Как меня лишали исторической памяти

Можно ли любить свою родину, будучи христианином? А может ли духовное учебное заведение быть рассадником украинофобии? Вопросы кажутся риторическими. Но порой в историческом бытии церкви встречаются такие казусы, через которые пришлось пройти автору этой статьи, выпускнику одной из семинарий в Украине. Редакция приглашает к дискуссии.

Я родился в Таганроге, вырос в селе в Донецкой области. Учился в рускоязычной школе. Мой прадед пришел на Донбасс с Волыни, и если в Шахтерском районе Донецкой области вы встретите фамилию Бойко — скорее всего это будут мои родственники. И вот, мне интересно, как мне нужно самоопределяться? — Как “бандеровцу” или как “донецкому”?

В юности я никак не задумывался о Родине. Впервые о т.н. геополитическом выборе я услышал в духовной семинарии (не Киевской — прим. ред.), где учился 4 года. Все то время, что я учился, постоянно прививали нелюбовь ко всему украинскому. Как будто смысл учебы состоял в стойкой прививке от всего, что “не РПЦ”. Все европейское объявлялось плохим и недуховным. Все, что не носило печать “РПЦ” — не одобрялось. Америка объявлялась империей зла, адом на земле. Везде виделся “жидо-массонский заговор” и другие страшные страшилки…

Все время говорилось о том, что Украины как страны никогда не было, и сейчас ее тоже нет, мы ее вроде как терпим сейчас, пока, но скоро, совсем скоро, мы вернемся на нашу историческую родину, вернее, притащим эту “родину” сюда.

С нашим детским, семинарским сознанием делали то, о чем говорил 18 марта Путин — лишали исторической памяти. Украинская культура? — о чем говорите?! Украинской богословской науки — никогда не было! Могилянская академия — рассадник западной схоластики. Петр Могила — велик только потому, что дружил с Москвой. И вообще здесь во всех смыслах: культурном, научном, богословском, социальном, политическом, правовом — всегда была, повторим отчетливо, дети-семинаристы, “пу-сты-ня”. Здесь был Мордор, пока не пришли “добрые гоблины” и не “принесли свет” в наши первобытные степи.

Естественно, при таком “воспитании” мозгов ни о какой любви к Украине, и не могло быть и речи. При этом в чем была главная и самая подлая спекуляция: если речь о чем-то украинском — ой, ну что вы, христианство ведь космополитично! Как можно говорить о чем-то национальном! А если речь о чем-то московском — ну это же все хорошо, ведь из Московской патриархии может ли быть что плохое?!

Ладно я, из Донецка, но в семинарии училось много ребят из всех уголков Украины: Тернопольская, Франковская, Львовская области, Закарпатье — каково им было это слушать? Естественно, все они молчали, так как что тут скажешь, если передо тобой временщик в рясе, а у него в руках твоя судьба?

Потом, когда у меня хватило ума самому разобраться, я понял, какие манипуляции делали с моей картиной мира, как подло издевались над моей родиной.

И вот, с таким вот багажом жил я себе жил, и вдруг, в какой-то момент я понял что я — украинец, что моя родина — Украина, что Россия — последняя страна в мире, куда бы я хотел уехать.

Впервые я засомневался в том, что в Украине “всегда была пустыня под названием Окраина”, как мне внушали в семинарии, когда прочитал книгу Ивана Огиенко. И потом, если тут никогда не было богословской науки, почему же образованных епископов царь Петр брал именно отсюда? Еще я полюбил книги Ивана Нечуй-Левицкого (не Шевченко, заметьте). Много его читал и понял, что все это культурное богатство не могло возникнуть на пустом месте. Что врали мне уважаемые священники и маститые протоиереи преподаватели.

Смысл христианства в любви, а если своей целью духовная семинария ставит привитие нужных партийных взглядов, основанных на ненависти к чему-либо, то можно смело сказать: здесь цель — не учеба, а промывание мозгов…

Если вы не верите ни во что — вы можете поверить во что угодно. Если вы ненавидите страну, в которой живете, люто презираете все, что связанно с ее культурой и историей, без разбору записываете в запрещенный список и мечтаете о Вавилоне, извините, Великой Росии, которая придет на смену этой ненавистной Украине, то вы точно также будете ненавидеть свою “новую” родину. Привычка…

У этой записи 11 комментариев

  1. За ОДС могу сказать все только самое хорошее. Всех преподавателей вспоминаю с сердечной теплотой. Коллектив студенческий был дружный. Кто хотел учиться, те учились. Было ли тяжело? Да было! Это были 90-е года, и бардак был везде. Тем не менее администрация семинарии в то трудное время смогла на достойном уровне (насколько это было возможно) преподать нам дисциплины. (Удалено модератором)

    1. Хотел бы уточнить несколько фактических (не эмоциональных) деталей:

      «на достойном уровне (насколько это было возможно) преподать нам дисциплины» — с чем вы сравниваете? «достойный» по сравнению с чем?

      «бардак был везде» — значит это оправдывает наличие бардака в ОДС?

      «За ОДС» — это вы за всю ОДС говорите, или «за себя» лично?

      «Коллектив студенческий был дружный» — что это значит?

      Если есть еще более тяжелые места, как-то: фронт, тюрьма и пр. это значит что духовной семинарии нужно равняться на них, при определении «достойного» уровня образования и отношения к студентам?

