Имеет ли курение какой-то мистический смысл или это просто страсть?

Я имел возможность наблюдать в действии рекламный слоган «Курить — бесам кадить». Дело было в Китае. Меня завели в один даосский монастырь. И там была часовня с некоей «черной бабушкой». Никто толком не смог сказать мне, что за миф с ней связан. Просто женская фигура, вырезанная из черного дерева. Возле нее столик-жертвенник, на который кладут пожертвования: бутылки водки, апельсины, яблоки и так далее. Как у нас панихидный столик (только у нас водку не кладут). Я вот иногда думаю — какая хорошая у меня была бы жизнь и карьера в Китае! Там сейчас модно перед каждым супермаркетом, гостиницей и тому подобным ставить статую божка богатства, а перед ним вот такой жертвенник. Бог богатства, конечно, должен обладать заметным животиком. И вот я думаю, что если бы я (с точки зрения китайцев — образцовый русский: если тот иероглиф, которым китайцы обозначают нас, разложить по смысловым компонентам, то получится «большие северные волосатики») там остался и начал подрабатывать таким вот сидением в позе лотоса перед входом в магазин, то мне бы подавали немало… Ну, да что мечтать попусту! А вот в том даосском монастыре в Шэнь-яне перед идолом была коробка с песком. Это обычно на Востоке: в этот песок втыкают палочки, называемые благовонными (а эти ароматные палочки делаются из коровьего навоза). Но в данном случае роль этих «вонючек» выполняли зажженные сигареты. Их закуривали и втыкали в песок фильтром вниз, и так они догорали. Это было буквально: курить — бесам кадить.

Но из того, что кто-то использует табак или сигарету в черном культе, не следует, что любой курящий человек участвует в этом культе. И язычники возжигали ладан перед своими статуями, но это не мешает нам приносить ладан своему Господу. Или то же золото, деньги. Сатанисты их жертвуют на свои черные дела, а мы те же самые купюры и монеты приносим на нужды нашего храма. Так что я не думаю, что в курении есть какая-то мистика. Ясно, что ничего хорошего в этом нет. Но и «демонизировать» все сразу не стоит. За пределами церкви не сразу начинается сатанизм. Есть какое-то просто человеческое пространство: человеческих заблуждений, поиска, ошибок, немощей или, напротив, добродетелей чисто человеческих.

Были святые, которые курили. Например — святитель Николай Японский. В его дневниках есть замечательная запись: «Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья — более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить» (Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 1.04.1880 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям. СПб., 1996. Ч. 1. С. 241.). Значит, большую часть своей жизни святитель курил. Что не мешало ему быть истинным Христовым апостолом. Ну, а уж отношение последнего русского императора к курению всем известно.

Со своей стороны могу заметить, что предметом моей острой профессиональной зависти является статус профессоров Московской Духовной Академии XIX века. В день получки они расписывались в нескольких ведомостях: кроме зарплаты, они получали деньги на оплату квартиры, на приобретение книг, и отдельная графа была — на табак (завидую я не последнему, а предыдущим пунктам).

Действительно, русское духовенство XIX века не чуждалось табака, и это приводило к определенному курьезу. Знаменитый психолог Бехтерев отмечал, что в ту пору некоторые кликуши боялись запаха табака (кликушество — это когда баба начинает кричать, что она испорченная, и выкликает имена тех, кто якобы на нее порчу навел). Кликуши боятся всякой святыни. И соответственно, у них бывает кричащая реакция, реакция сопротивления на появление православного батюшки, на запах ладана, на мощи, на святую воду. И вот в этом же ряду такую же реакцию вызывал у них запах табака. (См.: Бехтерев В. Предисловие // Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900. С. III.)

Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поставить другой вопрос: а от кого не пахло табаком в ту пору? Атеистов в стране не было. А вот религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты — староверы и штундисты (баптисты). «Господа, не нюхающие табаку» — как называл их Василий Розанов. Соответственно, запах табака в России XIX века — это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали.

Естественно, я не в защиту табака это говорю. Просто не люблю примитивно-листовочных решений. Вроде того, что оттуда, где лежит сигарета, благодать точно уходит.

