«Зачастую мы причащаемся, не зная Кому» – иеромонах Петр (Прутяну)

Отец Петр (Прутяну) уже давно служит на краю земли – в Португалии. Совсем недавно, увидев на исповеди много молодых людей, он решил спросить, что они знают об Иисусе Христе. Большинство, собираясь через несколько минут принять причастие Святых Тайн, не знали о Христе практически ничего.

Этот случай о. Петр рассказал 10 апреля в Кишиневе, в Сретенской часовне при Государственном университете Молдовы, где проходила встреча «Таинства в жизни христианина». В своем сообщении иером. Петр затронул чрезвычайно важную тему полноты участия членов народа Божьего в таинствах Церкви. Он отметил разрыв между практикой участия в таинствах, особенно Евхаристии, и жизнью. В древности Церковь не разделяла таинства, а мыслила их как единое целое. О том, чтобы воспринимать их в частном порядке, как происходит сейчас, не могло быть и речи.

– Действительно, на разрыв между верой, молитвой и христианской жизнью указывал ещё отец Александр Шмеман, о служении мирян в Церкви и царственном священстве всего народа Божьего писал о. Николай Афанасьев более полувека назад, – говорит Зоя Дашевская, декан богословского факультета Свято-Филаретовского православно-христианского института, преподаватель литургики. – Новомученики и исповедники веры ХХ века, созидавшие христианские общины и братства, засвидетельствовали своей жизнью, что разрыв этот преодолим, однако в современной церковной практике эта проблема остается.

В своем выступлении Отец Петр (Прутяну), автор многочисленных работ по литургике, рассказал о том, как, на его взгляд, церковные таинства воспринимаются современными людьми. Ниже мы приводим некоторые тезисы, касающиеся этой проблемы.

«Зачастую мы причащаемся, даже не зная Того, к Кому мы приобщаемся»

Иногда люди ничего не знают о Христе, но, одновременно, притязают на то, чтобы Ему причаститься. Это все равно, что вступить в брак, ничего не зная о супруге. Таинства – это сочетание со Христом, брак с Ним. Поэтому Евангелие часто сравнивает спасение и вечную жизнь в Царстве Божием с браком, где Христос – Жених. Церковь есть Невеста Христова. И мы становимся невестами Христу лишь в той мере, в какой принадлежим Церкви. Христос призывает каждого из нас быть Его невестой и потому нам надо знать своего Жениха, знать Того, к Кому приобщаемся. Иначе мы уподобимся тем неразумным девам, которые не смогли войти в брачные чертоги.

«Нередко мы просим о совершении того или иного таинства для нас, но при этом нас не интересует Податель этих таинств»

Мы не задумываемся над тем, какими должны быть наши постоянные отношения с Ним. Здесь в скобках можно вспомнить эпизод из Евангелия об исцелении десяти прокаженных. Все они были исцелены, и только один вернулся поблагодарить Того, Кто его исцелил. Так и мы, когда приходим на соборование или на совершение другого таинства, принимаем Божий дар, который по вере даже производит определенное действие в нашей жизни, но Сам Источник этой благодати нас не интересует.

«Фраза “я причастился” неверна, даже с лингвистической точки зрения»

Слово “причастие” означает становиться причастником чему-то вместе с кем-то. Иными словами, мы можем использовать глагол «причащаться» только во множественном числе: “мы причащаемся” – мы все вместе становимся причастными Христу. Причастие должно совершаться всех вместе в одно время. А не так, что один пришел в удобные ему часы, причастился и ушел, потом другой, третий, и т.д. Все должны причащаться в назначенное время, когда совершается литургия, и освящаются Дары.

«Таинства даются для созидания Церкви, а не для того, чтобы мне везло в жизни»

Таинства действенны именно в ту меру, в какую ты сам являешься членом Церкви и осознаешь себя таковым. Ты не можешь говорить: “Вот, мне не нравится, как Церковь делает то-то и то-то”. Ты сам являешься ее членом. То, что тебе не нравится, по сути, есть то, что делаешь ты сам как член Церкви. Не только митрополит и мы, священники с бородами, являемся Церковью. С момента крещения все мы становимся Церковью, делаемся членами Тела Христова. У каждого из нас есть свои права в Церкви, но есть и обязанности, которые мы должны знать. Повторю, таинства действенны именно в ту меру, в какую человек является членом Церкви. Но если три воскресенья подряд человек не причащался, он выпадает из Церкви. Об этом говорит 80-ое правило Трулльского собора.

