Церковь в настоящем и будущем. Как видится общецерковная ситуация глазами провинциального священника?

Церковь живет и идет путем, обозначенным свободой, начавшейся с тысячелетия Крещения Руси 1988 года. Строится много храмов, но, в свою очередь, уже наблюдается какой-то духовный надлом в обществе, видится уменьшение практикующих православных верующих, то есть верующих, постоянно посещающих храмы в рядовое воскресенье. Многие строящиеся храмы не востребованы людьми и обществом в целом. В дальнейшем будем наблюдать то же, что и в России: настроенные до революции храмы в пустынных, обезлюдневших местностях, которые некому содержать и ремонтировать. Разрушаясь от природной ярости времени, их остовы и скелеты представляют собой жуткое пророчество о будущем церкви…

Епископы в епархиальных управлениях, направляя туда служить батюшку, говорят: «Езжайте, отче, и будьте мужественным стражем церкви Христовой!» Некоторые батюшки, поехав, обзаводятся там хозяйством и живут. Некоторые, пожив немного и осознав, что церковь – не стены, а люди, уезжают, говоря: «Я, уже стал, как тот лермонтовский “развалин страж полуживой”…»

Судьба многих сельских храмов незавидна. Это же самое и в сельской местности на восточной Украине. Посещаемость в сельских приходах оставляет желать лучшего.

То же самое и с неконтролируемым открытием монастырей. Многие монастыри и скиты в будущем ждет едва-едва мерцательное тление, а некоторые будут разбегаться и закрываться.

 

Районные «царьки» и «византийчики»

Архиерейский чин с его византийским обрядом, человекоцентричностью, а не богоцентричностью (зорко подмечено митрополитом Антонием Сурожским), заслоняет яркую и простую тему прихода современного человека ко Христу, проповеди, чтения Писания, простого доступного человечного общения. Эти облачения архиерея посреди храма — смешной анахронизм, и в дальнейшем хорошо было бы пересмотреть этот чин в сторону сокращения, а то и вообще устранения. Это может быть оставлено Патриарху и Митрополиту Киевскому, но в рядовых районных епархиях это смотрится сегодня просто таки нарочито глупо.

А иначе такие себе малые «византийчики», «царьки» и «императорчики» разведутся, при дальнейшем дроблении епархий, чуть ли не в каждом райцентре, что ляжет, опять таки, непосильным бременем на духовенство. Содержать весь этот обряд финансово тяжело даже областному центру, а не то что надробленным районным епархиям. Все это, повторюсь, ложится непосильным бременем на плечи рядового духовенства, в среде которого зреет напряжение и ждет только малейшей искры, чтобы вспыхнуть очагом очередной нестабильности.

Современный человек не понимает происходящего в наших храмах. Церковь не театр! Театральщиной, одеванием среди церкви, в современном мире, к Богу уже никого не приведешь! Скорее наоборот, всей этой гардеробной показухой — только оттолкнешь, потому что основатель христианства Господь наш Иисус Христос давал в Евангелии прямо-таки противоположный пример. Все нынче грамотные, читают и знают: Христос умывал ноги, а не Ему умывали!

Немного истории. В Москве перед революцией это человекоугодие и человекослужение, даже можно с уверенностью сказать – человекообожествление, дошло до того, что даже некоторые маститые протоиереи (видимо, не без ведома архиереев) облачались по архиерейскому чину среди храма. Этим протоиереям собор 1918 года впредь запретил делать таковое.

И еще немножко истории. Когда в 1921 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) собрался первый собор (самосвятский), поставивший своей целью учредить автокефалию на Украине, и был выбран в митрополиты протоиерей Василий Липкивский, там, на том соборе, кроме темы автокефалии, фигурировала задним фоном тема черного монашествующего духовенства, не по средствам живущего. Архиереев, насколько я читал и понял, там на том соборе не было. Собор сплошь и рядом состоял из националистически настроенных священников, ненавидящих монастыри, архимандритов и архиереев. Такое может повториться. История — дама «примхлива», и временами возвращается. Вот почему различие в уровне жизни черного и белого духовенства необходимо программно регулировать, стирать вопиющее различие, иначе оно может в дальнейшем рвануть взрывом негодования белого духовенства.

