Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Журнал «Камо грядеши» > Выпуск №5-6 (12-13) от 12.2000 > К вопросу об объединении Украинского Православия

Выпуск №5-6 (12-13) от 12.2000

К вопросу об объединении Украинского Православия


В последнее время активно начал муссироваться вопрос об объединении Православия на Украине в единую Поместную Украинскую Церковь. Безусловно, ситуация, которая сложилась на Украине, трагична. Три церкви, претендующие на то, чтобы представлять Украинское Православие, противостоят друг другу. И это противостояние имеет место при усиливающейся экспансии унии, католичества, а также стремительного распространения различных протестантских сект.

Тем не менее, трагичность сложившейся ситуации, на мой взгляд, не дает повода решать этот вопрос сгоряча, руководствуясь эмоциями, которые не имеют отношения к области церковной жизни. Такой подход лишь усугубит положение, приведет к возникновению новых проблем. Прежде чем искать выход из ситуации, необходимо определиться в некоторых основополагающих принципах, исходя из которых только и возможно решить данный вопрос.

Во-первых, дела Церкви может решать только Церковь. Государство, пытаясь вмешаться в дела Церкви, нарушает принцип отделения Церкви от государства, записанный в Конституции Украины. Только Церковь компетентна решать вопросы, которые относятся к ее жизни. Вспоминается начало девяностых, когда Верховный совет Украины принял решение, объявляющее деяния Харьковского Архиерейского собора, на котором Украинская Церковь отмежевалась от тогда еще митрополита Филарета, неканоническими. То решение Верховного совета было не только незаконным, но и абсурдным, как если бы Верховный совет принял решение о неправильности той или иной спорной теории в математике. Нечто подобное некоторые чиновники пытаются навязать Церкви и сейчас.

Во-вторых, в решении данной проблемы необходимо руководствоваться ее каноническим правом. Мы на Украине пытаемся строить правовое государство, то есть государство, которое бы существовало на основе закона, в котором закон занимал бы главенствующее положение. Так вот, такая ситуация, когда закон стоит во главе всего, до которой украинскому государству еще далеко, испокон века существует в Церкви. Церковь всегда строила свою жизнь на основании так называемых канонов или правил, законов. Именно благодаря этому на протяжении уже двух тысяч лет, даже во времена самых сильных исторических пертурбаций, она сохранялась как единое целое. Для Церкви нарушить каноны, как впрочем и для государства, значит прийти к состоянию хаоса.

Именно на основании этих законов был предан анафеме Филарет. В этом не было прихоти или симпатий-антипатий кого-то, кто принимал такое решение. В этом действии Церковь руководствовалась своими правилами, которые позволили ей просуществовать, как уже сказано, 2000 лет. Неканонической (то есть вне закона) Церковью на Украине является также т.н. Украинская Автокефальная Православная Церковь. Единственной канонической Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это значит, что только с этой Церковью имеют молитвенное общение все остальные Православные Церкви во всем мире, в том числе и Вселенский патриархат. Помню, четыре года назад, во время нашей беседы с Вселенским патриархом Варфоломеем, он мне лично подтвердил, что признает на Украине лишь Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Со священником, например, из т.н. Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата не будут сослужить православные ни в Греции, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, ни где бы то ни было, где существует Православие, разве что такие же раскольники, как они сами.

Таким образом, единственный законный, канонический путь объединения Православия на Украине – это присоединение раскольников к УПЦ, возглавляемой митр. Владимиром (Сабоданом). Это присоединение должно сопровождаться их покаянием за учиненный раскол.

Движение, связанное с т.н. «объединением Украинского Православия», началось после смерти «патриарха» УАПЦ Дмитрия, который завещал своим сторонникам войти в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Если включение УАПЦ в юрисдикцию Константинополя когда-нибудь и состоится, оно будет неканоничным. Если бы оно было каноничным, то уже произошло бы. Заметьте, речь здесь не идет об автокефалии Украинской Церкви, а наоборот, о потере УАПЦ, пусть и мнимой, автокефалии. Константинополь не заинтересован в том, чтобы предоставить еще одной Церкви автокефалию, но в том, чтобы присоединить к себе хотя бы часть Украинского Православия. Сторонники же «объединения Украинского Православия» мечтают об автокефалии. Сама по себе автокефалия не несет в себе ничего плохого. Важно, чтобы она была получена законным способом. Согласно каноническому праву Церкви, ее не могут предоставить в одностороннем порядке ни Москва, ни тем более Константинополь. Предоставление той или иной Церкви автокефалии – это дело всех Поместных Церквей, всего Вселенского Православия.

Автокефалия ни в коем случае не может быть объявлена самой Церковью самостоятельно. Сторонники «объединения Украинского Православия» ссылаются на опыт получения именно таким способом автокефалии Болгарской, Греческой, Сербской Церквами, однако при этом забывают, насколько болезненным был этот процесс. Болгарская Церковь, самолично объявившая свою автокефалию, находилась в расколе 70 лет. Греческая – с 1833 по 1850 г. От более серьезных проблем, кстати говоря, эти Церкви спасло только вмешательство Русской Церкви. До сих пор находится в расколе Македонская Церковь, самолично объявившая автокефалию. Это привело к ее почти полному вымиранию. По такому пути хочет пойти Украина?

И это еще не все последствия, которые могут ее ожидать. Огромная часть Украинской Церкви, тысячи приходов, готовы уйти в раскол и напрямую подчиняться Московскому патриархату даже в случае объявления автокефалии Украинской Церкви каноническим путем. Также насильственное продавливание государством идеи объединения Православия нарушит хрупкое равновесие, которое сложилось между Православными Церквами во всем мире.

Все эти предпосылки, а их еще больше, чем описано, необходимо принять во внимание, прежде чем предпринимать какие-либо шаги по решению проблемы Украинского Православия.

Дата публикации: 03.01.2004