Заметки о “богословии Майдана”

Публикуем реплику читателя “Киевской Руси” в ответ на богословские рефлексии о “Майдане” о.Кирилла (Говоруна). Приглашаем всех заинтересованных участников поддержать дискуссию.

Написать эту заметку меня побудила статья архимандрита Кирилла (Говоруна) «Богословие майдана». Первая моя реакция была эмоциональной, сложно было понять, что же хотел сказать автор. Перечитал статью и попытался осмыслить то, что пишет автор, в свете учения Евангелия.

Мне отчасти понятно, что движет людьми на майдане, что их туда привело. Мне было непонятно, что там делать христианину, а тем более, священнику. Много думал об этом, и хочу поделится некоторыми мыслями. Надеюсь, что это может принести некоторую пользу читателям. Постараюсь, насколько возможно, не касаться политики и текущего хода событий в нашем обществе. Это касается не только текущего момента.

Прежде всего мы — христиане и, по слову апостола Павла, «имеем ум Христов». Понимаю, звучит дерзко, но мы должны к этому стремиться. Учение Спасителя изложено в Евангелии. С Божией помощью рассмотрим такое явление как «майдан» в свете Нового Завета, опираясь на свидетельство Спасителя, учение Апостолов, писания отцов Церкви. В Украине массовые протесты стали определенной традицией и получили название «майдан».

Есть ли в Евангелии упоминание о чем-то, что похоже на «майдан»? Как ни странно, есть. И связано это с путем Спасителя на Голгофу. Когда Господь вошел в Иерусалим, «весь город пришел в движение» (Мф 21:10). Тогда Спасителя приветствовали словами «Осанна». Потом были понедельник, вторник, среда, четверг, а в пятницу те же люди кричали «возьми, возьми распни Его». Это упрек тем, кто говорит: церковь должна быть с народом, должна быть там, где ее чада. Церковь должна держатся учения Спасителя, иначе «соль обуяет». Когда и где Господь говорит в Евангелии, что большинство глаголет истину? Наш великий князь св. Александр Невский однажды сказал: «Бог не в силе, а в правде». Многие отцы Церкви в своих толкования писали о пути Спасителя на Голгофу рассматривали вопрос, почему та толпа, которая приветствовала Спасителя, изменила свое отношение. Что двигало людьми, кричавшими «возьми, возьми, распни Его»? Мы слышим в Евангелии, что Пилат умыл руки, но уступил требованию толпы.

Господь Иисус Христос нигде в Евангелии не опирается на большинство, хотя Он собирал толпы людей, ожидающих и получающих исцеление разных недугов. Напротив, Спаситель говорит об узком пути, о том, что «много званых, мало избранных». Это еще раз должно напомнить нам о необходимости свои мысли, намерения и поступки сверять с Евангелием. Человек по своей природе склонен смотреть на мир и поступать так, как окружающие. «Что скажут люди?» – так часто мы слышим эти слова, но спросим себя и: «Что говорит об этом Евангелие?» Это особенно актуально в наше время, когда живых примеров благочестивой жизни мало, а соблазны умножились многократно.

Стоит сказать несколько слов о том, что же выводит людей на майданы. Конечно, есть бунтари по натуре, есть те, кто за деньги, но речь не о них. Большинство людей идет туда добровольно. Думаю, их привел туда гнев. Попробую пояснить свою мысль. Власть «достала» очень многих. Кто-то потерял работу, кто-то столкнулся с несправедливостью судов, милиции, у кого-то с помощью власти отняли собственность, кто-то просто не может найти себе место в этой жизни, и участие в протесте дает некий смысл его жизни. Многие претензии людей справедливы. Во времена Спасителя и апостолов тоже были бунты и восстания. Мы не слышим об этом в Евангелии, но точно знаем из истории, что разрушение Иерусалима в 73 году было вызвано именно восстанием. Недовольство порядками, неуважение к религиозным убеждения, недовольство мытарями, которые собирали больше положенного.

