельство об истине Православия епископат Русской Православной Церкви именуется в этой газете не иначе как «кривоверами», «вероотступниками», «предателями» Православия. Утверждается, что синодальными структурами Русской Православной Церкви намеренно проводится «антиправославная и антирусская» политика «духовной капитуляции»: Баламандское соглашение предусматривало «полномасштабную духовную капитуляцию Русской Православной Церкви перед непомерными амбициями Ватикана… Тайна Баламандского соглашения есть тайна вероотступничества той либерально-экуменической, никодимовской части русского епископата, которая всеми правдами и неправдами стремится втянуть РПЦ в новую, еще более изощренную унию с Ватиканом».
В последнее время на страницах газеты, фактически, стали звучать призывы к отделению от законного Священноначалия: «Возглашая на Великом входе “великого господина и отца нашего Алексия”, мы исповедуем, что он — наш господин и отец; следуя за ним, мы приобщаемся той же ереси и вместе с ним попадаем под отлучение и анафематствования Вселенских Соборов… Отделяться необходимо от еретика-предстоятеля именно для того, чтобы остаться в Церкви Христовой чтобы не отпасть от Церкви вместе с ним».
Замечу в скобках, что подобные высказывания не мешают некоторым архиереям РПЦ выступать буквально на соседних страницах «Руси православной».
По тем же направлениям, что и в «Руси Православной», идет критика Священноначалия на интернет-сайтах «Стояние за Истину» и «Благословение»: осуждаются любые контакты с инославными, сотрудничество Церкви с государственной властью. Так, разъяснения высших иерархов об отсутствии духовного вреда в таких мероприятиях государственной власти, как введение ИНН, новых паспортов, переписи населения помещаются под заголовком «Священноначалие РПЦ МП открыто выступило в поддержку антихристианских инициатив светской власти» или «Активная среда» — с намеком на день предательства Иуды.
Одной из главных черт проповедуемого названными периодическими изданиями религиозного мировоззрения является кощунственная идея «соискупительства» императора Николая II Господу Иисусу Христу. Утверждается, что государь-страстотерпец был особым, мистическим носителем «природы русского народа» и потому своею смертью искупил его от греха предательства. Поэтому совершившаяся на юбилейном Архиерейском соборе канонизация царской семьи в лике страстотерпцев характеризуется как «лукавая».
Именно в контексте идеи «соискупительства» нужно рассматривать развернутую этими изданиями кампанию за канонизацию Григория Распутина, который выступает как «предтеча» государя-искупителя. Царя же Ивана Грозного предлагается прославить как первого Помазанника Божия на русском престоле, открывающего череду мистических «носителей русской природы».
Не вызывает сомнений, что эта идея далека не только от учения Православной Церкви, но и вообще — от христианского учения. Она разрушает уникальность Голгофской Жертвы Спасителя, она, подобно древнему арианству, ставит Господа нашего Иисуса Христа в один ряд с другими страдавшими и страдающими людьми. В разбираемых же изданиях не признающие этого кощунства объявляются носителями новой выдуманной ереси — ереси «цареборчества».
Другим существенным компонентом этого мировоззрения является младостарчество. На страницах рассматриваемых газет и интернет-сайтов в обилии встречаются имена чтимых и абсолютно безвестных старцев, а чаще стариц. Причем, как правило, они выступают не в роли духовных руководителей, раскрывающих в своих чадах неповторимый образ Христа, а как пророки, изрекающие приговор миру, погружающемуся в апостасию. Не трудно заметить, что в религиозной системе этих изданий старцы занимают место «отступившей» от Христа иерархии.
Характерно, что среди известных изречений преп. Серафима Саровского особым вниманием почитателей псевдостарчества пользуется не его учение о стяжании Духа Святого как смысле христианской жизни, а пророчества о последних временах. Так же выборочно они подходят к наследию и других святых Русской и Вселенской Церкви и к опыту жизни современных почитаемых подвижников.
Легко убедиться, что пророчества, рассказы о чудесах и видениях, о которых во множестве повествуется на страницах разбираемых изданий, далеки от святоотеческой духовной трезвости и смирения. Не случайно большинство из них дарует читателю не мир и покаянное настроение, а страх и смятение. По учению святых Отцов, такой плод «посещения» говорит скорее о его демонической, а не Божественной природе.
