Православие и евроинтеграция: почему нет и не будет волны протеста?

Уже неделю некоторые маргинальные личности из УПЦ стараются раздуть скандал вокруг подписания Митрополитом Владимиром Обращения по вопросу дискуссии о европейских ценностях в Украине. Однако «поднять волну» не удается. Почему? Есть ряд причин, большинство из которых заметны немногим.

Первое. Протестует один монастырь «батюшки Зосимы». Основатель монастыря благословил не подчиняться Киевскому Митрополиту лишь в одном случае: если УПЦ пойдет в автокефалию. Как мы знаем, никакого движения к автокефалии нет, есть только заявление по поводу церковной позиции касательно возможной ассоциации Украины с ЕС, однако неподчинение уже заявлено.

Также нарисовать протест пытаются отдельные «журналисты», «эксперты», которые являются профессиональными русофилами (если не русофобами) из команды, которая сейчас собирается вокруг Виктора Медведчука; но они не являются влиятельными лидерами мысли внутри Церкви. Никто не видел никакого вклада этих людей в церковную жизнь, церковное просвещение, и похвалиться они могут разве что пустыми грамотами от епископов, которые выдавали и выдают «авансом». Как показывает опыт — часто ошибочно выдают, потому что люди склонны понимать эти знаки как индульгенцию себе на все будущие грехи.

Второе. Митрополит Владимир еще с конца 1990-х годов ведет политику «укоренения» УПЦ. Причем, согласно мнению Митрополита, которое он прямо высказывал и в Варшаве, и в Москве, и в самом Киеве, есть две культуры, в которых равно должна укореняться УПЦ. Это культура восточноукраинская и культура западноукраинская. Такого рода оптика позволяет не видеть проблемы там, где ее хотят видеть другие. Украина — огромный материк разнообразия, который центрируется вокруг святого града Киева. И разделять Украину разнообразие культур не может, поскольку культура — если это культура — может лишь объединять. Единство вокруг Киева необходимо, и оно будет возрастать вместе с православным духовно-культурным возрождением. Сегодня, какими бы ни были условия политического постмодерна, Митрополит Владимир желает нового возрождения по образцу того, который возник во времена св. Петра Могилы. Очевидно, что именно открытость ко всем достижениям культуры — откуда бы они не происходили — обусловила успех киевского православия в XVII веке. Точно так же должно вдохновлять и принципиальное отстаивание главных духовно-нравственных и вероучительных принципов — при любых обстоятельствах, при любом политическом окружении.

Третье. Настоящие протесты против подписи Блаженнейшего Владимира возможны лишь в том случае, если бы он как епископ нарушил православное вероучение, каноны Церкви, узурпировал бы власть. Такого рода процессов не наблюдается. Решение в УПЦ есть результат консенсуса, и никто не продвигает те проекты, которые не находят общей поддержки. Это — одна из причин недостатка единства УПЦ и замедления динамики ее развития. Но это причина и того, что люди с самой разнообразной религиозной психологией находят в УПЦ свой духовный дом. И могут протестовать против решений своего Предстоятеля. В некоторых других церквах Украины и соседних государств безосновательная критика Предстоятеля завершилась бы в считанные дни — через отлучение виновных от Церкви.

Четвертое. В религиозной сфере можно создать имитацию широкого движения того или иного маргинального направления на месяц, на год, но не на десятилетие. Уже много лет группа маргиналов, обманывая некоторых епископов и целые церковные структуры, стремится сымитировать широкое движение протеста против всего украинского в УПЦ. Конечно, когда те же самые лица имитируют наличие широкого движения протеста против европейской интеграции, это вызывает лишь усмешку как среди верующих, так и среди внецерковных наблюдателей. Все упомянутые лица за предыдущие годы достаточно ясно доказали, что не представляют никого, кроме самих себя. Епископат УПЦ сегодня остается единым вокруг Предстоятеля, священство и миряне находятся в послушании ему и епископату. Тот, кто такого послушания не имеет, де-факто присоединяется к церковно осужденным «политическим православным» и подпадает под те же санкции, которые были применены УПЦ к мирянину Валентину Лукиянику и ко всем, кто имеет с ним дело.

Что будет дальше?

Уже сегодня очевидно: волны протестов против подписи Митрополита под обращением касательно евроинтеграции нет и уже не будет. В церковном сознании четко разделены две проблемы: защита традиционных ценностей, которая возможна и в ЕС, с одной стороны, и подписание ассоциации с ЕС — с другой. Авторы заявления, уполномоченные десятью церквами и религиозными организациями Украины, имели в виду как раз озвучивание принципиальной позиции: «Традиционные религиозные, культурные, семейные и нравственные ценности, на которых столетиями основывалась жизнь народов Европы, — драгоценное сокровище, которое мы должны ценить, совместно беречь, защищать и приумножать». Нет никаких сомнений, что лидером в деле защиты традиционных ценностей в Украине будет именно каноническое православие. И нет сомнений, что в Украине принципиальная защита этих ценностей будет поддержана как всеми верующими, так и большинством неверующих.

Все же суетливые стремления выразить недоверие Предстоятелю УПЦ, сопровождающиеся личными оскорблениями Его Блаженства, компрометируют лишь тех людей, которые позволяют себе так себя вести.

© “Релігія в Україні” (religion.in.ua), перевод для Киевской Руси

Залишити відповідь