Посвящение Богу

Эта речь была произнесена вице-ректором Св.-Владимирской Православной Духовной Академии на торжестве ее освящения в субботу 6 октября 1962 г. День прошел в большой радости, в сознании значительности события. Высокопреосвященнейший Леонтий, митрополит всея Америки и Канады, освятил новый храм Академии в 9 часов утра. Литургия архиерейским служением была совершена в очень большой палатке на открытом воздухе, после чего был молебен и освящение всех зданий, находящихся на территории обширной барской усадьбы, приобретенной Академией.

Твоя от Твоих, Тебе приносяще…

Когда мы, христиане, посвящаем Богу церкви, здания, земли — мы на самом деле посвящаем Ему самих себя, обновляем обещание, данное нами в день нашего крещения, —- не знать иного Бога, не служить иному господину, кроме Единого, явленного во Святой Троице, видеть в Нем и только в Нем конечную цель всех наших желаний, усилий и достижений. «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48). Подлинным Его храмом является человек, душа, тело и вся жизнь которого должны быть искуплены и преображены. Во Христе Иисусе Бог стал человеком, чтобы построить для Себя Церковь, которая была бы Телом Его, живым храмом Духа Святого. Все наши материальные храмы нужны и ценны поэтому лишь в той мере, в какой они отражают и выполняют единственно подлинное дело человека — его посвященность Богу, его готовность сделать волю Божью руководящим принципом всей своей жизни. Освящение новой церкви и новых зданий Академии для всех нас, ее профессоров и студентов, означает то, что мы снова посвящаем себя основной цели Духовной Академии. В чем эта цель?

Во-первых, Академия — это школа богословия. Поистине пришло время, чтобы православный народ вновь нашел и осознал центральное значение богословия в Православной Церкви. Наша вера утверждает, что Истина — последний и высший авторитет в Церкви. А что же такое богословие, как не постоянное и творческое усилие отнести все в жизни Церкви к Истине, отыскать православный смысл всего? Величайшей эпохой церковной истории было время святых отцов и учителей Церкви. Быть православным всегда значило принять их учение и продолжать — в их духе — ту же вечную задачу «вхождения в понимание Истины». Сегодня больше, чем прежде, люди алчут и жаждут смысла, ответов на свои вопросы и недоумения. В этом — ответственное дело богословия; оно должно открыть людям, на их языке и на их условиях, вечный, животворящий Ответ. Академия — не только «профессиональная» или «клерикальная» школа, где несколько человек изучают свое будущее «ремесло». В первую очередь, Академия — это место, где и профессора, и студенты посвящают себя Истине Церкви, чтобы служить ей и свидетельствовать о ней.

Академия — школа будущих пастырей, Здесь они готовят себя к высшему возможному для человека призванию; но надо снова осознать, что все призвания, все профессии требуют упражнения и подготовки, что ничего нельзя упустить человеку, готовящемуся вести людские души к вечному спасению.

Академия — общеправославная школа; это значит, что Православие для нас едино и неделимо. Принадлежа Православию в целом, мы верны русским корням и русскому духу школы св. Владимира, подлинному русскому духу, который, по словам Достоевского, все обнимает и всем открыт.

Академия исполнена миссионерским духом. Делая сокровища Православия доступными на английском языке, переводя на него предание Церкви, мы остаемся верны православным миссионерам, основавшим Церковь в Америке.

Наконец, Академия постоянно сознает, что семена Православия были посеяны на Западе по Божьей воле и что наш священный долг — свидетельствовать каждому о Православии. Это наше «экуменическое» призвание, и мы изменили бы Православию, если бы этого призвания не выполнили.

Но, превыше всего другого, мы — литургическая школа, и это значит, что подлинный центр нашей работы и нашего вдохновения — у св. алтаря. Здесь мы смиренно просим Божьей милости и руководства, здесь наше единство скрепляется принятием Тела и Крови Христовой, здесь мы получаем силы и укрепляемся в нашем стремлении служить единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

Опубликовано в: Церковная жизнь. Октябрь, 1962 г.

Публикация на сайте по изданию: Шмеман А., прот. Собрание статей 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. Перепечатка с разрешения издателя.

Залишити відповідь