Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Жизнь в Церкви > Личная Пятидесятница, или царственное священство мирян

Жизнь в Церкви

Личная Пятидесятница, или царственное священство мирян


Сегодня мы живем в таком мире, где безразличие, материализм, эгоизм всех видов, неистинные духи и энергии пытаются заглушить и вытеснить Святой Дух. Именно поэтому Пятидесятница для современного человека является особым праздником, шансом получить от Духа Святого новые возможности. Пятидесятница призывает нас найти наше общинное призвание, жить в общинном пространстве, не поддаваясь соблазнам эгоизма, возведенного в ранг добродетели.

Пятидесятница как историческое событие, о котором повествуется в Книге Деяний Апостолов, является днем рождения христианской Церкви. Если в день Вознесения наша человеческая природа была возведена на царский престол на небесах, то в день Пятидесятницы на нее сошел Дух Святой. Его сила осеняет святых апостолов и делает их, простых людей, «премудрыми» и мужественными в вере. Святой Дух сошел не только на апостолов, но пришел, чтобы объять все творение. Он полагает Свою печать на всех крестившихся на протяжении всей истории до скончания века, сопровождает и вдохновляет их. Поэтому можно утверждать, что у Пятидесятницы есть не только церковное, но и личностное измерение. В жизни каждого христианина заново раскрывается тайна Пятидесятницы при крещении через миропомазание. Так, верующие непрерывно переживают Пятидесятницу, постоянно приобщаясь к дарам Святого Духа.

Теперь перейдем от вселенского события видимого создания Церкви к «личной Пятидесятнице» и царственному священству мирян, которое тесно связано с действием Святого Духа в мире.

Прот. Александр Шмеман называл таинство крещения «личной Пятидесятницей», то есть усвоением благодати Божьей для укрепления в христианской жизни, дарованной в крещении. Таким образом, через это таинство исполняются слова Спасителя Христа о том, что каждый из нас призван родиться свыше «от воды и Духа».

Христиане, рожденные через крещение и освященные через миропомазание, причисляются к «царственному» или «духовному священству», отличному от священства иерархического и в каком-то смысле ему предшествующему. Через печать дара Духа Святого миряне могут соработничать сакраментальному священству, становясь сослужителями священнику в литургическом акте. Миссия «царственного священства» состоит в принесении духовных жертв через присутствие и участие в Божественной литургии, через поминовение и приношения, через дела братской любви и молитву. Все христиане призваны принимать активное участие в жизни Церкви в мире. Поэтому осознавать «царственное священство» значит не что иное, как жить в полноте по-христиански.

Как в день Пятидесятницы Дух Святой сошел в виде как бы огненных языков, на каждого апостола лично, дав силу, укрепив и благословив, так и у каждого человека есть свое личное призвание, свой шанс расцвести и принести особенные плоды. Перед современным христианином стоит серьезная задача осознать, к чему именно он призван, в чем состоит его призвание, где то место в Церкви, которое он должен занять как ее «живой камень».

Апостол Павел говорил о служении христиан: «И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки» (1 Кор. 12:28). В частности, царственное священство мирян может проявляться в разных служениях — в литургическом (через диалогическое сослужение), учительном (в сфере богословского образования или через преподавание религии в школах); проповедническом (в соответствии с Уставом Румынской Православной Церкви), миссионерском (через жизнь во Христе), а также, по мере даров, в социальной, культурной, научной, экономической, политической деятельности, в зависимости от нужд общины.

Царственное священство является эсхатологической реальностью, о чем свидетельствует св. Иоанн Богослов в Книге Откровения, описывая новый Иерусалим: «И храма я не увидел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр 21:22). Это указывает на то, что когда больше не будет храма, не будет и сакраментального священства, но останется только священство царственное, и все мы будем непосредственно причащаться и служить Агнцу.

Об авторе: свящ. Раду Петре Мурешан — преподаватель систематического богословия и миссиологии на богословском факультете Бухарестского университета.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Дата публикации: 01.07.2013