Миссионерские строматы

Представляем читателям “Киевской Руси” новый авторский жанр православного священника-миссионера. Греческое слово “Строматы”, которым на рубеже II-III веков озаглавил свое сочинение Климент Александрийский, означает смесь разных лоскутьев, из которых сшит разноцветный ковер.

str_1

[Лоскут 1]

Может быть, Ты один или вас несколько. Может быть, Ты один и Вас – горстка. Но Богу достаточно этого. Может быть, Твои собратья от Тебя отворачиваются. Может быть, Тебя не понимают и не принимают. Так часто бывает в жизни христианина. Но Богу достаточно веры одного человека. Если один доверяет и верит, то всегда есть, кого Бог посылает навстречу.

Очень часто образование, знания, опыт отвергаются Богом. Ты можешь знать всё, но это может быть противопоставлено Ему. Ты можешь разбираться в нюансах, но если это никак не служит Ему, это всё бесполезно. Быть совершенным по образу Отца (Мф. 5, 48) – значит каждый фрагмент свой жизни поднимать на Свет и смотреть, проходит ли Свет сквозь.

Когда Господь говорил, это попадало в сердце, и всегда были принимающие, но были и отвергающие. Отвергающими были не плохие и грешные, а праведные и знающие. Христос мешал именно тем, что его Слово было живым, оно срывало с места, не давало усидеть в комфорте. Невозможно было просто что-то подкрасить, надо было разрушать до основания и строить заново.

Когда Иоанн Златоуст (рубеж IV-V в.) говорил красивые проповеди, ему хлопали прямо в храме, но когда он бил в сердце, его осудили и сослали. Ему было приятно, когда хлопали, но когда не хлопали, он был расстроен. Однако в ссылке перед смертью он понимал, зачем и почему он там оказался, и последними его словами были слова «слава Богу за всё».

Когда Афанасий Великий (нач. IV в.), не принял того, что приняло большинство епископов, его начали гнать, и ему приходилось искать крова у папы Римского. Большую часть своей жизни он скрывался и был преследуем. Афанасий – Великий Отец Церкви, но так получилось, что в то время он был единственным верным до конца. Тогда это было не так ясно, но зато это ясно теперь.

Максима Исповедника (VII в.) очень уважали и ценили как богослова и аскета. Он всегда считался одним из самых авторитетных Отцов Матери-Церкви, но при жизни всё было не так просто. Когда люди тебя слушают, твоё слово очень ценно. Поэтому наступает время – и тебе говорят: говори и поступай так-то и так-то. И Максим умер в изгнании, и долгое время о нём не вспоминали.

Примеры этих Святых Отцов говорят о том, чтобы Ты и я не искали сиюминутного признания и похвалы. Может быть, сегодня Ты популярен и Тебя слушают, но завтра Ты можешь быть в ссылке. А, может, сегодня у Тебя нет никакого успеха, но на самом деле Господь уже действует через Тебя. Может быть, Ты смотришь на кого-то другого и переживаешь, что Ты не таков, но Господь уже готов служить Тебе и действовать через Тебя…

str_2

[Лоскут 2]

Ты можешь оглянуться и увидеть разруху. Ты можешь это увидеть, находясь в Церкви. Это может быть неудовлетворение тем, что кого-то не хватает. Да, там есть люди, но Ты можешь тосковать по тем, по кому тосковать невозможно. Ты вдруг скучаешь по тем, кого даже не знаешь. Эта тоска вряд ли поддаётся описанию: она либо есть, либо её нет. Господь просто вкладывает это в Твоё сердце.

Важно быть в Церкви онтологично – через общение с людьми во Христе и в Духе Святом. Именно это есть воля Отца, которую исполнил Его Сын – Иисус. Это конкретные люди, с кем не просто можно что-то полезное делать, а с кем можно делить настоящую радость и подлинную скорбь. Это вряд ли можно сколотить, это может только родиться. От человека необходимо желание, от Бога – благодать преображающая.

Главное в Церкви – это сама Церковь. Это Христос Господь и те, кто собраны во имя Его. Важное в Церкви – это Единство людей по Духу вопреки разности темпераментов и характеров, образованности и культурности, достатка и статусности. Если есть собранность не ради чего-то прагматичного, а именно ради Бога, – то Церковь не просто есть, а она жива и действенна.

Если соборности (собранности) нет, необходимо начинать не с проектов, а с молитвы. Ты можешь быть одиноким, поэтому важно найти хотя бы ещё одного и начинать с ним самое простое общение. Центром этого общения должен стать Господь, поэтому сердцевиной дружбы должна стать молитва. Несущим столпом такой дружбы должно стать Священное Писание, ведь без размышления над ним никуда двинуться не удастся.

У Вас двоих может не быть гениальных идей, мест для встречи, средств для реализации планов – и это, быть может, самый большой подарок от Бога. Дело в том, что мы ценим всё, что угодно, кроме самих себя и тех, кто рядом. Другой вообще-то не нужен, но нужен, если надо что-то сделать или провести акцию. В таком случае люди разрушают друга друга своей ненужностью. Этим, в свою очередь, они попирают дар общения, который вручён Церкви.

Когда перед христианином встаёт вопрос, как делать, он не может делать как придётся. Всегда необходимо быть на пределе своих дарований и возможностей. Именно поэтому гораздо лучше повременить и собрать силы, чтобы разделяя с Другим Божие дело, совершить Его, принеся плоды. В противном случае желание иметь Другого только во имя самого дела (что делает человека лишь рычагом) не приносит никаких плодов.

