Христианство только начинается. У Вас есть GPS-навигатор?

В конце прошлого года издательство ”Filocalia” Архиепископии Романской и Бакэуской выпустило книгу, которая привлекает внимание своим дерзновенным и вызывающим названием: «Христианство только начинается» (“Creştinismul abia începe”). Ее автором является епископ Романский Иоаким (Бэкэуанул). Торопливый читатель, который не захочет утруждать себя прочтением этих 170 страниц, но лишь остановится на этих трех словах заглавия, вполне справедливо может задаться вопросом: «Как это христианство только начинается? А куда делись те две тысячи лет, минувшие с тех пор, как Христос пришел на землю? Уж нет ли здесь гордыни, точь-в-точь как у мнящих, будто все начинается с них, будто до них ничего (хорошего) не было?»

bereuanul

Если оценивать название книги через призму подобных вопрошаний, то оно действительно покажется скандальным. Но если внимательно прочитать эти десять статей, включенных в настоящее издание, и вступление к ним, то можно заключить, что данное название «скандально» в евангельском смысле этого слова. В том смысле, в котором Николае Штайнхардт писал в своей книге «Даруя, обретешь» (“Dăruind vei dobândi”) о том, что «Господь пришел нас спасти и привести нас в негодование». Христианство только начинается, поскольку за эти два тысячелетия нам еще далеко до признания того, что мы выявили, исчерпали и претворили в жизнь все смыслы Евангелия. Это непрерывное углубление в Божественные тайны, это неисчерпаемый богатство смысла и знания помещает православное христианство, даже несмотря на два тысячелетия, у самого подножия лестницы, ведущей в вечность. Однако фразу о том, что «христианство только начинается», можно воспринять и личностно. В ней можно увидеть добротолюбивый посыл к тому, чтобы каждый лично, в каждый момент своего существования, полагал доброе начало, которое так необходимо нашей духовной жизни.

Декалог для третьего тысячелетия

Наряду с этими реверберациями, присущими христианской метафизике истории и, соответственно, здравому отношению к состоянию христианина, вставшего на путь спасения, настоящее издание дает блестящий ответ тем, кто утверждает, что мы наблюдаем закат христианства. Эти десять текстов, ранее уже публиковавшиеся в редакторской колонке журнала «Cronica Romanului» (и впоследствии перепечатанные другими СМИ, например, “Ziarul Lumina”, doxologia.ro или другими сайтами в православной блогосфере), последовательно очерчивают положение христианства по отношению к проблемам века сего. Попытаюсь обобщить изложенные в книге ответы в виде своего рода декалога церкви, пребывающей в диалоге с обществом. Если следовать структуре книги, то этот декалог может звучать примерно так:

1) Христианство – это не (другая) религия, но Истина, направляющая нас на Путь к Жизни, Которая есть Бог.Здесь мы видим свободный от предрассудков подход владыки Иоакима (Бэкэуанула), который не боится ссылаться на античную или современную философию, в том числе на Ницше или Сартра, или находить трепетные поиски Бога в буддизме или исламе. Автор объясняет все это метаниями и стремлениями человека, ответ на которые можно найти только в Личности Богочеловека.

2) Несмотря на то, что общество маргинализирует христианина, ему не следует стремиться к тому, чтобы подсластить свое существование в мире (быть «сахаром» жизни). Он призван оставаться ценой любых жертв «солью земли». Владыка Иоаким рисует перед нами устрашающий образ, противопоставляя отношение к соли в IV веке, которая могла стоить так же дорого, как, например, золото, с тем положением, когда в наши дни солью нередко посыпают тротуары в зимнее время. Христианин, даже будучи пренебрегаемым, низвергаемым, попираемым торопливыми прохожими, призван продолжать исполнять свой долг, отогревая сердца теплотой Святого Духа, делая возможным распространение благодати, нетварных энергий в мире.

3) Технологии и научные открытия не умножают аргументов в пользу атеизма, но являются новыми возможностями для того, чтобы вознести наши умы к Богу. В третьей статье, в ряду прочего, находим красноречивую притчу о GPS-навигаторе – устройстве, которое в наши дни помогает водителям ориентироваться в паутине дорог. По этой аналогии, как водитель пользуется навигатором, чтобы добраться до места назначения, и в случае ошибки получает от GPS пересчет маршрута от точки, где он оказался, так же и человек путеводим к Царству Небесному. Когда он сбивается с «узкого пути», Бог открывает ему альтернативный маршрут с того места, где он упал (из того греха, в котором он живет), и продолжает вести его в Царство Небесное.

4) Бог – это Личность, а не абстрактная сущность, Он призван жить в наших сердцах. Размышление над вопросом «Равви, где Ты пребываешь?» (Ин 1:38), заданным одним из первых учеников Господа, указывает на ту сокровенность, которая есть у каждого из нас в отношениях с Богом.

5) Самым подлинным и реалистичным является христоцентричный план жизни. Надо с особым тщанием говорить об этом миру, который столько надежд полагает на блестящие достижения человечества, остающиеся, тем не менее, вавилонскими башнями. Если в мире есть кризис, то это поистине кризис смысла.

6) Не стремись победить зло магическим путем. Избавление от страдания приходит не иначе, как со Христом и во Христе распятом и воскресшем. В этой статье в очередной раз поднимается насущнейшая проблема, связанная с теми, кто ищет волшебную таблетку, простое решение своих душевных проблем.

7) Всякое действие, мысль или слово – это семена, брошенные в почву нашей жизни. Они будут прорастать и развиваться, а их плоды мы пожнем в вечности. Наша жизнь постоянно вписывается в наше естество. Мы устроены подобно некой программе, которую пишет программист, и все живое – это выполняемая в данный момент программа. Она «пишется» и «выполняется» одновременно! «Код» можно изменить, удалить, переписать – это то, что делают таинства, крещение, Евхаристия, исповедь…

8) Любое душевное или телесное исцеление в Церкви – это только начало. Оно открывает нас к жизни с Богом, которая обретет полноту в восьмой день творения, в вечности. Используя в качестве отправной точки размышление на тему о таинстве соборования и исчерпывающе излагая богословские смыслы числа 7, владыка Иоаким открывает современному человеку перспективу вечности под сенью числа 8. Общение со Христом в Царстве Небесном и есть подлинное и полное исцеление.

9) Не занимай свои мысли концом света, особенно его датой, лучше думай о собственном конце.Чрезвычайно многоплановая статья «Возможный ответ на эсхатологический крестовый поход» хорошо анализирует ту истерию, которую вызвало так называемое пророчество майя о конце света в 2012 году.

10) Стремись к стяжанию Святого Духа, Который есть подлинная свобода. Не позволяй сковать себя никаким предписаниям, превращенным в идолов. Так можно обобщить содержание последней статьи в этой книге, в которой анализируются причины и нынешнее состояние открытой раны, порождающей раскол, – (не)исправленного церковного календаря. Здесь раскрывается слово апостола Павла, предупреждающего нас о том, что «буква убивает, а Дух животворит» (2 Кор 3:6).

«Христианство только начинается» – это одна из тех книг, которые приближают нас к Богу, делая Его нашим современником. На страницах этой книги Господь Иисус Христос ступает с пыльных дорог Иудеи на современные автострады и бульвары. Это настоящий путеводитель для столь искушаемого современного христианина. Или, если до конца говорить на языке этой книги, это настоящий GPS-навигатор для каждого человека, даже (или особенно) для того, кто вращает руль своей жизни не слишком умело.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Залишити відповідь