Роль и участие мирян в Божественной литургии

В этой небольшой статье священник Корнел Тома из Тимишоары размышляет о том, как можно мирянам более деятельно участвовать в литургии Церкви.

В Предании Церкви и православной духовности Божественная литургия является центром богослужения, христианского богословия и миссии Церкви. В Божественной литургии совершается таинство Церкви на основании литургического триединства – Собрания, Евхаристии, Церкви – через синергию или постоянное и действенное сослужение народа Божьего и священника в синаксисе Церкви [1].

Однако многие современные богословы указывают на литургический кризис, с которым в наше время сталкивается Православная церковь, рассматриваемая как церковь по преимуществу литургическая и сакраментальная. Двойная псевдоморфоза православного богословия, на котором оставило свой отпечаток влияние западного богословия, коснулась и литургической жизни Церкви [2]. Этот кризис проявился в ложной герменевтике богослужения, а также в гиперклерикализации Церкви, выразившейся в том, что миряне были исключены из активного участия в богослужении. В литургических понятиях, “литургический кризис” проявляется в клерикализации Церкви и ограничении мирян ролью пассивных зрителей, низведении их до декоративного элемента, в поощрении экклезиологического индивидуализма, основанного на релятивизации церковного общения, в поощрении индивидуальных духовных и литургический потребностей, а также в ослаблении сослужения священника и верных [3].

В условиях этого кризиса современные православные богословы пытались восстановить литургическую синергию между священником и мирянами на основании трех богословских элементов – разработка богословия мирян, развитие литургической герменевтики или экзегезы, основанных на литургическом реализме, и переосмысление экклезиологии общения, благодаря которой должны быть заново актуализированы все ритуалы общения для укрепления литургического диалога между священником и верными, а также для воплощения духовного единства в евхаристическом синаксисе [4].

В этом контексте мы задаемся вопросом: каким образом можно пересмотреть положение и служение мирян в Церкви, как они могут превратиться из пассивных и декоративных элементов Церкви в активные и динамичные элементы для действенного литургического сослужения народа Божьего и священника?

В литургии первых веков христианства литургический синаксис обладал диалогичной структурой, основанной на сослужении епископа и народа. Эта литургически-диалогическая структура выражалась во взаимодействии между евхаристическим собранием, которое было носителем всеобщего священства, и предстоятелем, облеченным в священство сакраментальное. Таким образом, священство всеобщее и священство сакраментальное составляли литургическую структуру Церкви [5].

Эта литургическая синергия, сослужение народа (мирян) и священника, заключались в принесении даров верными, чтении молитв анафоры вслух священником и участии общины в литургических ответах и совместном пении, в участии мирян в других таинствах, соединенных с литургией, а также в более частом евхаристическом общении.

Большинство современных богословов считают абсолютно необходимым то, чтобы миряне причащались на каждой литургии, но с надлежащей подготовкой.

Другая форма привлечения мирян к более активному участию в литургии состоит в проведении агап или трапез для малоимущих христиан. В православных храмах Греции и на Западе у каждой общины есть рядом или даже в подвале церкви трапезная, где верующие устраивают агапы или трапезы любви после Божественной литургии. Такая практика существовала в древней Церкви и была возрождена в некоторых церквах нашего времени.

Таким образом, на наш взгляд, для современного христианства было бы благотворно возрождать эти практики древней Церкви, чтобы миряне могли принимать реальное и активное участие в Божественной литургии, а также для действенного сослужения священника и верных – в целях созидания живых церковных общин.

Примечания

[1] Alexandru Schmemann, Euharistia.Taina Împărăţiei, trad. Boris Răduleanu, Xenia Mămăligă, Ed. Anastasia, Bucureşti, 1992, p.18. (Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства.)

[2] Alexandru Schmemann, Introducere în teologia liturgică, Trad. Vasile Bârzu, Ed. Sofia, 2002, p. 69-75. (Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие.)

[3] Idem, op.cit., p.56-57.

[4] Смотрите литургические комментарии, появившиеся в современном православном богословии: Schemann, The Euharisty: Sacrament of the Kingdom, Crestwood Press, 1988 (ed. rom.”Euharistia.Taina Împărăţiei”, Ed. Anastasia, Bucureşti, 1994); Pr.D. Stăniloae, Spiritualitate şi Comuniune în Liturghia Ortodoxă, Craiova, 1986; Pr. P. Vintilescu, Liturghierul explicat, Bucureşti, 1972; Paul Evdokimov, La priere de l’Eglise d’Orient, Desclee de Brouwer, 1985 (ed. Rom.”Rugăciunea în Biserica de Răsărit”, Polirom, Iaşi, 1996); Vasilios Gondikakis, intrarea în Împărăţie, Ed. Deisis, Sibiu, 1996; C. Andronikoff, Le sens de la Liturgie. La relation entre Dieu et l’homme, Ed. Cerf, Paris, 1988.

[5] N. Afanasiev, Trapeza Gospodnia, p.30.

 

Свящ. Корнел Тома – доктор богословия, настоятель храма св. мч. Мины в Брашове. Ранее преподавал на богословском факультете в Тимишоаре.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Залишити відповідь