Несколько простых правил для хорошего поста

За окном ослепительно сияет солнце, а на дворе настоящий зимний мороз — таким выдался первый день поста в Киеве в середине марта. Но весна неотвратима: ведь Пост уже начался. Он приведет нас к Пасхе — к настоящей Весне.

Каждый раз в начале поста мы задумываемся о том, как его провести. Кто-то решает поститься впервые, кто-то, наоборот, позволяет себе больше послаблений. Все мы разные. И хотя не может быть одинаковых норм поста для всех, все же можно вывести некие общие правила, принципы, которые помогут каждому определиться со своей «мерой» того, что будет делать в пост.

Прежде всего пища. Ну куда без нее? Парадокс: мы провозглашаем пост как время, когда «не хлебом единым будет жить человек», но в то же самое время именно о разных качествах этого «насущного хлеба» чаще всего думаем в пост. Никогда православные столько не говорят о пище и кулинарии, как во время постов! А ведь должно бы быть наоборот. Пост — время, когда меньше всего надо задумываться о еде.

Пища в пост должна быть самой простой. Конечно, авокадо, морские гребешки и заморские заправки для спагетти — вещь вполне постная для желудка, но постная ли для кошелька? Может быть, иной раз лучше выпить стакан кефира, чем полакомиться морским коктейлем? Каждый тут решает для себя. И поменьше об этом вспоминать на исповеди. Пища не приближает нас к Богу. Пост — это то, что нужно не Богу, а нам.

Пост и милостыня — два крыла молитвы. Первое дает условие для второго: так понимал пост великий святитель Церкви Иоанн Златоуст. В пост на еду тратиться надо меньше — вот и появятся свободные средства для помощи ближним. Посчитай, сколько стоит твой постный стол и сколько скоромный — и разницу отдай нуждающемуся, — так учил Златоуст. А если наш постный стол стоит ДОРОЖЕ? Вот и задумаемся…

Во-вторых, молитва. Молимся мы чаще всего мало и плохо (сужу по себе), и порой не разговариваем с нашим Отцом, а вымучиваем «правило». Но разве мы общаемся с дорогим нам и близким человеком по «правилам», заученными словами? Мы почти забыли, что молитвослов — костыли для тех, кто еще не научился ходить. Это не значит, что костыли надо отбросить — так мы вообще никуда не попадем, а будем лежать как тот расслабленный у купальни Вифезда и ждать чего-то. Надо идти, учиться молитве как разговору с Богом. Не бояться открывать Ему то, что мы сказали бы своему настоящему Отцу. Доверять и благодарить. И почаще участвовать в главном благодарении Церкви — в Евхаристии, и принимать Причастие.

Дальше, чтение Слова Божия. Уже избитой стала фраза о том, что православные Евангелие целуют, а не читают. Что же говорить о всей Библии? Слава Богу, последнее время это становится все меньше похоже на правду. Понемногу все же читают. Вот и время Поста — замечательный повод прочитать из Библии то, что еще не читали, или освежить в памяти то, что читали давно. Я, например, намерен за Пост прочитать несколько книг из Ветхого Завета (Числа, Второзаконие, Царств) в новом русском переводе. Чтение нового перевода (действительно, удачного — говорю о переводе Ветхого Завета под ред. М.Селезнева) позволяет открыть новые смыслы в тексте, который, казалось бы, давно знаком.

Кроме Библии, полезно прочитать и несколько толковых книг. Это может быть или комментарий на Писание, или что-то святоотеческое, или пастырское, или просто хорошая классическая литература. Говорят, что те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Вероятно, и посмотреть что-то тоже можно, но избирательно, и лишь то, что вы считаете для себя полезным.

Вы читаете этот текст в интернете — а значит, наверняка у вас есть страничка в социальной сети. Кстати, как вы поставили ударение в последнем слове заголовка этой статьи: «постА» или «пОста»? 🙂 Сужу по себе: социальные сети отнимают массу времени. Просто, что называется, убивают его. Время поста — время освобождения от всего, что связывает нас и не дает по-настоящему жить. Лично я удалил приложение Facebook из смартфона и принял решение, что буду отвечать на сообщения, иногда что-то писать и читать отзывы, но вот «ленту новостей» читать не буду. Для меня это освобождение, которое приносит Пост.

Точно так некоторые люди решают и с другими зависимостями. Кто-то отказывается на весь пост от курения, кто-то — от употребления спиртного. Каждый, зная свои слабости и обстоятельства, может принять решение, полезное для него.

Наконец, не стоит забывать, ради чего мы постимся. Смысл посту придает то, что находится в его конце как цель и вершина — Страстная седмица и Пасха. Пост — наша подготовка к ежегодному переживанию этих важнейших событий, центральных фактов истории, на которых основана наша вера. Смысл поста — не в том, чтобы чего-то не есть, но в том, чтобы сосредоточиться на самом главном в жизни и углубить отношения с Богом и людьми. Телесный пост помогает сосредоточиться на внутреннем мире: обнажает многие проблемы и помогает нам увидеть себя такими, какие мы есть. А это, в свою очередь, дает нам шанс разобраться в своих целях и ценностях, искренне покаяться и выправить свой путь так, чтобы он вел ко спасению.

Пост — духовная весна, «время веселое». Какую бы меру поста для себя мы ни выбрали — воспримем это время всерьез. И с радостным лицом идем навстречу Пасхе.

Google

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Разве реально отказаться от зависимостей на период поста? Если ты можешь 40 дней не пить и не курить- то это не зависимость, а просто баловство.А если ты баловень- то в пост не пойдешь, не нужен он баловням.

Залишити відповідь до ewska Скасувати відповідь