Пример: вспыхнувший конфликт в Самарской и Конотопской епархиях из-за налогообложения духовенства архиереем. Из данной ситуации ясно, что тема денег в епархиях, прозвучавшая в декабрьской прессе 2011 года — общецерковная животрепещущая тема. Всем нужны деньги, все хотят жить. Вот почему трения между священниками и архиереями (враги человеку домашние его) никогда не улягутся, и на дальнейшее будут темой интересной, читаемой, слушаемой и обсуждаемой. Будет происходить внутренняя церковная балансировка, саморегуляция между священниками и архиереями. Это в большинстве случаев будет решаться мирно. Ну, и не без того, что будут вспыхивать дикие и смешные случаи перетягивания «финансового каната» между нами, попами, и епископами.

В самой церкви существует расслоенность духовенства на аристократию — священники городских приходов — и бедное духовенство малых сельских храмов. На епархиальных собраниях то и дело слышатся вопросы от сельских батюшек: почему епархии не помогают выживать бедным сельским приходам? Даже наоборот: взимают, хоть и минимальный, но налог с них? Ведь в церкви должно быть все равномерно, по-христиански, по справедливости. Бедные и наивные вы, сельские батюшки!

 

Прессу и масс-медиа нам приручить не удалось…

…А многие издания, даже подавляющее их большинство, заняли открыто антицерковную позицию. Почему так случилось? Неужели церкви, несущей Слово, не по пути с несущими слово, не по пути с журналистами, защищающими слабых от бюрократии и самодурства чиновников, власть имущих? Вот вопрос вопросов! В чем же тут дело? Умные люди просто раскусили, кто мы! Вот и весь секрет…

Как ни крути-верти, мы, церковники, за минувшее двадцатилетие свободы очень тесно срослись, сомкнулись с власть имущими, с бизнес-структурами и, как следствие, очень удалились от народа. Так есть. Всем видно. Вот почему непредвзятые издания, такие как «Портал-Кредо» в России и «Религия в Украине» у нас и в следующем году будут интересны и читаемы. Почему? В них определенно нащупывается живой пульс церковной жизни, потому они и читаемы всеми, в пику нашим

стерилизованным, мертвеющим епархиальным изданиям.

В этих альтернативных изданиях, непредвзято освещающих жизнь религиозных общин, можно услышать голос рядового духовенства и простого народа, их насущные нужды, в отличие от епархиальных сайтов. Вот почему они востребованы и читаемы будут на будущее.

 

Галочки очковтирательства

Один священник ‎в Фейсбуке недавно написал: «2011р. Володимир-Волинська єпархія налічує: 265 церковних громад, 242 храми; 20 каплиць; 187 недільних шкіл; 254 священиків; 17 дияконів; 5 монастирів (один жіночий – ставропігійний та чотири чоловічих); у чоловічих монастирях 42 насельники».

Отчетность — признак советского мышления, эта практика с ее «трудовыми свершениями» и «достижениями пятилеток» у нас в плоти и крови. Кажется, все прекрасно, для среднестатистической епархии! Не правда ли? Но для полноты картины всегда в таких приходских или епархиальных списках надо указывать, сколько из приходов или учреждений — «мертвых», сухих, безжизненных, едва-едва тлеющих, животеющих, или вообще лишь зарегистрированных и существующих только на бумаге. Приходы-фантомы, приходы-призраки. Болезнь окозамыливания в церкви во всех нас. Очень много в наших отделах, давайте честно смотреть правде в глаза, делается для галочки, для отчета, сухой формальности. Того, чего в действительности нет, а на бумаге, в Киев посылаемой — есть!

Во внешнем обществе тенденция недоверия к духовенству нарастает и будет нарастать. То и дело всюду слышится, как рядовые люди в миру говорят: «Как посмотрим, на каких “мерсах” батюшки — эти смиренные последователи Христа — катаются, то сразу понимаешь, что они Бога не боятся!» Им трудно что-либо возразить. Никто не говорит, что отцы должны пересесть на подводы. Но церковь, проповедующая смирение и воздержание, должна его также и манифестировать собственным личным примером. Мне понравился пример кардинала Любомира Гузара: когда ему в 2008 году подарили очень дорогой и роскошный автомобиль, он его продал и купил приличный, но вполовину дешевле. Если бы наше православное духовенство подражало такому, хоть и единичному, но высокоморальному примеру! Как бы изменился в лучшую сторону наш церковный мир, и, главное, авторитет в глазах народа возрос.

 

Объединения церквей в Украине не будет! Никому не выгодно!

Не думаю, что в ближайшие годы (пятилетку) произойдут какие-либо значительные сдвиги в сближении церквей на Украине. Я тянул эту волынку и буду тянуть. Не надо строить иллюзий: объединения не будет! Но зато будут постоянные попытки переговоров, направленные на преодоление раскола. Такая себе внешняя культурно-духовная мода, при внутреннем душевном нежелании оной. Будут заседать разные предобъединительные миссии, комиссии, «трансмиссии» — и так без конца. Такой себе «танец жизни», всевременное человеческое делание, без достижения реальных результатов, даже без стремления к оным. Что явно показали декабрьские объединительные (еще больше разъединительные) переговоры между УПЦ КП и УАПЦ. Курам на смех!

