Война и ее вызовы

Война. Как же трудно примириться с фактом её существования в эти ясные августовские дни.

Светит солнце, стоят тихие вечера, киевляне заняты своими повседневными делами, — а в это время на востоке нашей страны всё по-другому: там стреляют, там убивают, там гибнут люди. Города лежат в руинах, оставляют свои дома беженцы, страдают пленные…

Война стала страшным откровением для Украины. Известно, что в самом начале вооружённого противостояния у большинства бойцов украинских военных частей, расположенных в Крыму, было психологическое табу. Они не могли выстрелить, не могли нажать на курок, зная, что перед ними их соседи — люди, которые исповедуют с ними одну и ту же христианскую веру и говорят на понятном им языке…

Прошло время. Полегли в бою товарищи по оружию. Оголило свою сущность понятие гибридной войны. И другие солдаты стали стрелять в ответ, понимая, что другого способа защитить свою землю и страну от насилия и крови у них просто нет…

Как правильно определить формат вооружённого конфликта на Востоке Украины? С чем мы имеем дело? С гражданской войной? Или же, учитывая факт военной поддержки сепаратистов со стороны соседнего государства, мы должны признать, что наши войска отражают нападение внешнего агрессора?

В начале противостояния во многих храмах возносилась молитва о прекращении «междоусобной брани». А в последнее время среди православных христиан в Киеве приобрела распространение другая молитва:

«Сохрани нас, Господи, от руки грешника, от людей неправедных избавь нас; запрети чужеземцам, жаждущим войны…»

Как же сложно выговорить уже одно это слово: война. И как не хочется признаться себе, что в твой дом, в твою страну пришло это страшное горе! Слово «конфликт» (даже с ужасающей приставкой «вооружённый») — позволяет нам сохранить определённую дистанцию, делая вид, что всё происходящее нас непосредственно не касается…

Ужас «войны» — в её общем характере. Во время Второй мировой никто не говорил о «представителях гитлеровского режима». В употреблении были другие, более обобщающие и страшные слова… Для народов СССР слова «немцы» и «фашисты» были синонимами, а в глазах немцев каждый советский солдат был «русским» и «коммунистом».

Любое обобщение таит в себе неправду. Но нет ничего страшнее, чем обобщения во время войны, когда люди начинают массово мыслить в категориях «свои» и «враги», не признавая за последними даже того права, которым, несомненно, наделил их Сам Бог: права на жизнь.

«Если вам придётся с оружием в руках защищать свою землю — постарайтесь сделать это так, чтобы в вашем сердце не было места ненависти к русскому народу», — учил перед смертью своих сыновей один православный священник. Это было в конце апреля, и тогда его просьба для многих прозвучала немного странно. Прошло четыре месяца — и один из его сыновей, взяв в руки оружие, записался в добровольческий батальон…
И теперь перед ним стоит задача: защитить свою Родину от внешней агрессии, но, по заповеди покойного отца-священника, сделать это так, чтобы в сердце не проник дух ненависти.

Воевать без ненависти в сердце — задача сверхсложная, но только такое отношение к войне можно считать христианским. Священное Писание чётко определяет, откуда происходит зло. «Из сердца исходят злые помыслы, — говорит Спаситель, — убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Сердце человека — средоточие его существования и то «место», в котором гнездится его свобода и осуществляется свободный выбор. Поэтому требование воевать, храня сердце от ненависти, — не что иное, как требование воевать, минимизируя зло.

Природа войны — ненависть. Ведь любая война есть внешнее, физическое проявление этого греха, одного из главных человеческих грехов. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8) — описывает Книга Бытия первое в истории человечества убийство. С тех пор случалось бесчисленное множество убийств и войн. Но каждый раз, когда восставал человек на человека и народ на народ, — они приходили к этому путём Каина: не справившись с грехом и открыв своё сердце для духа ненависти.

Войны бывают разные, и Святые Отцы чётко отличали войны справедливые и оборонительные от войн наступательных и завоевательных. Так, согласно ученику святителя Иоанна Златоуста преподобному Исидору Пелусиотскому, причиной большинства войн служит преступное желание заполучить чужую собственность.

Вместе с тем, преподобный Исидор различает войны безнравственные и этически оправданные. Не все, кто принимает участие в войне, считал преподобный, заслуживают осуждения за сотворённое беззаконие. «Тех же, кто осуществляет возмездие с воздержностью, не следует и считать поступающими несправедливо, потому что они совершают законное дело».

Вне всякого сомнения, война, пришедшая сегодня на нашу землю, является для украинского народа войной оборонительной. Украинские солдаты не воюют на территории других стран: они защищают свою землю и целостность своего государства. «Зачем вы пришли на нашу землю?» — часто спрашивают украинских военнослужащих сепаратистски настроенные жители Донбасса. И, хотя Донбасс никогда не был отдельной страной, их чувства можно как-то психологически понять. Ведь эти люди родились и выросли на этой земле…

Но как понять тех, кто с оружием в руках пришёл на нашу землю? Как нравственно оправдать человека, пытающегося насильно отторгнуть от Украины часть её территории? Как оправдать перед Богом совершённые во имя геополитических интересов и ценностей убийства и насилия?

Тут уместно вспомнить слова святителя Филарета (Дроздова): «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают её без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают её по необходимости — в защиту правды, веры, отечества» (Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003. С. 481).

Украинские воины защищают свою землю. И это сообщает их делу нравственное оправдание. Однако это не освобождает нас автоматически от ответственности за свои поступки и чувства. Мы должны защищаться, но не должны ненавидеть. Мы должны отстаивать территориальную целостность своей страны, но у нас нет права на умножение зла.