Мы также знаем из истории древнего Рима, из жизнеописаний мучеников, каким гонениям подвергались христиане. Они свидетельствовали о вере во Христа своей жизнью, а часто и кровью. Но мы не слышим, чтобы христиане поднимали восстание.

Вернемся к Новому Завету. В нем Господь и апостолы слишком мало внимания уделяют власти, вопросам отношения к ней. В посланиях апостола Павла есть призыв «чтить царя», молиться о власти. Противники православия скажут, что церковь обожествляет власть, но это неправда. Господь говорит: «Воздадите кесарево – кесарю, а Божие — Богу». Это слова Спасителя.

Слова Спасителя обращены к человеку. За человека Господь пролил кровь на кресте. Единственный раз в Евангелии Господь говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем», – вот что важно, и плодом этого будет «покой душам вашим».

Вернемся к гневу. Именно гнев движет массами. Кто-то скажет: люди на майдане молятся, и это правда. Часто читают молитву «Отче наш». Это также правда. Но это самообман: вначале кричат «банду геть», и тут же «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем…». Люди любят все человечество, но готовы растерзать тех милиционеров, кто бил протестующих, требуют крови и просят милости у Бога. Здесь имеет место злопамятство. Апостол любви ясно говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». А апостол Иаков говорит: «Гнев мужа не творит правды Божией». Свт. Василий Великий говорит, что «гнев есть какое-то кратковременное бешенство» (беседа 10, на гневливых). Гнев не созидает, а разрушает. Разрушает конкретного человека, который предается ему, разрушает общество. Гнев изгоняет из нашей жизни Христа, это отступление от заповедей. Мы имеем в виду гнев как страсть, а не как естественную силу души. Ведь в Псалтири есть слова: «Гневайтеся, и не согрешайте». Если мы защищаем свою веру, свою родину, гнев имеет место. В службе Отцам Первого Всленского собора мы слышим: «Все собравше пастырское искусство, и ярость подвигше праведнейшую, отмстительне тяжкия отгнаша волки, пращею духа извергше от церковнаго исполнения» .

Спаситель говорит, что «от избытка сердца глаголют уста», имея злобу внутри, люди находят выход в провозглашении лозунгов. Но и это не все. Кому-то и этого мало, в моем районе многие заборы исписаны лозунгами вроде «перемога або смерть», «революція».

Прежде чем судить власть имущих, зададим себе вопросы. Всегда ли мы поступаем справедливо по отношению к ближним, не «убиваем» ли мы их своими словами, не осуждаем ли ближних? Как бы мы поступили, имея власть и деньги? Является ли наша борьба праведной? Думаю, что на такие вопросы тяжело отвечать. Не будучи совершенными, не будем требовать совершенства от окружающих.

Пусть каждый, кто на майдане молится, ответит сам себе на вопрос: готов ли он простить милиционеров, власть имущих персонально?

Еще один момент, который присутствует при массовых протестах – это осмеяние. Карикатуры, фотографии в неприглядном виде, оскорбительные надписи – все это присутствует. Это свидетельствует о том, что протесты, хотя и мирного характера, явно нарушают заповеди Божии, таким образом еще сеются соблазны, которым «невозможно не прийти». Это явное хамство, как бы оно не оправдывалось; не подобает так поступать христианам. Мы можем критиковать власть, но унижения и оскорбления не приличествуют христианам. Помню, правда было это в 2001 году, во время протестных мероприятий в Киеве раздавали листовки с изображением главы государства в форме заключенного. На обороте листовки была инструкция: сжечь и слить в канализацию. Это характерно для протестов не только у нас и не только в наше время. Карикатуры на руководителей направлены на подрыв авторитета не только конкретного человека, но власти в целом. Из посланий апостола Павла знаем, что князь — Божий слуга, для поддержания порядка. Если не будет порядка, будет хаос. На все это смотрят дети. Если можно кощунственно поступать с изображениями людей, например, возить чучело на виселице, то чему мы учим детей, будут ли они уважать родителей, старших? А если кому-то можно, почему дети должны слушать таких родителей? Они и не будут.