«Жизнь во Христе, участие в таинствах в чем-то подобно учебе в университете»

Мы не можем получить диплом, если не ходили на занятия, если не подчинялись правилам учебного заведения. Сам по себе факт зачисления в университет (крещение) не гарантирует, что мы получим степень магистра или доктора. Это только поступление, которое тоже очень важно. Ведь если ты начинаешь ходить на занятия, не будучи принятым в университет, то ты не студент, а вольнослушатель. Тебя нет в списках, тебя не допустят к экзаменам, и, конечно, диплома ты не получишь. Но если ты готовился к поступлению со всем усердием и был зачислен, а потом участвовал в повседневной жизни университета, был хорошим студентом, в таком случае ты, конечно, получишь диплом. В нашем случае таким «дипломом» станут слова Спасителя: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира” (Мф 25:34). А остальным будет сказано: “Почему вы были зачислены? Вы были похожи на диких коз, которые только скакали по стенам университета, на лекции не ходили, экзамены не сдавали…”

«Чаще всего люди уходят из Церкви, потому что им не объяснили, почему надо совершать те или иные действия»

Часто людям просто говорят: “Надо поцеловать икону здесь, поставить свечку туда…”. “А почему? Я хочу знать, почему это надо делать так. Когда люди сами перестают задавать такие вопросы, они начинают относиться к церкви как к кассе, куда приходишь, расплачиваешься и получаешь услугу. Думаю, что есть надежда на возвращение к литургической норме. В Португалии мы совершаем крещение только в рамках литургии, и в этом участвует вся церковь. Мы так и говорим прихожанам: “У вас есть возможность осознать собственное крещение. Во время погружения крещаемого в купель вокруг собираются все члены Церкви, и на каждое погружение все говорят «Аминь». Все участвуют и радуются вступлению в Церковь нового члена. Все слышат эти молитвы и вспоминают о тех обетах, которые они приносили сами при крещении.

После доклада о. Петра возникает много вопросов. Как же сегодня вернуть ту норму литургической жизни, ту норму церковной жизни, которая дает полноту и радость восприятия Духа и Смысла? Как, действительно, церковь может ожидать исполнения этой нормы от людей, которые иногда о ней вообще ничего не знают и получают лишь внешние указания по поводу исполнения обрядов?

– Не будем забывать, что, по слову А.С. Хомякова, «таинство это в Церкви и для Церкви, (…) и не для человека, не слыхавшего закона Христова», – комментирует проблему литургист Зоя Дашевская.- Но «как же им призывать Того, в Кого не уверовали? И как им уверовать в Того, о Ком не слышали? И как им услышать без возвещающего?» (Рим 10:14). Отсутствие в церкви полноценной катехизации, то есть традиционного, а значит, святоотеческого, целостного и последовательного научения взрослых людей основам христианской веры, молитвы и жизни подчас приводит к перекосам: людей, не получивших церковного научения, пытаются сразу приобщить к тому, что традиционно в церкви относилось только к верным, или, прежде в вере не наставив, это научение с них спрашивают. В древней церкви очень серьезно относились к свободному и ответственному выбору человека следовать за Христом. Этому выбору должна была соответствовать вся жизнь уже до крещения, поэтому научение и занимало от года до трех лет. Катехумены должны были обрести опыт жизни по вере и утвердиться в нём, поэтому катехизаторы «ликбезом» не ограничивались. Святоотеческая поэтапная катехизация показывает, что не с введения в таинства следует такое научение начинать, ведь тем, кто нуждается в молоке, не предлагают твердой пищи.

Попытка выделить таинственную жизнь церкви в «особое» пространство, с реальной жизнью людей никак не связанное, к сожалению, только усиливает разрыв между верой и жизнью. Ошибкой будет думать, что таинства действенны сами по себе. Конечно, «все должны причащаться в назначенное время, когда совершается литургия и освящаются Дары», однако проблему индивидуализации так не разрешить, поскольку каждый всё равно приходит за «своим», а не все вместе на одно и то же. Отец Петр верно отмечает: «В древности Церковь не разделяла таинства, а воспринимала их как единое целое. А в наши дни это воспринимается как частное дело». Только можно ли эту индивидуализацию преодолеть апелляцией к канонической норме? Само появление этого правила показывает наличие проблем – верные не составляют собой единого собрания, не имея на то уважительных причин.

К этому вопросу можно добавить и другие, не менее важные: как сегодня определяется церковная норма христианского научения? Как она соотносится со святоотеческой традицией? В какой степени ей соответствует практика церковной жизни, в том числе богослужение? Чем определяется «не частное» отношение к таинствам? Как между собой связаны те, кто в таинствах участвует, и в чем, помимо участия в таинствах, воплощается их единая жизнь во Христе? Ответы на них должны быть очевидны из нашей церковной жизни.

Перевод: Алина Патракова

Материал подготовила Елена Кудрявцева, КИФА

Залишити відповідь