О самом нефункциональном головном уборе в Православной Церкви

Известно, что все древние епископы и пресвитеры совершали богослужение с непокрытой головой. Впервые в головном уборе стал служить один из епископов Александрии, у которого он был еще функциональным: его больной голове нужно было постоянно быть покрытой, да и сама митра была из ткани (см. иконы свт. Кирилла Александрийского). Тут же нашлось и “богословское” оправдание: так как ветхозаветные первосвященники носили особый головной убор, называемой кидаром или митрой, то и епископ, церковный чин которого соответствует первосвященническому (тезис весьма спорный), может себе такое позволить. Для разрешения на такое новшество ему потребовалась санкция местного собора.

Святитель Кирилл Александрийский
Святитель Кирилл Александрийский

Вслед за александрийским епископом подобные головные уборы стали носить и некоторые другие предстоятели больших церквей, но еще в XV веке, по свидетельству архиеп. Симеона Солунского, с непокрытой головой служили “все восточные иерархи и священники, за исключением александрийского патриарха”. Сам Симеон считал правильным служить с непокрытой головой. Даже в XVII веке в митрах на Востоке служили только патриархи.

Из формы этой шапки (так митра называется в богослужебных книгах) видно, как она появилась на епископских головах. Старинные московские митры как две капли воды похожи на княжеские шапки, украшенные золотом, драгоценными камнями и утепленные соболиной опушкой. Поскольку епископ в Московской Руси был фигурой того же ранга, что и князь, то ему от княжеских щедрот вместе с землями и рабами не ранее XVI века перепала и эта деталь гардероба. Такие митры сейчас носят епископы у старообрядцев и преосвященные любители московской старины в РПЦ (например, митрополиты Агафангел Одесский и Ионафан Тульчинский).

Митрополит Одесский Агафангел (Саввин)
Митрополит Одесский Агафангел (Саввин)

Обычные современные митры чрезвычайно похожи на короны последних византийский императоров, с головы которых они и были благополучно перенесены на голову константинопольского патриарха после захвата турками этого города. Впоследствии такие митры (а также императорские длинные волосы) вошли в моду и в других епархиях восточных Церквей, в том числе и в Киевской митрополии, из которой в XVIII веке они распространились по всей Российской империи.

После того как митрами были украшены епископы, об этом украшении стали мечтать и “без пяти минут епископы” – архимандриты. Вскоре их мечта сбылась, уже при царе Алексее Михайловиче Романове. А начиная с Екатерины II в Российской империи митрами стали награждать и белых священников (вопрос о церковных наградах пока оставим в стороне, он требует особого рассмотрения и оценки).

Ношение митры обычно объясняют как ношение Христом тернового венца. Допустим, что это толкование приемлемое. Но в таком случае совершенно непонятно, почему сейчас при сослужении митры надевают все, имеющие на это право, а не один лишь предстоятель, занимающий на литургии место Христа? Кстати, так было на православном Востоке в XVII веке: при сослужении нескольких патриархов митру одевал только старший из них, как об этом пишет в своем “Проскинитарии” Арсений Суханов.

С таким толкованием нынешний священнический “парад митр” выглядит так же нелепо, как взвод солдат в генеральских фуражках. По-видимому, нужно или признать, что это толкование неправильное, и придумать какую-нибудь другую благочестивую сказку для оправдания любви духовенства к богослужебной роскоши (ни для кого не секрет, что право ношения митры для многих священников является заветной мечтой), или же вернуться к логичной восточной практике XVII века. А еще лучше было бы вернуть древнюю практику служения с непокрытой головой, чего еще в XV веке хотел Симеон Солунский. Впрочем, надеяться на это в наше время – глупо…

Цей запис має 2 коментар(-ів)

Залишити відповідь до Олександр Пономаренко Скасувати відповідь