Является ли тот гнев и ярость «праведенейшею»? Для меня это очень сомнительно.

Легко было сокрушить каменного идола, который стоял на Крещатике, но тяжелее побороть свои страсти, это борьба всей жизни. В порыве гнева многие люди наделали поступков, которые изменили их последующую жизнь. Сколько убийств совершено в порыве гнева! Еще раз повторюсь: гнев не созидает, он разрушает.

Еще есть люди, которые говорят о «духе майдана», находятся священнослужители, которые разделяют такие мнения, пишут обращения в поддержку того, что происходит на майдане, разделяют ценности майдана. Вернемся к словам апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они».

Для людей, которые лучше знают светскую литературу, чем Евангелие, советую вспомнить стихотворение из школьной программы: Иван Франко, «Гимн», 1880 год. Думаю, что на самом деле это гимн сатане. Цитировать не буду, он о вечном революционере, «дух, що тіло рве до бою». Этот стих прекрасно характеризует «дух майдана», почитайте и сравните с Евангельскими словами. Почувствуйте разницу.

Пусть каждый христианин, который читал Евангелие, для себя определит, соответствуют ли лозунги масс, их поведение, настрой, так называемый «дух майдана» евангельским заповедям, найдите примеры успешных революций. Недавно на майдане носили гильотину люди, одетые в одежды времен французской революции. Можно долго продолжать ряд аналогий. «Україна понад усе» – это как в Рейхе, где иерархия ценностей. Можно понять националистов, но я думаю, для христиан на первом месте должен быть Христос. Другие лозунги, так называемые «кричалки» тоже где-то мы уже слышали. Кто знаком с историей, обратите внимание на лозунги третьего Рейха, к ним часто сейчас обращаются, не только в нашей стране.

Есть очень важная особенность современного человека. Люди все меньше общаются в реальной жизни. Вместо этого активное общение в социальных сетях. Информационные технологии дают возможность человеку, который в реальной жизни не имеет аудитории слушателей, доносить свои мысли до многих. Отсутствие реального оппонента снимает ограничения, и звучат буйные, неразумные высказывания. Массовые протесты дают возможность выплеснуть все накопившееся на улице. Массовость создает определенную иллюзию полезности человека, иллюзию того, что он услышан, и, одновременно, безответственность. Всех ведь не накажут.

Единственный раз в Евангелии мы читаем о том, что Господь применил силу. Он изгнал из Храма всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков. Заметим, Спаситель не трогает римскую власть, не трогает главарей синедриона, которые распнут Его, не трогает предателя-ученика, хотя в день Входа в Иерусалим толпа была на стороне Спасителя. Он очищает Храм Божий от того, что чуждо спасению, не должно иметь места в Церкви Божией. Думается мне, что в церкви нет места «богословию майдана». Оно плод «мира сего». «Царство мое не от мира сего» – эти слова Спасителя многие любят цитировать. Мне возразят, что христиане не должны быть пассивны, должны иметь гражданскую позицию. Это правда. Да, действительно не нужно прятать голову в песок. Иногда нужно не молчать, но при этом следует поступать по Евангелию.

У некоторых людей звучит такая мысль: «В личной жизни смирение и прощение, но гражданская позиция требует того-то». Мысль достаточно опасная. Думаю, что этого нужно избегать, в смысле такого раздвоения. Нельзя быть христианином только по воскресным дням. В Евангелии Господь ничего не говорит о гражданской позиции, все обращено к конкретному человеку. В церкви во все времена находилось место и для царей, и для нищих, но про разные взгляды политические там ничего нет. Нам следует внимать Евангелию. Наши взгляды, в том числе и на политику, не могут противоречить Божественному учению. Нельзя в жизни быть материалистом и христианином одновременно. «Не можете работать Богу и мамоне» – говорит Спаситель, об этом следует помнить. Большинство современных партий, общественных движений имеют сугубо материалистическую идеологию (в лучшем случае), а часто явно антихристианскую. Христианам следует быть внимательнее, и не делаться игрушками в чьей-то игре.

