Миряне в церкви – зрители у креста Христова?

Вера – это образ жизни. Во всем, что мы думаем, говорим и делаем, мы соотносим себя с Богом – так же, как ветви дерева всегда зависят от корня.

Степень участия мирян в богослужении в конкретной общине свидетельствует об общей интенсивности духовной жизни в этом церковном собрании.

Сегодня мы, христиане, принимая участие в Божественной литургии, проявляем из ряда вон выходящий формализм. В наши дни участие в жертве Спасителя превращается скорее в бизнес, подчас рентабельный для служителей алтарей и, возможно, в меньшей степени для рядовых верующих, но чрезвычайно пагубный и рискованный для домостроительства нашего спасения.

Большинство из нас входят в храм почти так же, как в любое другое здание, в неподходящей одежде, держа себя надменно или, наоборот, показывая ложное смирение. Незнание того, что надо делать, и, не в последнюю очередь, пассивность из-за непонимания богослужений указывают нам на то, что мы являемся свидетелями и одновременно соучастниками в серьезной десакрализации церкви и всего того, что связывает нас с Богом.

Продолжая идею об участии мирян в жизни Церкви, можно выделить три аспекта относительно нашего отношения к Церкви как к Телу Христову, так как апостол Павел говорит: «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а каждый в отдельности мы – члены друг друга» (Рим 12:5).

Итак, нам следует всегда иметь в виду эти три аспекта: участие мирян в общем богослужении, наше присутствие и участие в Литургии после литургии и наша миссия среди людей за пределами храма, в Церкви Христовой как братской общине.

В наши дни миряне, приходя в храм принимают пассивное участие в богослужении или не участвуют в нем вовсе. Это связано и с тем, что нам не хватает минимальной катехизации.

Будучи мирянами и членами Тела Христова, мы должны вести себя в храме подобно ангелам, стоящим вокруг небесного престола, вознося хвалу Богу за все Его благодеяния. Однако наше отношение к жертве Христовой серьезно искажено – и с теоретической точки зрения, и в особенности с практической.

Мы перестали понимать роль и значимость Церкви в жизни мира, еще в меньшей степени – служение священника, которого воспринимают скорее как поставщика услуг, нежели как человека Божьего.

Наши равнодушие и беспечность во время литургии делают общение с Богом практически невозможным. Почему? Потому что во время Божественной литургии мы ищем Христа в свечной лавке, у подсвечников или у южной двери иконостаса, через которую можно передать помянник в алтарь.

Христос приносит Себя в жертву за весь мир, а мы, тем временем, маршируем по храму, решая свои всевозможные проблемы с записками, свечами, поклонением иконам и т.д.

В Божественной литургии мы призваны сораспинаться Христу, ибо если мы будем умирать вместе с Ним, то вместе с Ним и воскреснем, как говорит нам апостол Павел.

(Перевод в сокращении)

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Залишити відповідь