Разделившиеся церкви со своими правящими предстоятелями за годы свободы уже сформировались в более-менее стабильные объединения. Патриархи и архиереи в наших церквах, побрав свои посохи и портфели власти, получают свою меру реализации собственных властных амбиций и удовлетворенности от них. И никто не захочет делиться властью или отказываться от нее. Это психология, которую просто надо знать.

Я скажу, да это и до меня уже прозвучало в прессе: это нормально, что церковь Украины, как и в большинстве Европейских стран, разделена. Ни одна церковь у нас не может считаться государственной, возвышающейся, господствующей (как омерзительно звучит: «господствующая церковь!») Задачи ведь у церкви совсем иные! Державотворящими скрепами нации и общества должны быть, да они и есть, нас не спрашивая, конституция и государственные юридические законы. Тут только бы они работали. Но это дело борьбы политиков и широкой общественности.

Это церковный миф, придуманный любителями имперской России, что церковь была державообразующей силой нации, государства. Да, периодами симфония была. Но история знает множественные примеры конфликтов между царями и патриархами. Взять хотя бы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, сколько и что они «надержавотворили» в России, и сколько народу погибло в связи с их «державотворением». И эти конфликты продолжались аж до Петра Первого…

Сегодня в России деспотство господствующей церкви, подавление неопротестантских общин приводит к тому, что патриаршая церковь неумолимо продолжает терять авторитет нации. Отшатнулась от церкви интеллигенция и сотнями уходят постоянные ее члены… Не надо тешить себя иллюзиями о многочисленных прихожанах на Пасху и Богоявление… то — не религиозность, а народная праздничность (типа недавнего всплеска вокруг Пояса Богородицы в Москве: прошли и ушли!). В дальнейшем, с потерей поддержки государства, церковь опять может оказаться в бедственном положении. А какая у нас все-таки память короткая! Ведь было, было же все это, и далеко ходить за историей не надо.

 

Заключение

И во грядущем году, как и в прошедшие, жизнь страны и общества будет идти своим чередом, а жизнь церкви (общин верующих) — своим. Они будут смыкаться, пересекаться только в редкие дни больших церковных праздников, успевших стать за многие столетия народными. Нормально это или нет? Но действительность такова…

Об этом мы, пишущие, можем и будем рассуждать в прессе в течении года.

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Насчёт дробления епархий – очевидно же, что дом строится не с крыши. И реорганизация церковной структуры начинается не иначе как с приходов, которые в нынешней ситуации в большинстве случаев вообще являются фикцией. Евхаристическая экклезиология, это, конечно, хорошо и правильно, но в наличной реальности епископ – именно администратор, а не пастырь, и останется им, пока не будет перестройки в “низах”. А её не будет, если не инициировать сверху. В общем, порочный круг…

  2. Слава Богу, наш архиерей действительно близок к людям. На еперхиальном собрании владыка сказал, что видит свое служение в литургическом общении с паствой, а также быть как можно ближе к людям, быть доступным. Работая в епархиальном управлении могу подтвердить, что все именно так и есть. Жаль, что в УПЦ бывают случаи описанные в этой трезвой статье.

  3. Патриарх Кирилл в России(поначалу возмущался атомизацией епархий), но затем видя, что украинских архиереев может со временем стать больше чем русских, перехватил инициативу у Блаженнейшего митрополита Владимира. Они думали, что раздробляя епархии и рукополагая новых архиереев, они(епископы) ближе будут к людям, к простому народу, а не к властям придержащим и бизнесовым структурам. Эффект выходит, ну прямо таки противоположный. Пока ничего не вышло. Ожидаемой близости к народу, выслушивания его нужд не наблюдается. Епископы как были, так и остаются закрытой кастой, далекими от общения с простыми людьми. Есть очень и очень редкие исключения, но их мало.
    Ситуацию от нарастающего взрыва ограждает тот факт, что в нашей церкви (все же, давайте честно себе скажем!), большинство архиереев разумны, понимают ситуацию и идут навстречу нуждам рядового духовенства. Но, факт остается фактом, что есть много диких и невменяемых архиереев, не желающих разговаривать с простым народом, помешавшихся от собственного величия, и как следствие, составляющих серьезную проблему Церкви своей деятельностью…

Залишити відповідь до John Shandra Скасувати відповідь