Об отношении к коммунизму и коммунистам

Не так давно лидер украинских коммунистов П. Симоненко выступил с заявлением, в котором попросил у православных верующих извинения за “страдания и невзгоды, выпавшие на их долю в лихолетья”. Так и не добившись уничтожения Православной Церкви за все время пребывания у власти, коммунисты лицемерно заявляют: “Нельзя забывать и тот, парадоксальный на первый взгляд, факт, что именно КПСС, пресекая попытки проникновения в советское общество чуждых идеологических влияний (в том числе и религиозных), создавала наиболее благоприятные условия для деятельности православной церкви”. В настоящее время КПУ выступает в поддержку канонической Церкви. Насколько искренни подобные заявления? Смеем утверждать, что во времена преследования верующих, расстрела священников, уничтожения храмов коммунизм показал свое истинное лицо. О том, что христианину невозможно смешивать истину с ложью и мечтать о возвращении времен, когда продукты были дешевыми, а вера многим стоила жизни, размышляет автор следующей статьи.

Мы все время промениваем высокое на низкое. Промениваем святыню брака на сомнительные удовольствия, так что разваливаются наши семьи. Промениваем на деньги свое призвание. Сколько я знаю людей, бросивших интересную, важную, любимую работу ради того, чтобы развозить водку по палаткам, но иметь деньги на «тряпки». Мы во всем, во всем так поступаем! Промениваем молитву на пустые помыслы и Вечное Царство — на земную суету.

После семидесяти лет атеистического помрачения наш народ немного пришел в себя и стал постепенно возвращаться к нормальной духовной жизни. Но когда выяснилось, что избавление от коммунистического рабства большинству не принесло материального достатка, тогда многим захотелось возвратиться в прошлое: «Пусть будут опять безбожие, опять ложь, опять духовная смерть, лишь бы вернулись дешевые водка и закуска».

Я, как христианин, с этим не могу согласиться. Я не могу жалеть о том времени, когда наших детей заставляли обманывать, когда их понуждали вступать в пионеры и верующим родителям приходилось выкручиваться, чтобы они все же не вступали, когда везде висели лживые плакаты и нас заставляли поклоняться ложным богам, когда облеченные властью безбожники лезли в Церковь и старались развратить ее и уничтожить, разъесть изнутри и духовенству приходилось упираться, хитрить, изворачиваться. И нас теперь в этом обвиняют! Я тогда еще не был священником, я был тогда алтарником, но отцы старались хоть как-то удержаться, чтобы мы, их духовные дети, могли прийти в храм исповедаться, причаститься Святых Христовых Тайн. Открыто (а это очень важно) создавать церковные общины было невозможно. Высшее образование для священника считалось минусом, не в глазах, конечно, архиереев, а в глазах советских властей, которые давили Церковь, гнали Церковь, старались ее уничтожить.

И вот сейчас многие православные христиане пожалели об этом времени. Я постоянно слышу не только от старых людей, но и от сравнительно молодых, что как жалко, как тогда было хорошо, сытно. Но если бы мы и с голоду умерли, братья и сестры, но в чистоте, и святости, и в правде, то было бы лучше, чем жить в этой безбожной сытости.

Теперь перейду к отвлеченному, как может показаться, вопросу: почему у нас не получается бороться со злом? И сразу отвечу: потому что людей, делающих зло, мы либо осуждаем, либо оправдываем. Пусть каждый вспомнит свою жизнь. Вот какой-то человек согрешает, и мы по своему положению, по своей должности или просто как христиане должны ему противодействовать. Мы хотим исполнить свой долг, но при этом закипаем против человека злобой и осуждением, но тогда совесть начинает говорить нам, что своей злобой мы согрешаем. Тогда мы смягчаемся, миримся с этим человеком и… все. Мы с человеком примирились и злу не противодействуем.

А как поступать правильно, чтобы и злу противодействовать, и не грешить? Для этого нужно ненавидеть зло и любить грешника. Когда мы видим человека согрешающего, которому мы или просто по христианскому долгу, или тем более по своему положению обязаны противодействовать, мы должны приложить к этому все силы и, если нужно, даже причинить человеку какую-то скорбь, но ни в коем случае его не осуждать. А у нас получается все наоборот, и в сегодняшних отношениях с людьми, и в воспоминаниях об ужасных событиях в России в первой половине XX века. Мы либо осуждаем тех, кто совершал злодеяния, либо, стараясь избежать осуждения ближних, начинаем оправдывать зло, говоря, что просто так получилось, а хотели все хорошего.