Так поступал Господь Иисус, идя, проповедуя и собирая учеников. Таким же образом поступали Его ученики, переходя с места на место и идя далее, оставляя церкви-общины. Таким образом поступали такие великие отшельники, как Антоний Великий (IV в.), Макарий Египетский (IV в.), Сергий Радонежский (XIV в.) и прочие. Не видя в городских жителях желания следовать Христу, они уходили и тем призывали за собой многих других. Так поступай и Ты…

str_3

[Лоскут 3]

Часто Ты и я слышим, что было бы хорошо, если бы в Церкви было много людей, особенно – молодёжи. Этого многим хочется, и для этого делается многое. Однако если поставить вопрос иначе, то картины, нарисованные иллюзорными красками, начнут тускнеть. Все эти придуманные и загаданные массы людей могут оказаться неинтересными и ненужными.

Главный интерес поверхностно верующего человека – быстро обратить другого, и ничего более. Православный, в большинстве случаев, сделает главный акцент на обрядовую сторону, а не на внутреннюю. Часто приходится видеть людей, которые действуют не из того, что им вручён дар веры, свободы и выбора, а из того, что они сидят в тюрьме страхов.

Если Ты не веруешь или веруешь слабо, главное, чем Ты живёшь – это страхи. Вот это лучше бы не делать, а об этом даже мечтать не смей, а то даже и не замышляй. Уже всё до Тебя сказано, определено, начертано. Тебе же остаётся только принять это и постараться стать PR-агентом, только придать этому религиозный окрас. Ничего личностного, ничего живого, ничего яркого.

Религия душит человека, но полностью избавиться от религиозного никогда не удастся. Религиозное – это то, что оформляет внутреннее. Вера и есть тот воздух, который даёт дыхание и является основой жизни Церкви. Но как только религиозное выходит на первый план, вера начинает угасать. Без внутреннего нет внешнего, без веры нет религии, без человека нет Церкви.

Как без Бога не может быть Церкви, так и без человека Её тоже быть не может. Если люди довольны своим пребыванием в Ней, они этим показывают, что Бог как бы доволен этим и успокоился. Но Господь продолжает искать своих детей, а его старшие дети очень часто бывают довольны только собой и своим прекрасным общением. Тебе тепло, Ты рад, Тебе никто больше не нужен.

Если Тебе никто особо не нужен, оказывается, Тебе не нужен и Бог. Чаще всего, когда новые люди приходят в Церковь, им говорят: иди, найди и почитай. Но Ты должен понять, что если бы наши Святые Отцы поступали так, у нас не было бы Святоотеческого Предания. Представь, если бы Иоанн Златоуст из ложного смирения говорил бы: не дерзну ничего прибавить – читайте Евангелие…

В Православной церкви имеется богатейший опыт, который объединяет век за веком. Христос говорил: исследуйте, ищите, стучите, научите и так далее. Отцы последовали за Ним и делали всё возможное. Даже молчальники, когда их спрашивали и не отступали, начинали говорить и писать ради вопрошающих. Именно так появились великие творения Отцов, подвижников и учителей Церкви.

str_4

[Лоскут 4]

Когда Ты почувствуешь призыв, а также увидишь, что верующие единомышленники соглашаются с ним, пришла пора начинать. Однако прежде чем начать, надо раз и навсегда решить, Кого Ты взялся благовествовать. Иисус Христос любит бывать там, где не любят бывать праведные. Однако его присутствие не оставляет их там – Он всегда срывает человека с его места.

Чтобы человек встал и пошёл, оставив ненужное, он должен прожить, что его не просто куда-то зовут – к духовным людям, на тусовку, к избранным, – а что им дорожат как личностью. Святость перестаёт быть святостью, когда она становится формальностью. Святость есть ни что иное, как жизнь, только наполненная смыслом и глубиной. Порой зовущий и проповедующий мертвее того, кому он свидетельствует, и это о многом говорит.

Позволь Христу быть Самим Собой, позволь Ему во время того, когда Ты говоришь, говорить для Вас обоих. Ты не должен учить никогда, Ты всегда должен быть учеником. Даже если Бог через Тебя делает чудеса – раздвигает море или опрокидывает горы, – никогда не приписывай ничего себе. Всё, данное Им, есть Его дар, и Он всегда даётся как ответ на Твою бесконечную любовь.

Люди могут не слушать. Подумай, те ли это люди? Так сложно не быть избирательным. Ты не должен устраивать кастинг. Часто проповедь обращена конкретным категориям людей. Твоя слепота и бесчувствие находят людей внешне подходящих. Однако они могут прийти лишь через годы, когда созреют. А Ты в это время будешь безосновательно расстраиваться.

Позволь Господ(ин)у Иисусу приглашать Тебя с Собой. Сходи с Ним за обкрадывающим своих собратьев Матфеем. Не очень приятно праведнику общаться с вором, но позволь этому быть. Позволь блуднице не быть побитой, но прощённой Им. Приятнее порассуждать, какую заповедь, с кем и как она нарушила, но всё же послушай Христа – Он знает.

Не превращай Живого в буквы, не подменяй Его правилами, не делай копий с Него, пусть и самых лучших. Не спрашивай, почему Он не постится в данный момент, как настоящий духовный муж. Не говори, что Он полюбил комфорт, находясь за трапезами в домах обеспеченных людей: Ему многое нужно в Себе преодолевать, чтобы быть там.

Когда Тебя будут поносить или сквернить, предавать или подставлять, вспоминай Петра, который твердил о своей верности, но не устоял. Посеяв, не стремись собирать сразу или в ближайшее время: не пытайся собрать плодов там, где ещё даже не проклюнулось. Христу потребовалось порядка трёх лет, чтобы взрастить учеников. Три года Он их терпел – три года они жили и делили с Ним всё.

Продолжение.

Читайте также интервью с автором – священником РПЦ из Красноярска.

Залишити відповідь