Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Жизнь в Церкви > Отец Павел Адельгейм и тема неразделенного православия

Жизнь в Церкви

Отец Павел Адельгейм и тема неразделенного православия


Ещё не успела осесть земля на могиле о. Павла, как начался разговор о его духовном наследстве. Чей он был? Среди каких кругов были его единомышленники? Кто его поддерживал? Кого он поддерживал? С кем был в общении? К какой юрисдикции принадлежал, понятно. А вот кому симпатизировал? Где был, так сказать, душой?

Многие после известия о страшной гибели священника в той или иной степени сочли своим долгом почтить его память, солидаризироваться с его взглядами, причислить его к своим… Это и официальные структуры РПЦ (Синодальный информационный отдел), и множество простых священников и дьяконов, и, конечно, члены Преображенского содружества малых братств, и представители ИПЦ (Истинно-Православная Церковь), и епископ РПЦЗ(А) Софроний… А также многие светские публицисты, деятели культуры, политики… Прислал даже свое «Слово» митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, известный как оппонент отца Павла… Со всеми отец Павел был в отношениях: с кем-то дружил, с кем-то разделял притеснения, с кем-то координировал действия, кого-то обличал…

То, что сейчас происходит с именем отца Павла, происходило и раньше. Вспомним хотя бы недавний уход владыки Антония (Сурожского) и споры о т.н. сурожских событиях. Расколовшаяся на две части Сурожская епархия, каждая из частей считает владыку Антония своим. Чуть в меньшей степени это относится к имени отца Александра Меня, у которого тоже много самых разных последователей…

Хочется всех сторонников и почитателей отца Павла успокоить. Все правы! Отец Павел принадлежит всем.

Известно, что праведник живет в едином мире Божьем, а грешник в своём маленьком мирке. Поэтому в сердце отца Павла находилась та полнота христианства, в которой не тесно было представителям разных церковных кругов. Отца Павла, думается, хватало на всех. Он принадлежал и принадлежит к единой неразделенной Церкви, к той Церкви, которая в хомяковском смысле одна, к Церкви с большой буквы… К той, до которой, по словам отца Сергия Булгакова, человеческие границы не достигают…

Время меняет масштабы и расстояния. Главное часто становится второстепенным и наоборот. Смерть как бы подводит итог жизни, делает заметной величину личности.

Можно услышать, что отец Павел был маргиналом… И вправду, казалось, он занимал позицию «человека с краю», умалялся, терпел… Но вдруг, в один день, произошла смена проекций – и отец Павел, пусть посмертно, вытянулся, выпрямился, прочно встал в центр… Что-то есть в этом глубоко евангельское, символ-загадка, последняя проповедь без слов…

Наша общая задача — сделать так, чтобы идеи отца Павла жили, его статьи и работы распространялись, книги читались, уроки из его духовного опыта извлекались… Конечно, нуждаются в особом рассмотрении его экклезиологические и канонические труды…

Поучимся у отца Павла для всех быть всем. И при этом быть честными, стойкими, бескомпромиссными в отстаивании Божьей правды. Поучимся его великому терпению и смирению.

Пускай в личности этого почившего праведника, каким несомненно был отец Павел, найдут примирение противоборствующие стороны. Хотя бы на короткое время… Именно в это время-безвременье в нашу жизнь может прорваться вечность. Вечность, которая возносит вверх, вечность, которая являет единый народ Божий. Запомним этот момент-восхождение. Постоим немного на вершине. И лишь затем двинемся с горы в долину наших повседневных дел, экклезиологических различий и споров…

Дата публикации: 12.08.2013