Литургия в храме Христа Спасителя в день 25-летия Преображенского содружества малых братств как начало нового этапа в жизни духовного движения

23 августа в храме Христа Спасителя состоялась литургия, в которой приняло участие около двух тысяч членов Преображенского содружества малых братств.

Событие это могло бы восприниматься вполне привычно, братчики нередко участвуют в совместных многолюдных богослужениях. Но в этот раз во время службы в воздухе как бы витало: эта литургия особая.

В чём же особенность именно этой литургии?

Во-первых, она происходила в канун братского праздника: Преображенское содружество отмечало своё двадцатипятилетие. А, во-вторых, впервые столь масштабная братская литургия с благословения священноначалия проходила в храме Христа Спасителя – месте, которое многими воспринимается как главный храм российского православия, символ возрождения веры после семидесяти лет безбожия [1].

Двадцать пять лет – цифра серьезная. Вполне можно говорить о том, что она знаменуют конец некоего цикла. Создается впечатление, что братство о. Георгия Кочеткова подошло к какому-то новому рубежу…

Священное Писание учит нас в исторических событиях видеть смысл и провиденциальную логику. Попробуем обнаружить такую логику и на примере современного нам духовного движения. Для этого разделим исторический путь этого движения на этапы.

Первый этап. Зарождение. Первоначальный импульс. Подполье

Условно этот этап начинается во второй половине шестидесятых годов, когда основатель движения Юрий Серафимович Кочетков (будущий священник РПЦ о. Георгий), а затем и несколько его друзей становятся верующими людьми. Начинается катехизация взрослых. Вскоре создается первая община, а затем и неформальное братство. Понятно, что в советское время приходилось существовать в полуподпольном состоянии. В конце 1970-х годов складывается цикл огласительных бесед для ищущих Бога. В 1988 году открывается Свято-Филаретовский институт. В начале 1990-х годов Русской православной церкви по ходатайству братства были переданы четыре московских храма: Рождественский собор Рождественского монастыря, Владимирский собор б. Сретенского монастыря, храм прп. Феодора Студита и храм Успения Богородицы в Печатниках. В храмах начинают совершаться богослужения, в которых прихожане могли бы активно участвовать. Братство становится всё более заметным. Длительная катехизация, качественное духовное образование, совместное общение, агапические трапезы, детская работа – всё это делает христианскую жизнь творческой и увлекательной. Всё новые и новые люди приходят в братство. Условно этот этап заканчивается в 1993 году.

Второй этап. Гонения. «Чужие среди своих»

Начиная с 1993 года, братство пережило несколько «волн» гонений. Один за другим отбирали храмы. На конференции «Единство Церкви», организованной Свято-Тихоновским институтом при поддержке и по инициативе части высшей иерархии, руководители института во главе с ректором решили публично отказаться от своих бывших единомышленников из среды братства. Также на конференции был подвергнут обструкции и круг учеников о. Александра Меня. После конференции в церковной и околоцерковной прессе, находящейся под влиянием фундаменталистских кругов, была развернута мощная и достаточно успешная кампания по дискредитации основных идей обновления церкви. Начались открытые гонения и репрессии против сторонников церковного обновления во многих епархиях. Причем неприятие нового было связано не только с Преображенским братством и о. Александром Менем, но и с именами о. Александра Шмемана и представителей «парижской богословской школой» в целом. В 1997 году началась новая волна гонений, преследовавших цель «выдавить в раскол» Преображенское движение. О. Георгий Кочетков по ложному дисциплинарному обвинению без суда был запрещён в служении и вместе с двенадцатью членами братства де факто отлучен от причастия. Братство маргинально. Конец этого этапа можно отнести к весне 2000 года.

