Куда идем? Об итогах 2011 года для Церкви

Подошел к концу 2011 год — год непростой и важный не только для общества в Украине или России, но и для Украинской и Русской Православной Церкви. Как оценить этот этап нашей жизни? Какие перспективы ожидают нас в будущем?

«Киевская Русь» предложила ответить на два вопроса:

1) Каким был для Церкви 2011 год? Назовите самые важные события года.

2) Где мы находимся сегодня? Что нам ожидать в будущем?

 

Пелагея Тюренкова, главный редактор интернет-издания «Татьянин день» (Москва):

1) Могу сказать, что довольно пристально следила за всеми событиям в жизни Церкви (чего требует моя работа), и с болью помню о том, что в этом году было плохого: Ижевск, Изборск – все это теперь не просто названия городов… Но, видит Бог, могу только повторять за Святейшим (чего работа уже не требует!), что главное событие уходящего года – это Пояс Богородицы, который привозили в Москву. Воспитательница моего ребенка отстояла в очереди 26 часов, рассказала мне о том, как это было и стала моей подругой. Моя подруга написала в своем блоге, что Пояс Богородицы – «фальшивая святынька», и нет никакого смысла «целовать этот кусочек ткани», – и стала мне чужим человеком. Через призму личного я хочу сказать о глобальном: приезд Пояса расставил все по свои местам: люди узнали друг друга, а страна поняла, что она – христианка.

Еще мне вспоминается тот день в Троице-Сергиевой Лавре, когда в Церкви появилось сразу восемь(!) новых митрополитов, и поездка Святейшего в Чернобыль. У Патриарха Кирилла был очень напряженный год, десятки перелетов… Чернобыль выделяю скорее по личным причинам: я освещала эту поездку и никогда не забуду Киев, увешанный красивыми перетягами и баннерами к приезду Предстоятеля (Патриарха. – Ред.) и зону отчуждения, по которой мы мчались за кортежем Патриарха – на улице была весна, все в цвету, абсолютно пустынно. Люди, живущие в Чернобыле, встречали Патриарха, рыдая, это оставило неизгладимый след в моей душе – с того дня я на внутреннем уровне отторгаю от себя людей, которые живут вне «зоны отчуждения», работают на хороших работах, растят деток и абсолютно спокойно молятся в православных храмах, и при этом умудряются всячески критиковать и Церковь, и государство. Не понимаю «борьбы за правду», склоняюсь к людской неблагодарности и забывчивости. Хотя, казалось бы – Бутово не так далеко, там вам обо всем напомнят…

2) Сегодня мы находимся во времени стабильности. Не сытой – но и не голодной, не во времени праведников, но и не среди сплошных грешников. Однако, забывая мудрое «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», многие ищут тех самых перемен, пытаясь вовлечь Церковь в политические «разборки», «бодания» с государством и т.д.

Однако есть дела, которыми надо заниматься, и которыми Церковь занимается – полным ходом идет процесс разделения епархий, налаживается плодотворное вовлечение всех неравнодушных людей к решению наших общих задач – я говорю о работе Межсоборного присутствия, почти наведен порядок в православном книгоиздательстве.

Я не могу ответить на вопрос «Чего нам ожидать в будущем?», но ясно одно: каждый православный христианин должен выполнять свою работу и молиться за Патриарха и власть имущих, ведь они могут не только говорить и рассуждать, но и принимать судьбоносные решения.

Молиться, доверять Патриарху, служить Отечеству и растить детей – вот чего нужно ожидать от каждого из нас в будущем, тогда оно имеет шансы стать светлым!

 

Андрей Окара, политолог (Москва):

1) 2011-й був непростим в усіх відношеннях. Хвороба Блаженнішого Митрополита Володимира посилила боротьбу всередині УПЦ. УПЦ підійшла до “точки біфуркації”, в якій навіть несильні, але точно нанесені удари ззовні можуть радикально змінити усю ситуацію з нею та її напрямок подальшого розвитку.

Серед важливих тем слід назвати “розпакування” теми статусу українського православ’я в майбутньому на світовому рівні – ключовим тут може вважатися візит до України Патріарха Єрусалимського в березні.

Події в іншій конфесії, в УГКЦ, а саме – самоусунення її голови митр. Любомира (Гузара), який тепер перетворився на загальноукраїнського морального авторитета публічного інтелектуала, а також обрання нового голови – харизматичного, молодого та енергійного архієп. Святослава (Шевчука) – створили новий і дуже міцний виклик для українських православних конфесій, які поки що не дуже впевнено виглядають у публічній сфері та світському інформаційному просторі. Зараз від православ’я шукають насамперед відповідей на екзистенційні питання – про смисл життя. І це нерідко ставить церкву та її ієрархів в складне становище.

Також помітним стало зменшення присутності в інформаційному просторі теми під назвою “русскій мір”. Судячи з усього, ідеологи МП переконалися в її недієвості та неефективності, особливо в Україні.

Вихід монографії Ю. Чорноморця з патристики та неоплатонізму пожвавив богословські дискусії в київському інтелектуальному середовищі.

Серед моїх особистих сильних вражень: Другий міжнародний фестиваль православного церковного дзвону в Диканьці, на Полтавщині у вересні цього року, який ставить за мету відродження традиційного дзвонарства в Україні, Росії та Білорусі.

2) Сьогодні православ’я шукає адекватне місце в сучасних традиційно православних країнах: яке його місце – в контексті співвідносин держави та суспільства? Як не програти конкуренцію соціально адаптованим протестантським сектам та церквам?

Деякі очільники та ідеологи РПЦ фактично роблять з неї частину державної системи – принаймні, роль легітимізатора існуючої влади та політичної системи. Тобто, церква в цій моделі мусить бути заступницею за державу перед суспільством. Тоді як актуальною роллю церкви в контексті сучасних викликів може стати роль заступниці за суспільство перед державою.

