Православие и русский рок — новая симфония?

«Декаданс», «Мэри Джейн», «D Jeff
Gomeldreff», «Нейтрал», «Идиллия», Ю.Куценко,
С.Беленко — этих известных запорожской
неформальной молодежи рок-музыкантов можно
было услышать в Пасхальное воскресенье, 27
апреля, на площади перед цирком. Пасхальный
рок-марафон на первый взгляд ничем не
отличался от других городских молодежных
сейшнов, не поражал каким-то размахом или
приглашенными звездами. Если бы на зрителях
не было традиционных для рокеров черных
одежд и металлических украшений, то молодым
людям, далеким от рок-музыки, которые
забредали «на огонек», и вовсе могло
показаться, что перед цирком агитирует
очередная секта. На самом же деле здесь
проходило действо, не имеющее аналогов в
Украине. Рокеры строили православный храм!

Многим известно, что до революции в
Александровске, в районе нынешней улицы
Анголенко, стоял прекрасный пятиглавый
Свято-Покровский кафедральный собор. Он
восстанавливается сейчас на том же месте, в
том же первозданном виде — эту стройку мы
видим почти каждый день, приезжая на
центральный рынок города. Но далеко не все
знают, что проспект Ленина в уездные
времена назывался улицей Соборной. Потому,
что вела эта улица к духовному центру
города — собору.

Под девизом «Вложим свой кирпич в стену
собора» запорожские рок-музыканты вышли
на площадь призвать своих слушателей
пожертвовать на строительство
символическую сумму, 60 копеек (стоимость
кирпича), и таким образом заиметь в храмовой
стене свой кирпичик. Разве уже одна эта
мысль, объединившая на площади молодых
запорожцев, не выводит данную акцию за
рамки простого вечернего досуга и
развлечения?

Для ведения концерта был приглашен лидер
группы «Декаданс» Валентин Терлецкий,
который несколько лет назад вложил свой
камень еще в фундамент этого священного
строительства. Благословил проведение
этого мероприятия Архиепископ Запорожский
и Мелитопольский Василий, а организовали
его запорожский антисектантский Центр «Диалог»
и новая молодежная организация «Новий
напрямок».

Почему же именно рок? Может ли вообще
существовать такое явление как
православная рок-культура? Этот вопрос, я
думаю, возник как у рокеров, так и у
православных. Впервые дать на него ответ
попытались недавно классики русского рока,
лидеры рок-групп «ДДТ» и «Алиса» Ю.Шевчук
и К.Кинчев.

16 января 2003 года. Питер. Ледовый дворец (по
материалам газеты «Известия»)

14 тысяч рокеров на концерте, посвященном
Рождеству Христову! «Небо становится
ближе» — таков девиз рождественского
концерта. «Стало ли оно ближе аудитории?»
— наверняка изгалялись бы журналисты, если
бы не…

Диакона о. Андрея Кураева вывел на сцену
Юрий Шевчук.

«Прожектора из зала светят на сцену. В
моих глазах — черная пелена. В этой черноте
огромный зал… По тому, что я слышал, начало
моей проповеди прошло в большей тишине, чем
я ожидал, а закончилась она в большем шуме,
чем я предполагал. Перелом произошел на
словах «русский рок — это борьба за право
думать». Конечно, наивно было бы
надеяться, что после этого концерта все эти
14 тысяч повернутся и разойдутся по храмам.
Но вот начальник службы охраны стадиона
после концерта сказал мне, что не помнит
случая, чтобы после рок-концерта такая
масса людей расходилась так спокойно и
доброжелательно».

Из выступления диакона Кураева на рок-концерте
в Санкт-Петербурге:

«Человек тем отличается от животного,
что животное просто живет, а человеку нужен
повод к жизни.

Как нужны поводы к тому, чтобы
задействовать какую-то группу мышц, так
нужны поводы душе, чтобы оживить себя,
проявить.

Душа — это то, что болит у человека, когда
все тело здорово. Не сердечная мышца болит,
не левый желудочек, а душа. Болит — и своей
болью доказывает, что она есть.

Пока у человека не заболела почка, он и не
знает, где она у него находится. Пока у
человека не заболела душа, он и не
подозревает о ее существовании.