На самом же деле мы не должны осуждать ни коммунистов, ни вообще кого бы то ни было по той простой причине, что есть заповедь Божия «Не судите, да не судимы будете». Но мы должны не только осуждать, а должны ненавидеть коммунистическую мечту о счастливой жизни без Бога, ненавидеть весь этот обман, который вошел в нашу жизнь. Вошел он не в 17-м году, а гораздо раньше, еще в раю, когда змей стал клеветать Еве на Бога, говорить, что Бог ее обманывает. Вот тогда Ева должна была возненавидеть сатанинскую ложь, она не должна была ее даже слушать, не должна была разговаривать со змеем. Грех Евы состоял в том, что она вообще начала внимать помыслам, что Бог ее будто бы обманул и что можно поступить лучше, чем Он советовал. И вот этот сатанинский обман с тех пор и продолжается.

В чем был грех людей, увлекшихся коммунистической мечтой? В том, что они решили: «Нам не нужно Царство Небесное! Мы хотим здесь, сейчас жить хорошо. Хочу сейчас все вкусить, хочу сейчас все получить. Почему у него больше, а у меня меньше? Я хочу отобрать. Давайте поделим!» Самый страшный грех был в том, что мы приняли эти помыслы. Их мы должны ненавидеть и никогда не должны мириться с ними. Людей же должны прощать, как и святые прощали. Протоиерей Философ Орнатский благословил тех, кто его расстреливал. Священномученик, уже прославленный, митрополит Владимир двумя руками, как архиерей, благословил тех, кто его мучил и убивал.

Да, обидчиков, мучителей, убийц мы должны простить, и в прошлом простить, и в настоящем, и в будущем, если будут какие-то скорби и гонения. Людей простить, а вот ложь мы не должны прощать, и с ней никак нельзя мириться. Ни в каком смысле, ни в какой мере. Все это сатанинский обман, что нужно устраиваться здесь, что Царством Небесным можно пренебречь, что Царство Небесное и царство земное могут стоять рядом — это неправда, братья и сестры, Это страшная неправда, и мы должны эти помыслы ненавидеть, так же как мы должны ненавидеть блудные помыслы, так же как мы должны ненавидеть помыслы злобы, так же как мы должны ненавидеть всякие греховные помыслы. Это помыслы самые страшные, это помыслы чисто сатанинские.

Об Антихристе неправильно некоторые люди думают, что это будет какой-то примитивный тиран. Да ничего подобного. Это будет, по правильной мысли Владимира Соловьева, культурный человек, он всем все устроит. Он нам устроит мир на Земле — без Христа, примирит все религии между собой и всех, кто ищет земной правды, а не Божией, обманет, и они вместо Христа поверят ему, потому что Антихрист — это тот, кто подменяет Христа, кто хочет стать на место Христа, кто хочет нас отделить от Христа, чтобы мы были без Христа. Вот что значит Антихрист. И мы не должны никогда соблазняться никаким земным благополучием, даже если нам обещают все самое хорошее. Если без Христа, то нам это хорошее не нужно.

Все житейские примеры должны учить нас духовной жизни. Если какой-то человек подходит к замужней женщине и говорит: «Пойдем, я дам тебе то-то и то-то, будешь жить счастливо, будешь жить богато, только измени мужу», то эта женщина должна сказать: «Отойди от меня, сатана, потому что ты меня соблазняешь». И так мы должны отвечать всем помыслам и людям, которые соблазняют нас земным благополучием без Христа.

Нужно помнить, что первая заповедь — Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк. 10:27) Нераздельно, всею душою мы должны возлюбить Бога. И если Он, видя наше терпение и смирение, даст нам эту любовь, тогда Божией любовью будем любить и ближних. Вторая заповедь, подобная первой, — Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39). Вот эти заповеди даны нам, и мы должны ближних своих — в том числе и атеистов, и коммунистов, и сатанистов — любить, а их ложные учения, которыми дьявол соблазняет нетвердых в вере, нам следует ненавидеть.

Залишити відповідь