Третий этап. Укрепление. Противостояние. Рост

В начале Великого поста 2000 года после публикации документов, доказывающих несостоятельность обвинений в адрес о. Георгия, а также настойчивых требований церковной общественности прещения были сняты. Однако обвинения в адрес о. Георгия и братства не прекращаются. Сторонники отца Георгия расширяют огласительную и просвещенческую деятельность. Воцерковляются новые люди в разных городах страны. Активно функционирует Свято-Филаретовский институт. Регулярно проводятся конференции, в которых участвуют ученые и богословы мировой величины. Изучается движенческий опыт. В дополнение к помещениям института братство покупает и восстанавливает братский дом в Подмосковье. Однако у влиятельных представителей так называемой «широкой церковной общественности» к «кочетковцам» (как презрительно именуют братчиков оппоненты) отношение часто враждебное. Александр Дворкин, диакон Андрей Кураев и многие другие представители клира и мирян не принимают опыта о. Георгия и активно противодействуют ему. Большое влияние на умы начинает оказывать интернет и блогосфера. При этом братчики находят поддержку в изучении опыта новомученников. Ярким примером становится исповеднический путь внутри церковных стен о. Павла Адельгейма. В январе 2013 года происходит новая «битва». На этот раз «полем битвы» становится храм в селе Заостровье Архангельской епархии, а спорным вопросом – практика церковной жизни общин и братств. В так называемое Заостровское противостояние, которое, к счастью, в основном происходило в Интернете, оказались вовлечены многие силы, как из числа противников братства, так и из числа сторонников. Противостояние кончилось тем, что храм оказался потерян, но в то же время стало понятно, что «арсенальный запас» антибратски настроенных сил истощился. Идейная слабость, иногда невежество, раздробленность и т.д. не давали повода говорить о серьезной альтернативе в выборе пути, по которому могла бы пойти Русская православная церковь. Наверное, именно в эти дни происходит некий перелом. Братство продолжило свою активную деятельность. Всё увереннее поддерживает братство патриарх Кирилл. Идеи обновления и возрождения в Церкви в общем-то уже не вызывают испуга, более того, общинность, катехизация, евхаристическое возрождение, а где-то и богослужение на русском языке – становятся общецерковными трендами. По своему нетривиальным способом пытается участвовать в обновлении церкви и диакон Андрей Кураев…

Читая отзывы активных недоброжелателей о. Георгия на событие братской литургии в храме Христа Спасителя, убеждаешься в одном – в слабости недоброжелателей… При этом, конечно, не стоит и преуменьшать их возможности. Может быть, к некоторым аргументам со стороны оппонентов имеет смысл прислушаться.

Не стоит при этом идеализировать и само братство и братчиков. Охотно допускаю, что для кого-то в эстетическом, личностном, интеллектуальном, организационном аспектах… братство не выглядит привлекательно.

Но согласитесь, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что ПСМБ – интересное современное явление церковной жизни, к которому мало кто остается равнодушным. Причем у тех, кто близко соприкоснулся с движением, мнения о нём могут полярно расходиться…

По нашему мнению третий этап заканчивается. Заканчивается противостояние. Братство выстояло, укрепилось и может продолжить движение дальше.

Четвертый этап. Всё только начинается?

И вот мы плавно подходим к настоящему моменту. Наступает некий новый этап. Как его лучше назвать? Рецепция братского опыта всею церковью?.. Пока ещё рано говорить. Конечно, возникает соблазн ретроспективу продлить перспективой. Мы этого делать не будем. Но, если храм Христа Спасителя – это некая гора, некая взятая высота, выражаясь военными терминами, то с этой горы всё-таки что-то можно увидеть, подобно тому, как соглядатаи, отправленные библейским Моисеем после странствия от Синая до пустыни Фаран, поднялись на гору и увидели Землю Обетованную…

Если не ПСМБ, то кто возьмет на себя задачу по возрождению церковной жизни? Что можно заметить при трезвом взгляде на ситуацию в России? Духовный сталинизм, изоляционизм, экспансионизм, «православный» экстремизм, обскурантизм… И с этим мы идём к середине XXI века?

Россия нуждается в том, чтобы кто-то провел эту духовную очистительную работу.

Земля должна быть очищена, вспахана и засеяна, тогда она даст свой плод [2].

 

Примечания

[1] В ХХС часто проводит праздничные богослужения патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на богослужениях присутствуют первые лица страны… Понятно, что у ХХС, особенно после панк-молебна, совершенного девушками из группы Pussy Riot, есть и другие символы. Но все они не отменяют и указанного нами символа.

[2] В статье мы сознательно не рассматривали вопрос церковно-государственного взаимодействия. Он остался за рамками статьи.

Залишити відповідь