Пророк Давид говорит: «Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира..» Не нужно вносить в церковь политику. Церковь — это Тело Христово, это не профсоюз, который защищает интересы трудящихся.

Всем нам полезно также изучать историю. Как всемирную, так и историю нашей страны. Вспомним революции, например: Франция (1793), Российские революции 1905, 1917 гг., переворот против Скоропадского 1918 года, вспомним лозунги времен гражданской войны, вспомним 2004 год. Есть что-то общее. Завышенные ожидания, красивые лозунги и горькие последствия, особенно для церкви.

Не хочу, чтобы думали, что это призыв к бездействию или призыв восхвалять власть. Делам нужно и должно давать оценку, иногда нужно промолчать. Все делают ошибки, но есть ошибки, которые наносят большой вред. Господь призывает нас не бояться убивающих тело, но тех, кто губит души. Ложные мысли и суждения часто приносят большой вред, они губят души.

Цей запис має 28 коментар(-ів)

  1. Вот как майдан разделил православных УПЦ МП – на православных с гражданской позицией и на православнутых лицемеров по типу тех же фарисеев… В результате те, кто поддержал майдан и осудил насилие, те остались христианами и сохранили свое лицо, а те, кто пошел против майдана и тем поддержал беззаконную власть, бессовестно и постоянно распинающую свой народ, те выявили под овечьей личиной свои настоящие – волчьи клыки. Вот так Господь и сеет свою пшеницу, чтобы выявить в ней плевелы еще до того, как придется ее пожинать. И все видят уже кто есть кто, и кто, и зачем пришел в эту церковь.

    1. Сергей

      Хотелось бы узнать что вы понимаете под “гражданской позицией”. Про плевелы это очень смело. У вас как-то все просто. Кто за майдан – хороший, “а хто не скаче той москаль”.
      Время потраченное на майдане – потеряно для вечности, его уже нет, оно прошло. Результата не добьетесь никакого, можете построить сколько угодно баррикад. Можете разрисовать все заборы, можете ходить с факелами.Майдан нужен был олигархам для передела денежных потоков.
      Что горько признавать, что людей в очередной раз использовали по-полной.
      Думать, что собрав множество людей с абсолютно разными взглядами, объединенных ненавистью к власти можно что-то изменить к лучшему – большая иллюзия, самообман.
      Спасибо за оценку, я пожалуй лучше останусь “лицемером”, чем поверю лжи. А когда придет время жатвы судить будет Бог. А вы уже поделили людей на овец и волков.

  2. Позиция официального спикера УПЦ:
    Георгій Коваленко, протоієрей, речник Української Православної Церкви
    Ні – корупції! Ні – брехні та маніпуляціям! Ні – насильству!
    Таке наше розуміння Божих Заповідей: Не кради! Не лжесвідч! Не вбивай! – в сучасній політичній ситуації.
    Нас можна обдурити, а Його – ні!!!

    https://www.facebook.com/kovalenkogeorgiy/posts/513210395443600

    1. Сергей

      Ключові слова в позиції отця Георгія Коваленко
      “Нас можна обдурити” – це чесно. Пропоную задуматись, чому нас можна обдурити?
      Думаю, що можна обдурити тоді, коли ми забуваємо про Бога, Його заповіді, придумуємо свої “учаще учением человеческим”. Не хочемо прислухатись до голосу совісті.
      Віримо брехні, створюємо ідолів та кумирів (маю на увазі хибні ідеї та бажання, погляди). А в результаті – нас можна обдурити.