Приверженцы разбираемого мировоззрения используют также пророчества и чудеса для подтверждения своих мнений об отступлении иерархов, о недопустимости участия в мероприятиях государственной власти, о соискупительстве Николая II. В последнем случае, например, рассказывается о «чудесном» мироточении портрета государя императора, которое «началось из места прободения ребра».
Вот как, например, комментируются выдержки из писаний ряда святых Отцов:
«Принимая начертание антихриста (и без слов отречения), человек самым делом отрекается от Бога <…> Принятие идентификационных номеров и пластиковых карточек предсказано как погибельное для вечных душ <…> Священноначалие последних времен, согласно пророчествам, не будет безгрешным и даже будет отступать от Христа <…> “Смирение” и “послушание” бывают и от сатаны» (сайт «Благословение»).
Понятно, что эти комментарии полемически заострены против известных разъяснений Священноначалия по вопросу об ИНН, в частности (первый из них), — против заключения Синодальной Богословской комиссии.
Цитированные выше издания активно убеждают своих читателей усердно ожидать последнего царя, который наделяется чертами мессии. Так, утверждается, что этот царь будет судить и карать грешников, в том числе еретиков-архиереев: «Нет Церковного суда, поэтому всех отступников и нечестивцев извергнет грядущий Православный Царь, властью, ему от Бога данной». «Если мы верим в возрождение православного царства, то нужно молиться и терпеть, пока Господь не дарует России Православного Царя и тот не очистит Церковь от еретиков и отступников».
Кроме того, грядущий царь не может быть избран на новом Земском соборе или «призван» из здравствующих потомков династии Романовых. Он, по мысли адептов этого движения, должен быть явлен, очевидно — указан, кем-то из почитаемых старцев. Недаром такой популярностью в этом кругу пользуются слова, возможно, сказанные незадолго до смерти о. Николаем Гурьяновым: «Царь грядет!». Поэтому так распространены — в том числе на страницах разбираемых изданий — молитвы о даровании царя.
Как видим, грядущий царь наделен чертами не столько политического, сколько религиозного лидера русского народа и напоминает не просвещенных самодержцев, какими были последние представители царствовавшей династии, а лжемессию нового хлыстовства. Это не может не вызывать озабоченность: столь напряженное ожидание «царя», какое — судя по письмам в рассматриваемые издания — существует у части церковного народа, может разрешиться появлением религиозного самозванца — нового Виссариона или новой Марии Дэви Христос, основательницы Белого братства, но теперь уже — во всероссийском масштабе.
Деятельность этих изданий имеет самые печальные последствия. Одурманенные их агитацией, покидают Церковь священники, монахи, верующие. Письма последних помещаются на сайте, как бы призывая читателей последовать их «стоянию в истине». В одном из таких писем рассказывается об отходе от Священноначалия в Иркутской области: «Мы собрались в глухой деревне вдали от информационных путей, чтобы укрыться от антихристианского духа и сохранить свое православие в условиях антихристианского государства. Нас называют отщепенцами, раскольниками, отступниками, темными, необразованными, прелестными. Открыв журнал Сербский Крест, мы обнаружили, что Слава Богу! есть еще люди, которые не боятся открыто заявлять свою позицию, не подчиняются слепо апостасийному духовенству и светской власти, проводящей волю антихриста… Ни ИНН, ни паспортов мы принимать не будем, в переписи участвовать не собираемся».
Может сложиться впечатление, что я цитирую издания, которые никак не могут получить широкого распространения. Это не так. Все монастыри, крупные храмы и даже отдельные священнослужители и миряне на протяжении нескольких лет бесплатно получают по крайней мере «Русь православную». Более того, для некоторых мирян и духовенства именно эти издания являются голосом Православной Церкви: «Читая вашу газету, — пишет священник Сергий Янчук (Днепропетровская обл.), — я вижу точное отражение земного бытия нашей Православной Церкви, а в лице “Руси православной” — нелицеприятного обличителя всех тех, кто отравлен ядом греха и упоен своим падениям, начиная от священноначалия до простых мирян… Я думаю, что не ошибусь, если назову вашу газету настоящим голосом нашей Православной Церкви».
