Согласно ли с преданием Православной Церкви освящение икон или противоречит ему?

Популярная треба “освящение иконы”, после которой, по народному поверью, изображение становится святым образом, совершенно лишена опоры в православном предании, – считает один из ведущих западных знатоков иконописания, православный священник из Квебека (карпато-русинская епархия) Стивен Байам.

О. Стивен опубликовал на англоязычном портале о православном искусстве статью под названием “Согласно ли с преданием Православной Церкви освящение икон или противоречит ему”. Ссылку приводит в своем блоге священник Сергий Голованов.

Как известно, по распространенному в православной среде поверью, которое разделяют и многие священники, в результате окропления святой водой из кропила иерея даже простая картина, нарисованная светским художником, приобретает сакральный статус, а если уж икона написана по всем правилам монахом в келье, она становится “более лучше”, или “святее”.

Критикуя подобные поверья, в подтверждение своей точки зрения автор приводит цитату из деяний II Никейского собора 787 года, в которой православная позиция выражена тем положением, что многие предметы, используемые в церкви, не требуют освящения, среди которых названы и святые иконы (Mansi XIII, 344B).

Далее, исследовав опубликованные литургические источники, автор обнаруживает, что в православной традиции чин освящения иконы впервые фиксируется лишь в Требнике Петра Могилы 1649 г. (славянская традиция здесь даже превзошла греческую), а у эллинов – лишь в Евхологии 1730 г. Оба источника в этом отношении, несомненно, вдохновлены латинством. По могилянской книге, икона окропляется водой, а по греческой – помазывется миром в четырех местах епископом.

Статья прекрасно иллюстрирует известный тезис, что чем более обряд популярен у прихожан, тем меньше у него оснований в церковном предании.

 

Читайте также:

Прот. Николай Озолин: Освящение не-иконы не сделает из нее икону

Залишити відповідь