      1. А с чего Вы взяли, что забываем о заповедях? Наоборот, помним. И о голосе совести тоже. Надо же так перекручивать. Вы с собственной идеей полемизируете, а не с реальными людьми.

  3. Сергей

    Синод Русской Православной Церкви принял заявление в связи с событиями в Украине, которое является официальной позицией священноначалия РПЦ.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/3480916.html

  4. Вячеслав

    Статья может и недостаточно стройная по предмету отповеди, но по духу правильная.

  5. Пане Сергію. Я дуже щиро вибачаюсь, але я напишу цю неприємну фразу: Чия б корова мичала? Як же ви ратуєте за виконання Євангелія! Як ви його превозносите! А як же ваша церква упродовж уже 20 ти років паплюжить, обзиває (не на майдані!) а в церкві на проповідях. Закликає проклинати всіх, хто не належить до МП, плювати в сторону їх церков! А в почаївській лаврі дійшли до того що закликають “наносить расскольникам раны и этим освящать свои руки” І ось, результат вашого “християнського ” віровчення. Влада, яка вас підтримує, навчена вами бо ходить до вас у церкву саме так поступає з народом як ми це спостерыгаємо. Де ви живете? Якщо в Україні, то повинні б вже знати що власне не за Євросоюз боротьба. А проти насилля влади. На майдані ваших парафіян наполовину . І це дуже добре. Бо там, пропагується мир, взаємоповага, любов, взаємодопомога. І люди плинуть туди як за ковтком свіжої води. Спочатку вихордили з гнівом а тепер, там збираються щоб насолодитись миром і любов”ю. І дуже добре, що там, є багато ваших парафіян яких ваші священики виховують в дусі ненависті до всіх інакомислячих. З майдану, вони вряд чи повернуться до своїх церков де любовю і не пахне. дивіться як ви закликаєте майдан простити тих, хто проливав їхню кров. Тим часом, ви самі готові простити тих хто на майдані? Адже вони вам нічого поганого не зробили. Вони як і подобає християнам законо послушні. Бо 5 глава конституції гласить що вся влада належить народу і ніхто не має права її узурпувати. Ні держава ні президент. За законом вони мають право на протести. І поскільки вони громадяни то цим і користуються. І ведуть себе на майдані краще ніж ваші батюшки на проповідях.
    Ось, прочитайте виступ на російському радіо виступ росіянина який приїхав з українського майдану
    http://svitmam.ua/user/lala/posts/183763

    1. Сергей

      Шановна пані Раїсо.
      Не закликаю нікого проклинати та плювати. Розкольники (КП) вони і є розкольники, я їх не чіпаю, неха буде Божий суд. Не чув і не бачив, щоб в Почаївській Лаврі хтось закликав до насилля щодо розкольників. Маєте іншу інформацію – зверніться до Церковного Суду.
      Я дійсно закликаю прощати і не тримаю зла на тих, хто на майдані. Вони дійсно мені особисто нічого не зробили, але з трибуни виголошуються прямі образи на адресу Церкви, до якої по милості Божій належу, і це мені дуже не подобається
      Олігархи, вирішуючи свої міжусобні питання використали побитих студентів по повній. Так само використали міліціонерів. Вони (олігархи) помиряться, бо гроші люблять тишу, а залишаться рани людських душ, які вкотре будуть обдурені, бо їх вкотре використали.
      Запитайте студентів яких побили чому з ними не було жодного депутата, не було більшості журналістів, які пішли з майдану ввечері. Їх залишили, бо потрібна була кров і видовище. Провокація вийшла.
      Не заперечую проти мирних протестів, але мені не дуже подобаються барикади в рідному місті. Майдан перетворюється на гето, будують паркани, барикади. Це треба побачити. Мені дійсно шкода, що почуття людей використовують в брудій боротьбі за гроші.
      Ну і про владу. Якби вона дійсно підтримувала Церкву, прислухалась до її голосу майданів було б менше. А взагалі мій відзив був про масові протести і відношення християн до них. В церкві не було ніколи місця для духу ненависті. Може Вас так виховували.