Пока, не напрягаясь, живешь вполсилы и
плывешь по течению, как все, не замечаешь ни
силы течения, ни своей души.

Но однажды сердце обжигает мысль: зачем я
тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь?
Просто тире между двумя датами на могильном
памятнике? А человек? Просто покойник в
отпуске? Меня не было целую вечность и потом
не будет вечность. И вот из этой тьмы меня
отпустили на побывку. В этом ли смысл моей
жизни? Это ли «все, что останется после
меня»? И тогда понимаешь: моя биография не
сводится к истории моего тела, то есть, в
конце концов, к истории моей болезни — от
первого зуба до последнего инфаркта.

И тогда понимаешь, что самое главное
знакомство, которое может произойти в твоей
жизни, — это не знакомство со знаменитостью,
а знакомство со своей душой. Ты, моя душа, и
ты, мое тело, — не одно и то же. И у тебя, моя
душа, есть свои поводы к радости и свои
поводы к боли.

Русский рок в своих лучших песнях — это
болевые уколы в совесть.

Это борьба за право думать, за право быть
одиноким, за право выпадать из толпы и из
попсы.

Когда все вокруг тонет в беспросветном
оптимизме, когда официальная пропаганда
обещает построить коммунизм или хотя бы
догнать Португалию по числу кондиционеров
на душу населения, русский рок встряхивает
тебя и говорит: «А ты знаешь, Небо
становится ближе». Это и есть Рождество:
Небо соединилось с землей, с тобой. Христос
мог хоть 1000 раз рождаться в Вифлееме, но нет
тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы
раз не родился в твоей душе. Рождество — это
ответ на вопрос Данте: «Я поднял глаза к
небу, чтобы увидеть — видят ли меня». Это
главный вопрос в жизни человека: нужен ли я
или я просто космическая плесень».

Двадцать лет назад

На заре русского рока, в начале 80-х годов,
совсем юные пионеры новой музыкальной
культуры, как те же Шевчук с Кинчевым, были
явлением, что называется «не от мира сего».
Они были бойцами сопротивления,
партизанами, ломающими, крошащими стадное
мышление, вырывающимися за «красные
флажки». Казалось, что это золотое время
русского рока давно закончилось, пионеры
стали мэтрами, а сама музыка заняла свою
нишу в музее истории и культивировалась
лишь в узких кружках немногочисленных
ценителей.

Но сейчас, спустя столько лет, уже в другой
стране, при другом поколении рокеров,
рождественский концерт в Питере положил
начало новой эпохи рок-музыки. Рок вновь
предстал перед обществом глашатаем иного,
лучшего мира. Мы, слушающие такую музыку,
вновь начали размышлять в своем кругу о том,
что обычно «не модно», не стыдимся
выражать на людях то, что обычно служит
предметом насмешек, как когда то сам
русский рок.

И концерты, прошедшие под эгидой
Православной Церкви в Питере, Саранске,
Запорожье, так же необычны как первые рок-концерты
в СССР.

Как мы это затеяли

Идея такого концерта была у меня давно. Но,
честно говоря, самому не верилось, что такое
возможно, что Православная Церковь
проведет рок-концерт, и наоборот — что рок-музыканты
отыграют православный концерт. Когда Рунет
взорвался сообщениями, интервью, статьями о
питерской рок-революции, вопрос для меня
был решен — Запорожье должен стать вторым
после Питера городом, где пройдет подобное
событие. Трое молодых ребят из «Нового
напрямка» решились поучаствовать в
начале апреля. Вчетвером уже вполне можно
было начинать. Приближалась Пасха — лучшее
время для проведения акции. Закрутились
предвыборные коллизии — в общем, если не у
запорожских коммерсантов, то у
потенциальных мэров деньги на организацию
такого хорошего дела выпросим, решили мы.
Настроение было прекрасное…

Может быть мы и перенесли бы концерт на
более позднее время, чтобы подготовить его
получше, но за восемь дней до Пасхи мы
узнали из того же безжалостно быстрого
Интернета, что вторым Запорожью уже не быть…

Из сообщений информагентств:

Председатель отдела по делам молодёжи
саранской епархии РПЦ протоиерей Александр
Пелин выступил с речью на VI фестивале
ветеранов саранского рока «Взгляд назад»,
состоявшемся 19 апреля в Республиканском
дворце культуры. Появление православного
священнослужителя на столь специфичном
мероприятии, как рок-концерт, вызвало
удивление публики. Однако зрители
единодушно поддержали о. Александра, когда
он предложил в день Лазаревой субботы
почтить вставанием память ныне покойных
саранских музыкантов. Назвав около десяти
имен, протоиерей заявил: «Люди, которые
создали рок-культуру Мордовии, сделали
ничуть не меньше, чем наши политики — они
первыми начали обличать лживость минувшей
эпохи». Священник пожелал современным
рок-музыкантам той же «чистоты в
творчестве», которой обладали их
предшественники.

Как все это закончилось

У коммерсантов и политиков Запорожья как
раз в этот период не оказалось на руках
свободных денег.

По электронной почте городским СМИ был
разослан предварительный пресс-релиз и
просьба помочь в этом добром деле
бесплатным анонсом концерта. И две газеты
дружно откликнулись на просьбу.

Начальник управления по делам семьи и
молодежи облгосадминистрации Сергеева О.К.
спасала концерт — мы разослали по факсу ее
письмо к ректорам вузов с просьбой
уведомить своих студентов о предстоящей
акции… Огромная им благодарность в лице
ректора ЗИГМУ Огаренко В.Н. — на его
аппаратуре бесплатно отыграла не только
ЗИГМУ-шная группа «Нейтрал», а и
остальные музыканты.

Не допустили провала концерта также
директор ЦПКиО «Дубовый гай» Захаров В.А.,
бесплатно предоставивший концертную сцену,
и настоятель храма на Малом рынке о. Олег
Семенчук, оплативший оставшиеся расходы.

Грузили, монтировали сцену,
ксерокопировали и клеили афишки сами. И за
час до начала концерта еще искали по
близлежащим домам хоть кухонный стол для
звукорежиссерского пульта. Правильно
написала журналистка «Нашего времени
плюс» Ксения Прядун — в самом концерте
аппаратуру часто приходилось настраивать
между песнями и т. д. И было еще много
смешных недостатков в организации, о
которых логичней было бы не писать (по
крайней мере мне). Но все-таки мне кажется,
что лишь один, но главный недостаток был не
в нас, а в самом городе. Наверное, видеть не
глубину и красоту концерта, не то, что
Запорожье все же стало первым в Украине, а
недостатки — это признак «здорового
цинизма» общества. Вот я и следую этому
принципу, раскрывая, что концерт был
организован при совершенно смешном (обхохочешься!)
бюджете в 100 долларов четырьмя обычными
запорожскими пацанами, у которых к тому же
иногда банально не хватало денег даже на
проезд в городском транспорте по
организационным вопросам. Плохо, очень
плохо был сделан концерт, согласен.

Вот только не могу, в отличие, например, от
«НВ плюс», сказать то же самое о
музыкантах и зрителях. Может быть, еще нет
привычки у солистки «Мэри Джейн»
христосоваться по-православному, а может
быть просто от волнения кричала она не «Христос
Воскрес!», а как-то сектантски-фамильярно
«Иисус Воскрес!». А зрители, наверняка,
знают как надо отвечать, но в жизни, как
правило, стыдятся публично выражать
религиозные чувства. Но если бы все было по-другому,
то и этот концерт не нужен был бы, и собор
давно стоял бы. Я уверен, что все на площади
хотели все сделать как лучше, и знаю точно,
что музыканты играли хорошо, просто отлично.
И музыкальная часть удалась на славу.

Постскриптум

В Запорожье давно подшучивают над тем, что
Православная Церковь так медленно строит
Свято-Покровский собор. Один из
саркастических городских «апокрифов»
гласит, что когда будет достроен храм на
Анголенко — наступит конец света. Не знаю
как у ребят из «Нового напрямка», а у
меня после организации концерта что-то
пропало чувство юмора. Низкий поклон
строителям этой святыни, в том числе тем,
кто был в Светлое Христово Воскресенье на
рок-концерте перед запорожским цирком.
Христос Воскресе!

Источник:рассылка новостей
центра «Диалог»:sebis@inbox.ru
.

Добавить комментарий