Война выдвигает нам несколько требований.

Первое из них — это требование деятельной любви к ближним. Ведь, беря в руки оружие, христианин делает это от любви, чтобы таким путём защитить свой народ от внешней агрессии, во исполнение заповеди Самого Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Следующее требование — это хранение своего сердца от духа ненависти. Делая доброе дело, нельзя позволить себе, чтобы в наш ум и чувства проникли ненависть и злоба.

Воздаяние — один из глубинных механизмов нашей психики, требующий, чтобы зло было не только остановлено, но и адекватным образом наказано. «Глаз за глаз, зуб за зуб» — многие любят цитировать известный фрагмент из книги Левит, забывая, что это установление в своё время имело целью не только наказание, но и ограничение отплаты…

Где границы дозволенной отплаты во время войны? Это сложный нравственный вопрос. Но ясно одно: желая сохранить свою душу для вечной жизни, мы не имеем права умножать зло и творить дела беззакония, даже если так поступает агрессор.

Пытки и унижения пленных, оскорбление и ненависть… Даже если так поступают с нашими бойцами в этой страшной войне наши противники, такие вещи не следует совершать украинским воинам. Ведь мы обязаны помнить: каждый раз, как мы совершаем беззаконие, от нас и нашего дела отворачивается Господь, в Котором единственная наша надежда на спасение и победу.

Наконец, третье из глобальных требований войны — это требование доверия к Богу… Война — это всегда насилие и зло, и наше нравственное чувство тут может на какой-то миг усомниться в Божественном всеведении и всемогуществе.

«Господи, где Ты?» — обращались во время войн люди к Богу на протяжении всей истории. «Где Твоё Милосердие? Где Твоё Провидение и благодатная помощь? Почему Ты не остановишь зло? Почему сейчас же, немедленно — не положишь предел насилию и страданиям?»

«У вас и волосы на голове все сочтены», — передаёт слова Христа Евангелие от Луки, которое мы слышали сегодня за Литургией (Лк. 12, 7). Но как сопоставить эти слова Господа с теми обстоятельствами, которые открываются нам сегодня? Как не утратить веру в милосердие и всемогущество Бога, наблюдая всю несправедливость и боль войны?
Христианское вероучение чётко свидетельствует, что война является следствием греха и, следовательно, ответственность за неё несёт не милосердный и человеколюбивый Бог, а человек, который открывает своё сердце для ненависти и злобы.

Но что означают эти слова без настоящего доверия нашей души к Богу?
Человек создан по образу Бога и поэтому имеет свободу самоопределения в добре и зле. Но как же трудно нам принять этот мученический венец свободы! Как трудно стоять в свободе! Как трудно каждый миг своей жизни помнить о том, что мы лично ответственны за свои собственные поступки и за тот мир, в котором живём!

Довериться Богу во время войны — сложно как для солдата, который держит в руках оружие и при этом сам подвергается смертельной опасности, так и для безоружного, который в любой момент может подвергнуться насилию со стороны воюющих. Но вспомним слова Спасителя: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 4–5).

Каким бы трудным не было нынешнее время для нас и нашей страны, не будем забывать: эта жизнь лишь врата к жизни вечной, и каждый её миг нужно прожить так, чтобы, встретившись с нами лицом к лицу после нашей смерти, Господь нашёл в нашем сердце настоящее желание правды и богообщения и открыл перед нами врата в Царство Небесное, Царство Любви.

Одна из последних песен Бориса Гребенщикова называется «Любовь во время войны». Словами из неё я хотел бы завершить нашу сегодняшнюю беседу:

«Я чувствую спиной, как вокруг нас сгущаются тени.
Река пылает, и мосты над нею разведены.
В своей доброте Господь дарует нам, что мы хотели.
Дарует любовь, любовь, любовь во время войны».

Христос Спаситель да пребывает со всеми нами, укрепляя каждого из нас в своём служении на благо Бога и нашей Родины.

Проповедь в воскресенье 31 августа 2014

Цей запис має 7 коментар(-ів)

  1. Эх, вы служители Божии. Молитесь усерднее, чтоб Господь снял пелену с ваших глаз.

  2. Аминь.
    Один фрагмент проповеди несколько смутил:
    …” «Зачем вы пришли на нашу землю?» — часто спрашивают украинских военнослужащих сепаратистски настроенные жители Донбасса. И, хотя Донбасс никогда не был отдельной страной, их чувства можно как-то психологически понять. Ведь эти люди родились и выросли на этой земле…”
    Увы – боюсь, что не смогу “психологически понять” этих жителей: как можно, родившись в Украине, проживая в Богом данном государстве, патологически ненавидеть его символы, его государственный язык? Пребывая иждевенцем у государства, презирать всё украинское и считать себя “чем-то особенным”. Личная и местечковая гордыня на почве упадка веры – истоки любого сепаратизма. Но это уже вопрос совести самих граждан в первую очередь, затем их региональных руководителей, высших государственных мужей – и над всем этим – архиереев, поставленных духовно окормлять народ.
    … «Зачем вы пришли на нашу землю?» — в своё время часто спрашивали российских военнослужащих сепаратистски настроенные жители Чечни. Вот их-то и можно было бы “хоть как-то психологически понять. Ведь эти люди родились и выросли на этой земле…”

    1. Донбасс действительно никогда (до 1992 года) не был отдельной страной. Донбасс – не был страной отдельной от России.

      1. Может, Вы не знаете, но Донбасс – дотационный регион. Хотя, безусловно, по своему потенциалу, он не должен бы быть таким. Но это уже вопрос к руководителям.

Залишити відповідь до Владимир Упырь Скасувати відповідь