      1. Дякую за відповідь. Я виросла в Почаєві. Зараз, належу до церкви Київського патріархату. І наша громада і повсій Україні всі громади крім МП вислуховують презирство і прокляття від ваших священиків. У мене є досі брошура. яку мої діти привезли з лаври її дітям там подаруали і це було перед виборами 2004. І зараз в Почаєві всіх питають з якої церкви і не беруть записок від немосковських а попробуй що скажи охорона вижене. Дякувати Богу я в нормальній церкві де проповідується християнське віровчення а не політика.
        щодо студентів. Ніхто майдан не оголошував. А якраз сказали розходитись щоб готуватись до виборів 2015. Ці діти ще залишались навести порядок. Добровільно! За що їх було катувати? Замість того, щоб закликати злочинців до покаяння ви закликаєте побитих їх простити. І ви, належите до російської церкви, невже не розумієте, що саме з Москви керують беркутівцями?
        Пане Сергію. Вам не хочеться бачити барикади? Вам було б спокійніше як би без барикад їх там всіх перебили. Ви християнин взагалі?

          1. Але, це не означає, що цих християн потрібно принижувати і проклинати.

        1. Сергей

          Шановна пані Раїсо, закликаю Вас полишити політику і повернутись до Євангелія. До речі в коментарях мені дорікають, що я “підганяю” цитати зі Святого письма.
          В своїх роздумах я згадував про суд над Спасителем. Коли натовп закликав розіпяти Спасителя. Чим викликаний такий гнів людей. Євангелісти пишуть, що люди вимагали відпустити Вараву, будучи навчені первосвященниками та старцями людськими. В простих людей не було мотиву вбивати Христа. Мотив був у вождів народу (книжників, первосвященників). Спаситель дуже ясно викрив їх сутність назвавши лицемірами. Але Він ще вигнав з храму тих, хто торгував та міняв гроші. Сучасною мовою поламав їх бізнес.
          Бачите, навряд чи тогочасні іудеї хотіли собі такої долі, яку отримами та Божої кари. Вони просто були неуважні, проводили життя, порушуючи заповіді Божі, прийшов Спаситель, а вони Його не пізнали, піддались на заклики вождів і вчинили Боговбивство.
          А стосовно майдану. Треба дійсно подумати як допомогти людям. Вони вже морально зламані, хоча підбадьорюють один одного. Вожді використали їх по повній. Людям рано чи пізно доведеться повернутись до нормального життя, іти на роботу, повернутись до своїх сімей. Повірте, будуть депресії, буде розчарування – все це неминуче після стану ейфорії, який пережили люди. Але життя продовжується.
          А стосовно тих, хто дав команду бити студентів. Це дуже цинічні люди, ми з Вами для них “біомаса”. Прошу Вас, залишіть суд Богові, Він не залишить жодного зла непокараним, треба довіряти Богу, а не лише вірити, що Він є. Потихеньку всім нам слід заспокоїтись і залишити гнів, образи, бажання помсти, якщо ми вважаємо себе Християнами.
          “Око за око, зуб за зуб” – це зі Старого Заповіту, а ми дійсно Християни? Сподіваюсь, що так.

          1. У вашій Сергію відповіді не бачу відповіді. До чого тут зараз суд над Спасителем? Чи не хочете ви в цій ситуації ототожнити Спасителя з Януковичем? Чи кого ви мали на увазі згадуючи це?
            Я вам написала те, про що хотіла написати. Все інше дійсно залишаю на суд Богові. Неправильно написав Іван Шпанко що для нас Бог на другому місці. Насправді це звучить БОГ І УКРАЇНА, Друзі, не судіть і не будете суджені. От насправді: Довіртесь Богу.