  2. Я из России и учился в ОДС. Выпустился в 2001-м. К Украине, ее истории, ее праву на самоопределение отношусь с уважением. Собственно я там полюбил Украину и ее народ. Должен отметить, что вера в Украине очень крепкая. Что-то не замечал я того, о чем здесь написано. Лично я для себя вынес из семинарии большое количество друзей со многих частей Украины — Донбасса, Крыма, Киева, Винницы, Закарпатья. Запомнилось только хорошее. Дай Бог здоровья старцу архимандриту Никону, да и другим отцам.

    1. Карен, дело в том, откуда посмотреть. Если будучи в Москве кому-то покажут вишиванку, можно конечно ее полюбить, но дальше, тебе скажут, что, дескать, несмотря на свое своеобразие вся (!) украинская культура, вся в совокупности, ничего кроме вышиванки (ну и еще песен) ничего не смогла родить ни на каком уровне: философском, научном, богословском, социальном, а в копилку общечеловеческой культуры они «хахлы» и подавно ничего не смогли привнести — вот что рефреном проходило через мое семинарское образование.

      1. Александр, не соглашусь с Вашими выводами. Полагаю, что это Ваше личное субъективное восприятие. Ничего такого я лично в ОДС не слышал ни от кого. Или мы с Вами учились в разных учебных заведениях? Странно, на самом деле. Ну да ладно. Вы вольны думать и писать, что хотите. Мир Вам.

  3. Павел

    вас, поганых западэнцев-бандеровцев, всех выгоним из нашей Русской Церкви, езжайте в свою Галицию и целуйте в подобострастии причинные места униатов и прочих еретиков.

  4. ТРОПАРЬ гл. 8

    Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси; / цевнице духовная, Димитрие блаженне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

    КОНДАК гл. 8

    Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.

    Как правы многие, утверждающие, что среди революционеров 17 года, было много семинаристов (Сталин наиболее известен). Утверждают и либералы из потомственных иудеев, что многие православные священники приняли революцию, особенно, выходцы из Малороссии.
    Учат ли Православию в семинариях или сами семинаристы не хотят учиться? Знают ли они, кому посвящены тропарь и кондак, читали ли они труд святителя Димитрия и его житие, знакомы ли они со Святым Преданием или это уже не актуально? Читая статью, закрадывается большое сомнение в этом, тем более автор перечисляет, чему его учили: «культуре, науке, богословию, социализму, политике, праву». Помянул Нечуй-Левицкого, следовательно «национализму» научился сам. Пишет, «Смысл христианства в любви», и тут же «о Вавилоне». Что знает автор о христианской любви, если, похоже, со Святоотеческим Преданием не знаком, излишне спрашивать, держал ли в руках труды святителя Игнатия. Не хочу брать грех на душу и высказать предположение, «почему?».

  5. Студент ОДС

    А кто с Запада тот работал в земле и навозе на Патриаршей даче и выращивали любимые Петунии владыки Агафангела! Нам все время тыердили что: Владыка Александр (Драбинко) это позор РПЦ, Мазепа предатель, УПЦ не существует, Кураев это супер мисионер, Агафангел для Церкви царь и Бог, он все решает что нужно для Русской Церкви в Украине. Когда приезжал Блаженнейший, нам вообще запрещали входить в монастырь без причины, а если службы так зайти в Успенский храм и потом назад в семинарию. Помню Блаженнейший прогуливаеться сам по патриаршей дачи, а студенты вышли после вечернего богослужения и все смотрят на Блаженнейшего, мы ж его только на фото видели, нас иподиаконы Агафангела и монах отгоняют, что мол идите по своим делам. А Блаженнейший нас увидел и мелким шагом и так быстро к нам подошел, улыбается спрашивает как дела, благословляет, мы ему многая лета пропели. Все довольные в позитиве, и возникает вопрос от кого вы нас отгоняете!!!
    Да много есть что рассказать, но вспоминать 4 года рабства не хочется…
    Если сейчас ОДС будет говорить что это юродивые студенты пишут…
    Так я закончил семинарию с 2-мя четверками и то потому что не нравился Его Блаженству архимандриту Тихону (Василиу)

  6. Студент ОДС

    Точно ОДС, я как выпускник подписываюсь под каждым словом! Так как я с Хмельницкой области, мне тяжело было разговаривать на русском, хотя и сейчас не легко, но в семинарии заставляли отвечать на русском, потому что украинского они говорили что не знают, а когда отвечал с акцентом то с меня смеялись и ставили ниже оценки! Помню во время экзамена по пению, на первом курсе, в класс вызвали парня с Закарпатья (никому не секрет что в закарпатье свой говор) и перед комиссией и студентами (еще первого курса) приказали ему петь «Христос Воскрес из мертвых…» ну он и спел по закарпатски, так с него весь класс включая преподавателей смеялись. Нас как бы все время настраивали Запад против Востока, все кто с востока брали на постоянные послушания: библиотека, Клава (кто учился в ОДС знает кто это), в иподиаконы.

  7. Дон и Бас

    Ну а что вы еще хотите от Одесской семинарии? Она ведь находится на «территории исторического юга России», как сказал об этом в своей фултонской речи 18 марта 2014 В.В.Путин. Придет черед — и вслед за Крымом будет устранена другая «историческая несправедливость»: Одессу-маму вернут на «историческую родину».

    1. читаю некоторые коментарии и так ксенофобией заносит ….братья росияне….

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