2011: лед тронулся! Священник Феодор Людоговский об итогах года

Вчера мы публиковали мнения ряда экспертов об итогах уходящего 2011 года для Украинской и Русской Православной Церкви. Сегодня, продолжая тему, вниманию читателей «Киевской Руси» предлагаются размышления священника Феодора Людоговского.

Каким был для Церкви 2011 год? Назовите самые важные события года.

– Мне не хотелось бы говорить о глобальных свершениях и массовых акциях. Не менее показательно то, что происходит тихо и, быть может, почти незаметно, но при этом, возможно, отражает тенденции будущего развития.

В этом году в Москве прошли две конференции “Современная православная гимнография” (одна была перенесена с конца 2010 г. на февраль 2011, другая прошла в свое время – в декабре 2011 г.). Я был одним из организаторов и докладчиков, но пишу об этом не с целью пиара. Мне представляется важным, что после 20-летнего ломания копий вокруг церковнославянского языка, после всех клятв в верности преданию отец – наконец-то начинается изучение богослужебных текстов. Я не хочу сказать, что этим начали заниматься только сейчас и только участники конференции – но, насколько могу судить, впервые в России создана площадка для ежегодного обсуждения филологической, литургической, исторической проблематики православной гимнографии – как на церковнославянском, так и на греческом языке.

Еще одно, тематически близкое, событие, – это создание при Издательском совете РПЦ рабочей группы по кодификации акафистов и упорядочению акафистного творчества. Деятельность рабочей группы находится в стадии становления, но за текущий год уже было рассмотрено и одобрено 9 акафистов. Эти тексты ждут теперь утверждения высшими церковными инстанциями, а рабочая группа между тем уже работает с другими акафистами. Опять-таки, хочется верить, что процесс официального утверждения гимнографических текстов – хотя бы в части акафистов – сдвинулся с мертвой точки.

 

– Где мы находимся сегодня? Что нам ожидать в будущем?

– Где мы сейчас – это сказать трудно, находясь внутри исторического процесса. Лет через сто сделать это будет гораздо легче 🙂 Но всё же можно попробовать и сейчас осознать наше положение и перспективы. Учитывая общий событийный контекст, можно констатировать, что мы оказываемся на пересечении двух путей. С одной стороны, мы видим, как выстраивается вертикаль власти. Само по себе это неплохо, и даже необходимо. Но есть опасность того, что центральный аппарат захлебнется административным восторгом, а “на местах” будет банальный саботаж различных новых начинаний – и даже не по злобе и лени, а просто из-за недостатка ресурсов: людских, финансовых и др. В худшем случае всё это может выродиться в создание мощного бюрократического аппарата, который задушит всё живое.

Но есть и другая тенденция. Появляется много активных мирян, которые хотят как-то изменить жизнь вокруг себя. И не только хотят, но и готовы прилагать к этому немалые усилия, тратить свое время, деньги, отказываясь от каких-то выгод и удобств. В одних случаях создаются какие-то структуры и фонды, где-то имеет место стихийная организация. Характерно, что всё чаще различные благотворительные, социальные проекты реализуются вне формальной связи с какими-то церковными институциями: люди стремятся помогать ближним, но не спешат делать это под эгидой РПЦ.

Впрочем, есть надежда, что перспективными окажутся и некоторые собственно церковные проекты. Но здесь крайне остро стоит проблема финансирования. Поэтому одна из актуальных задач РПЦ, как бы цинично это ни звучало, – научиться зарабатывать деньги. Не выпрашивать их у бандитов, не клянчить у государства в обмен на лояльность, – а именно зарабатывать: что-то производить, оказывать какие-то услуги (я не имею в виду крещение-венчание-отпевание). Какие здесь могут быть решения – судить не берусь, но задача эта и в самом деле важная и насущная.

Цей запис має один коментар

  1. Между прочим, вопрос самофинансирования актуальный для всего спектра религиозных организаций. Я как-то беседовал с директором и с одной преподавательницей Экуменического института в Боссэ (Швейцария) – они строят, к примеру, сейчас зал для конференций, который будут сдавать для проведения разных мероприятий и на этом зарабатывать деньги, чтоб финансировать деятельность самих себя. А на взгляд из Украины, протестанты, да еще и ВСЦ, да еще и в Швейцарии должны быть богатыми. Ан нет – сами крутятся.

Залишити відповідь