Викликом для УПЦ в 2012 році буде залишатися загроза можливого розколу, а також можливість перетікання частини пастви (особливо лідерів громадської думки) в інші конфесії.

Викликом для УПЦ залишатиметься і інтелектуальне зростання – богословські дискусії, дискусії щодо соціальноії місії церкви, соціальної етики та ін.

 

Архимандрит Аввакум (Давиденко), публицист (Кременчуг):

Год 2011 задал тон своими событиями на будущее. В июне месяце в Кировской епархии повесился, доведенный до отчаяния новым архиереем Марком, протоиерей Петр Шпак. Об этом событии уже давно все забыли. Но оно будет задавать тон, тему разговоров в среде рядового духовенства на будущее. Есть немногочисленные случаи в России и Украине ухода приходов из патриаршей церкви в альтернативное православие. Что за всем этим стоит? Интересный вопрос… А вот что…

Деспотия архиереев в отношении рядового духовенства давно есть насущной темой разговоров на священнических сходках-общениях. Напряжение растет. Когда будет всплеск, взрыв, гнева мы не знаем. А будет. К этому идет. Мир неудержимо меняется, и в том числе церковный мир не может и не останется прежним. Русский мужик, как говорят в народе, долго запрягает, да быстро едет.

Ситуацию от взрыва ограждает тот факт, что в нашей церкви все же, давайте честно себе скажем, большинство архиереев понимают ситуацию и идут навстречу нуждам рядового духовенства. Но факт остается фактом: есть много диких и невменяемых архиереев, помешавшихся от собственного величия, и как следствие, составляющих серьезную проблему церкви своей деятельностью…

Вряд ли произойдут в следующем году и какие-то радикальные изменения в сторону прозрачности церковного финансового механизма.

Подробнее мысли о.Аввакума читайте в материале «Церковь в настоящем и будущем» >>>

 

Священник Алексий Плужников, рецензент церковной литературы, публицист, блоггер (Волгоград):

1) Не могу выделить какие-то особо значимые события, разве что только начавшийся процесс дробления епархий. Но этот год показал вполне определённо, что Церковь в лице высшего руководства взяла устойчивый курс на сближение с властью, на то, чтобы стать необходимой частью государственного механизма.

2) Сейчас мы находимся в начале пути, который ни к чему хорошему не приведёт. В РПЦ начался бурный процесс «брежневщины»: с громкими речами, лозунгами, правильными словами о миссионерстве, социальной работе, образовании священства, прочих благих делах –  с одной стороны, а с другой –  возрастание всевластия консистории, церковной бюрократии, когда на первое место выходят только входящие-выходящие  отчёты о якобы проделанной работе, когда главным становится не скромное делание, где  «правая рука не знает, что творит левая», а банальное очковтирательство на всех уровнях: приходских, благочиннических, епархиальных… Ибо теперь лишь помпезная отчётность облагораживает облик настоятеля, а не духовная жизнь на приходе, которая не поддаётся формализации.

Процесс дробления епархий приведёт не к тому, о чём официально говорится, что якобы архиереи будут ближе к народу, а только к увеличению (многократному) финансового бремени на плечах приходов, а в конечном итоге, на плечах тех старушек, которые приносят свои копеечки в храм. Если архиерей будет чаще приезжать в храм в маленькой епархии, то это не значит, что он будет внимательнее входить в нужды церковного народа, а значит лишь, что чаще придётся вытрясать мошну на приём начальства и всей его свиты, у которых аппетиты в маленькой епархии ничуть не будут меньше, чем в большой…

Все мы приучаемся врать друг другу, врать начальству, подобострастно кланяться, голосовать единогласно и бояться наказания за плохую отчётность. А люди всё это видят. Видят и разочаровываются, уходят, потому что фальшь слишком явно лежит на поверхности, когда благие слова и отчёты резко контрастируют с действительностью… Но,  боюсь, процесс этот только набирает обороты, маховик разгоняется, а в итоге рано или поздно он ударит по Церкви со всей силой. Как в 1917-м, когда буквально за несколько лет до этого всё было так благостно, массово и «церковно», что рухнуло в одночасье… Потому что мы  роем себе яму своим молчанием, лицемерием и трусостью.

 

Протоієрей Богдан Огульчанський (Київ):

1) Можливо, не найважливіші, але ті, які видаються вартими уваги:

— Спільне звернення українських Церков від 1 грудня та інші свідчення взаємодії між Церквами, що означає наявність спільної волі відстоювати українську східнохристиянську ідентичність від зазіхань недоброзичливців.

— Достатньо ясне розрізнення в суспільній свідомості – православної київської традиції від псевдоправославної імперської. Звідси зростання симпатії до Київського Православ’я (саме в цьому причина зафіксованого соціологами зростання популярності УПЦ КП у порівнянні з УПЦМП. Причина тут не  в діяльності УПЦ, а саме в доповненні МП).

— Жваве конференційне та форумне богословське спілкування в широкому колі питань. Дуже радує те, що в цьому обговоренні поруч з теологами є і голоси багатьох вірян різних конфесій.

2) Положення і вектор руху в Церкві на жаль (бо так не має бути) залежить  від вектору руху держави і суспільства. Є істотні і цілком зрозумілі загрози тим зусиллям, які направляв Блаженніший Митрополит Володимир зі співпрацівниками останні роки. Але слід надіятися на краще. На мою думку, дуже важливим для нас було би поглиблене усвідомлення безпосереднього зв’язку стану нашої духовності  з готовністю до самовідданого соціального служіння.

Цей запис має 2 коментар(-ів)

Залишити відповідь