          2. Вячеслав

            Просто умиляет: Бог и Украина. Фантастиш! И это ценности, которые могут стоять рядом???!!! Неужто Христос пришёл с проповедью государственности. В неканонических писаниях ему не приписывают “Слава Україні!”? У меня ощущение, что єто віражение для спорщиков под статьёй, а на самом деле За Україну “я прокляну і того Бога” – словами кобзаря ещё одного бунтаря с верой на задворках сознания

          3. За Україну “я прокляну і того Бога” замітьте. це не я написала. Це ви написали і за ці слова будете відповідати.
            Патріарх Пімен писав що патріотизм це християнська чеснота. Дивіться, як ви всі за Росією трясетеся! В чому наша провина що ми любимо свою державу Україну і молимо Бога за щастя і добробут свого народу? де в Святому письмі це осуджується?

    2. Раиса вы неправы. Я за пять лет ни одного раза не слышал что-бы батюшки нашего города на проповеди призывали “паплюжить” прихожан из так называемого КП. Очень жаль, что для прихожан КП Бог стоит на втором месте, а на первом “национальни интересы”. Так называемый лозунг “Украина понад усэ” вполне объясняет дух царящий в КП. Очень жаль, что у вас закрыты глаза и вы не принимаете тот факт что бывший Митрополит Филарет (Денисенко) -человек, который давно отлучен от Церкви, а раскольническое обединение под названием УПЦ КП не признает ни одна из Поместных правосланых Церквей. Да вразумит вас Господь.

      1. Ой, пане Іване. Які ж ви обмежені правда. Інакше ви б знали оце:У книзі « Уроки и примеры христианской любви» виданої в 1900 р. Училищным советом при Святейшем Синоде г. С – Петербург, написано: «
        «Под расколом разумеется своевольное отделение от церкви по причине разности в некоторых религиозных мнениях и обрядах церковных, заблуждение, которое не причиняет существенного вреда вере и спасению и может быть исправлено».
        Виходячи з вище наведеної цитати наша церква не розкольницька. Вона не канонічна це правда. Але, російська церква в період свого стаговлення була в такому положені як ми 142! роки. І нічого. правда? Чому нас не визнають? Через політиків. Хіба ми не бачимо що витворяє російська влада? Вона загрожує всім хто посміє нас визнати. Вселенський патріарх прибув в Україну щоб визнати нашу церкву. Та в останній момент (улюблена тактика путіна) путін зателефонував в туреччину і озвучив свій шантаж. Все зірвалося. Але, навіть як би нас визнали всі церкви світу то і тут ви б не перестали нас лаяти. Дивіться: Україну визнали всі країни. Вона – канонічна! У вас, паспорт жителя України. Тим не менше, ваше духовенство і парафіяни вперто не хочуть Україну визнати і називають малоросією. Ось навіть у коментарі найближчої статті про це йдеться.

        1. Раиса, вы ведь знаете историю Михаила Денисенко, который всегда был в лоне Канонической Церкви и даже избирался на пост Патриарха, а затем посеял смуту, за что впоследствии и был отлучен от Церкви, как непринявший никаких вразумлений. Какие здесь ещё могут быть доводы в вашу пользу? Однако вы смете утверждать, что Церковь в этом случае неправомерно отлучила Михаила Денисенко и тем самым ставите себя выше Церкви и а значит и выше Бога. Такое ощущение что ненависть к России вам закрыла глаза и вы просто невидите, непонимаете очевидных вещей.

          1. Пане Іване. Не відходьте від теми. Дайте мені відповідь на мій коментар конкретно . Хоч би: чому Україну називаєте малоросією? І так по всіх пунктах. А то просто проігнорували мій коментар і дали свої запитання. Я їх прокоментую після того, як ви дасте вичерпані відповіді.

  6. Аргументи автора підігнані під певний шаблон, цитати із Святого Письма та висновки із цитат з розряду: “я так вважаю, а значить це православне віровчення”. Альтернативи роздумам о. Кирила не вийшло.

