В Полтавской семинарии каждый месяц проводятся агапы

Каждый месяц в Полтавской миссионерской духовной семинарии, что в городе Кременчуге, проводятся «вечери любви» — агапы. Идея их совершения возникла в ответ на запросы времени, сообщает сайт семинарии.

agapa1

На сайте семинарии orth-mission.org.ua возвращение агап в практику приходской жизни поясняется так:

На библейских уроках при семинарском храме преподобного Нестора Летописца большую часть времени приходилось тратить на вопросы прихожан, не касавшихся тем Священного Писания. В этом руководитель библейских уроков протоиерей Владимир Погребной увидел спрос на общение между братьями и сестрами прихода. В это же время ему попались в руки воспоминания архимандрита Аввакума (Давиденко) об общих собраниях православных христиан в сельских домах во времена гонений на Церковь со стороны советской власти; о том, что многих это простое человеческое общение привело и сохранило во Христе. Чтобы избежать ошибок прошлого, общим решением прихода было решено собираться один раз в месяц (1, 2, 4 воскресенье — Библейские занятия, 3 — Агапы), сразу после благодарственных молитв по Святом Причащении Христовых Таин. Прихожане приносили все необходимое к чаю, семинаристы обеспечивали столы и стулья.

С самых первых встреч участники агап ощутили «симфонию» древних христианских вечерей любви. Оказалось, что многие из них уже знали друг друга в лицо, как прихожане одного и того же храма, но вместе с тем были практически незнакомы, не знали ни интересов, ни проблем друг друга.

agapa2

Вечери любви, или агапы — древнехристианские собрания, во время которых совершалась общая братская трапеза и совершалось «преломление хлеба», то есть Евхаристия. Такие встречи устраивались в вечернее время, в подражание Тайной вечери Иисуса Христа. Древнехристианские агапы представляли двоякое общение: с Господом и братское друг с другом. Каждый из участников приносил пищу с собой к общему столу, чтобы и бедные могли разделить трапезу. Агапы были выражением настроения первенствующих христиан, живших в ожидании близкого пришествия Христа. Это настроение создавало у множества верующих «одно сердце и одну душу» (Деян. 4:32).

Постепенно чин Евхаристии отделился от агап в самостоятельное богослужение. Этому способствовали и злоупотребления, постепенно возникавшие вокруг агап, о которых упоминает уже апостол Павел:

Вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю (1 Кор. 11:20-22).

Постепенно усиливаясь, беспорядки привели к отделению агап от Евхаристии, а последняя стала совершаться исключительно на Божественной литургии. Лаодикийский собор 363 г. даже запретил агапы: «Не должно в местах Господних или в церквах устраивать так называемые агапы…» Между тем, рудименты агап сохранились и в современной литургии (прошение «о плодоносящих» на ектении), в благословении хлебов, в обычае пасхального артоса, благословения колива, поминальных трапез и пр.

Добавить комментарий