Исходя из сказанного, представляется, что для сохранения мира в Церкви и укрепления в вере ее сомневающихся чад требуется вскрыть нецерковную сущность этих пропагандистских кампаний и проповедуемого мировоззрения в целом.
Вместе с тем, поскольку рассмотренные газеты и интернет-сайты эксплуатируют широко распространившиеся в церковном народе суеверия, борьба с описанными выше явлениями церковной жизни невозможна без усиления пастырского попечения над своим клиром и паствой со стороны епархиальных архиереев. Такое попечение будет плодотворным, если будет носить не только дисциплинарный, но прежде всего просветительский характер.
Мы призваны вновь серьезно исследовать сложившуюся практику приходской жизни. В какой мере оправдано утверждение, что эти группы появились как реакция на такое положение мирян в некоторых общинах, при котором они не могут активно участвовать в жизни прихода? Сегодня миряне далеко не везде имеют возможность чувствовать себя полноценным членом приходской общины. Приходские Советы нередко являются номинальными и не имеют даже совещательного голоса в делах прихода. Все полнота власти в приходе сосредоточена в руках настоятеля или, в редких случаях, старосты. Во многих случаях их власть по отношению к инициативам мирян запретительная: закрыть воскресную школу, отказать прихожанам в праве собираться вместе со священником на беседы и лекции и т. п.
Не отсутствие ли полноценной приходской жизни привело к тому, что церковно-общественная активность мирян приняла иные формы, искаженные формы парацерковных групп и организаций, самостоятельных и никому не подконтрольных?
Стоит сказать, что некоторые из этих групп получили хорошую финансовую базу за счет «чудотворных» икон, которые находятся в частных руках, самочинно, без благословения правящих архиереев перевозятся по епархиям и выставляются в храмах.
В какой мере некоторые монастыри несут ответственность за распространение новой парацерковной мифологии? Известно, что, по крайней мере, отдельные монахи тайно или явно проводят взгляды этих групп и укрепляют их своим духовным авторитетом. Тем самым они говорят о своей неспособности осуществлять духовно трезвое и мудрое пастырское руководство. Но кто будет нести ответственность за искалеченные судьбы пасомых? Роль монастырей как центров духовной жизни в России традиционно высока. Как помочь возрождающемуся монастырю, где еще не сформировалась полноценная монашеская община, где сами молодые монахи не имеют подобающего духовного руководства, не занимать сразу роль главного авторитета не только в вопросах духовной жизни, но и церковной истории, церковно-государственных отношений и т. д.?
Наконец, как нам сохранить независимость от тех политических партий и движений, которые хотят использовать Церковь в своих целях? Высокая эффективность группы публицистов во главе с Константином Душеновым связана с использованием политического, пропагандистского и экономического ресурса российских коммунистов. На первом этапе их газета «Русь православная» выходила как вкладка к коммунистической газете «Советская Россия». В предвыборной кампании 1999 года Душенов, хотя и не публично, выступал главным идеологом и политтехнологом КПРФ на православном направлении. Та же ситуация повторяется и сегодня, во время выборов в Государственную Думу.
Среди опасностей, которые подстерегают на пути обслуживания интересов одной политической группировки, следует назвать проблему редактирования и переписывания истории России и Русской Церкви. Мы уже видели, как в некоторых публикациях пытаются переписать историю России XVI и начала XX веков в связи с необходимостью очистить образы Ивана Грозного и Григория Распутина «от клеветы». И этот процесс уже сложно остановить. В приложении к книге Зюганова опубликованы некоторые документы коммунистической партии, цель которых — переписать историю отношения коммунистов к Церкви на протяжении всего XX века. Составители этой тенденциозной подборки пытаются убедить читателя, что никаких гонений на Церковь не было, тем самым показывая полное пренебрежение к памяти новомучеников и исповедников Российских.
В самых общих чертах я описал те острые проблемы, которые стоят у нас на повестке дня. Сегодняшнюю ситуацию можно определить как серьезное испытание на прочность церковного сознания чад Русской Православной Церкви — и епископов, и клириков, и мирян.
Источник: Церковный вестник
а нах тогда в паспоте 666?
http://im5-tub.yandex.net/i?id=1759736&tov=5