    1. Сергей

      о. Валентин
      Дозволю собі відповісти на ваш коментар.
      Вдячний за увагу проявлену до мого відзиву.
      По-перше ніякого шаблону не було. По-друге, я дійсно вжив декілька раз фразу “я так вважаю”, але без вашого продовження. В подальшому буду уважніший. Зауваження приймаю.
      Ваше право вважати, що щось у мене не вийшло, я вдячний
      редактору сайту за можливість опублікувати свій відгук.
      По- третє, ви стверджуєте, що цитати підігнані, але в статті о.Кирила цитати зі святого письма відсутні взагалі, є лише власні роздуми. Ваше колективне також не містить цитат зі Святого письма. Що нема звідки підігнати?
      У зверненні, яке ви адресуєте християнам не згадується Христос. Тільки кілька раз вжито словосполучення “християнські цінності” у контексті європейському. Християнські заповіді це не просто високоморальне вчення.
      Сьогодні прочитав доповідь голови ВЗЦС РПЦ митрополита
      Ілларіона. В цій доповіді піднімаються ті самі питання, які Ви підняли в своєму колективному зверненні. Посилання
      http://www.pravmir.ru/xristianstvo-v-sovremennoj-evrope-novaya-realnost/
      Раджу і Вам ознайомитись з позицією ієрарха нашої церкви,
      можливо знайдете дещо корисне.
      Повірте, що не хотів нікого образити, намагався уникати категоричності суджень і дати можливість читачу зробити висновки.

  7. Спаси Господи Сергей за статью. Наконец-то опубликовалась действительно трезвая христианская оценка событий происходящих на майдане. Если-бы ни эта статья, я бы навсегда забыл про этот сайт.

    1. А я наоборот, благодаря тому, что на этом сайте все таки публикуются даже такие статьи как эта, причем невзирая на явное несогласие редакции с точкой зрения автора, наоборот не только сама буду читать этот сайт, но буду еще и рекомендовать его другим. Или на официальных сайтах РПЦ такое когда либо могло бы быть возможным?.. Разве там опубликуют обращение отца Андрея Дудченко в поддержку майдана? – да никогда.
      А насчет трезвой христианской оценки событий на майдане, то она уже прозвучала из уст предстоятеля УПЦ митрополита Владимира и свящ. Георгия Коваленко и странно почему некоторые предпочли этого не заметить!..

  8. Але можна сказати і так — що так, людей на Майдан вивів гнів (і було за що), але молячись щогодини, поячи чаєм опонентів і міліцію, підкреслюючи мирний характер протесту — вони намагаються тримати цей гнів у рамках, не давати йому волі (християнське життя кожної людини саме так і влаштоване — є пристрасті, і є боротьба з ними). Так, не у всіх на Майдані це виходить, але вектор правильний і цілком християнський, як на мене.

  9. Нужно принимать во внимание, что на Майдане (как и в стране) не все верующие, отсюда “…осмеяние. Карикатуры, фотографии в неприглядном виде, оскорбительные надписи”.
    “Наши взгляды, в том числе и на политику, не могут противоречить Божественному учению” , укажите в чём видите противоречие Божественному учению в действиях конкретно о.Кирилла (Говоруна) и других священнослужителей поддерживающих Майдан.
    ————————————–
    В свою очередь укажу в чём вижу пример нарушения заповеди не лжесвидетельствуй противящихся Майдану:
    “По его словам сегодня в Европе навязываются такого рода “сатанинские” ценностные установки, и любое сближение с Европой будет “непременно связано с навязыванием нам данных норм и установок”.

    “Это уже происходит в тех соседних странах, которые получают приглашения к различного рода ассоциациям с Евросоюзом, при этом им ставят условием принятие законов о легализации однополых союзов и тому подобные вещи”, – констатировал иерарх.”
    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=53793

Залишити відповідь до Сергей Скасувати відповідь