Скорее всего, по мысли Феофана Затворника, курение — это не грех, это греховное пристрастие («Курить или не курить есть дело безразличное, по крайней мере наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. На что вязать ее обетом? Говорить надо: “Постой, дай-ка попробую бросить, Бог даст, слажу”. Встречали ли вы у старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается» [Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1898. Вып. 2. С. 240]). Некое издевательство над самим собой. И свидетельство несвободы. Ведь самый главный тиран — во мне самом. И самая страшная несвобода — от себя самого. Курение в каком-то смысле полезно — как обнажение моей марионеточности. Ведь самое важное для христианина — узнать правду о себе самом. «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения». Мы себе кажемся замечательными, свободными, «белыми и пушистыми». Но попробуй бросить курить, и посмотрим, как тебя будет корежить, надолго ли твоей хваленой свободы хватит. Для вдумчивого человека борьба с курением может показать правду о себе самом. Знание правды — это всегда хорошо. В отличие от курения.

А вот чего не стоит делать — не надо сводить свою христианскую веру к борьбе с подобными мелочами. Это как некая старая кожа, она сама собою отпадает. Если идет нормальное духовное взросление, это становится неинтересно, невкусно.

Из книги «Ответы молодым». М.-Саратов, 2003.

Цей запис має 10 коментар(-ів)

  1. ВАЛЬТЕР

    во блин,даже некую старую кожу в пример привел,которая сама слазеит,ужправославному человеку известно с какого животного сама кожа слазеит…

  2. ВАЛЬТЕР

    Милые мои братья и сестры,курение это страшный грех,запомните это хорошенько и не какие это не мелочи…Кураев совсем уже заговаривается…Пускай лучше расскажет откуда он к нам в Россию после развала Союза приехал.И не каких мелочей здесь нет…А господину Кураеву я бы заметил,что дьявол начинается именно с мелочей…

  3. zoia

    Статья прекрасная!
    Не зацикливаться на мелочах – автор имеет ввиду не покласть свою жизнь на борьбу с курением!!! а вы сразу здесь раскричались! абсолютно адекватно все написано. Не курите – не мешайте курить другим, Курите – курите, бросаете – бросайте один раз и не растягивайте это на годы.

  4. Маркелл Смирнов

    поражает упорное мракобесие, богослов и священнослужитель привел в пример как курение не мешало религиозной жизни(Николай Японский) и опять "как приближаться ко Христу?!"…Господь пришел не судить а спасти и откликнуться на это спасение табак вряд ли помешает

  5. Михаил Владимирович

    Курение конечно грех самоубийства,но страшнее пристрастие к курению.ТАМ сигарет не будет.а вот с тем что нельзя связывать себя обетом согласен на 100%.Сам пока еще курю,но обязательно брошу

  6. Anna

    Статья повергает в состояние шока!!!
    Каков же следующий шаг? Не зацикливаться на мелочах? А как же неверный в малом, во многом не верен? Скоро и пьянство, блуд и т.д. можно будет мелочами считать? Так в чем же суть веры, если не в борьбе и не очищении себя от "подобных мелочей"? Как курящий может приблизиться к Богу и стяжать благодать Святаго Духа? Для христианина не позволительно одурманивать себя никотином и другими наркотиками. Христианин пребывает в трезвении и молитве!

  7. Alexandr Golenkov

    Кураев, как видно, совсем дорвался:

    "Запах христианинина и запах табака – ОДНО":

    от чего же тогда В РОССИИ БЫЛ БОЛЬШЕВИЗМ;

    от чего же БОМБИЛИ ЮГОСЛАВСКИЕ ХРАМЫ:

    по Писанию, такие вещи бывали всегда лишь как следвтсвие КАРДИНАЛЬНОГО отступления от веры, так вот:

    никакое это не "курение", а

    ВСЕОБЩАЯ ПОВАЛЬНАЯ НАСИЛЬСТВЕННАЯ НАРКОМАН-СОДОМИЯ,

    и ПРИЧАСТИЕ САТАНЫ!

    Подробнее – тут:
    ognennoe.ru/antismog.htm

  8. Николай

    Абструктивный бронхит, эмфизема легких… хобл – болезнь,смертность от которой на третьем месте после инфарктов и рака. Хобл- болезнь курильщиков. А раз так, то курение не суицид-ли? Пусть медленный. Но факт: Мин.Здрав. предупреждает!

  9. Евгений

    На счёт самоубийства…
    всё же речь, наверное, должна идти больше о страсти чревоугодия. А бороться с ним надо как и с любой страстью

  10. Sitael

    Курение это медленное самоубийство.
    Надеюсь самоубийство автор оправдывать не станет.

Залишити відповідь до ВАЛЬТЕР Скасувати відповідь