О расколе (из последних бесед)

Из журнала “Новая Европа”,
декабрь 1992 г.

В феврале 1988 г. в Санкт-Петербурге
проходила одна из первых международных
научно-церковных конференций, посвященных
1000-летию Крещения Руси. В ней принимал
участие известный богослов, бывший тогда
ректором Свято-Владимирской духовной
академии в Нью-Йорке ныне покойный о. Иоанн
Мейендорф.

Русская Православная Церковь только-только
легализовалась; общество, движимое
смешанным чувством вины, раскаяния и
любопытства, авансом готово было признать
за нею всю полноту прав. Души были
распахнуты: ждали Слова…

Чем должна и чем могла ответить Церковь
таким ожиданиям? Ответ о. Иоанна не отражал
общей эйфории. Его выступление- одно из
самых ярких – касалось истории, но содержало
пророчества. Знаток и историк Церкви,
византолог-медиевист, он верил в силу и
убедительность исторического примера, он
знал, что «уроки прошлого» – не только
материал для учебников, но и живая ткань, из
которой каждый раз выкраиваются новые
аналогии.

Ниже предлагается фрагмент из доклада о.
Иоанна и записанное тогда же интервью с ним.
Фрагмент несет на себе следы полемики,
разгоревшейся на конференции вокруг
животрепещущего вопроса, который можно
было бы сформулировать так: что стоит на
пути между Церковью и верующим.

…Если вера и богослужение неразрывно
связаны, то эта связь должна быть живой,
питающей и веру, и людей… Народное
благочестие развивается иногда независимо
от церковного богословия, от Писания, от
церковного учительства, а тем самым – и от
церковного предания. Когда богослужение
застывает в непонятных ныне формах,
совершается на непонятном языке, отдает
предпочтение внешним неодухотворенным
правилам, то народ начинает прибегать к
кустарному творчеству, питаться
сентиментализмом, а то и вовсе уходит на
внецерковные, сектантские пути. Другая
психологическая и духовная опасность:
богослужебные реформы, проводимые сверху,
быть может, на вполне правильных
богословских принципах, но не находящие
народного отклика и доверия, не опирающиеся
на единство церковной власти и народного
благочестия,- такие реформы создают
атмосферу разлада и часто приводят к
расколу.

Еще одна опасность – вполне очевидная там,
где произошел разрыв между богословием и
благочестием, где богослужение больше не
питается живым преданием Церкви, – это
склероз литургических обычаев, отсутствие
понимания их смысла, вымышленные
символические толкования, направленные
лишь на то, что в оправдании как раз не
нуждается. Когда общество и культура
меняются, такие замороженные богослужения
перестают быть проводником истинной жизни…

Русская Церковь имела и имеет особый,
часто трагический опыт в этом отношении.

Несколько уроков прошлого. Если,
поставивши вопрос о возможности изменений
в богослужении, мы обратимся к истории
Русской Церкви, то в памяти сразу же
возникает раскол XVII века, и не только потому,
что он явился значительным событием в
преддверии петровских реформ, но и потому,
что он обнаружил некоторые черты, как
положительные, так и отрицательные,
типичные для русского православия того
времени. Ограничусь только вопросом о
богослужении как таковом.

Прежде всего можно заметить, что впервые в
истории христианства сам принцип
изменяемости богослужения как будто бы
оспаривался обеими сторонами, и
никонианами и раскольниками. Многие годы
они ощущали необходимость правки книг, но
они также были твердо уверены в том, что
существует незыблемый церковный устав,
принятый от Византии во времена
христианства. Расходились стороны только в
том, как лучше этот устав восстановить:
обращаясь ли к древним греческим и
славянским книгам или же следуя
современной практике греческой церкви. Ни
та, ни другая сторона не обладала
необходимыми знаниями и возможностью
проверять русскую практику по древним
образцам, и поэтому решение патриарха
Никона и царя исправлять книги по греческим
образцам, то есть по книгам, напечатанным в
Греции, часто не без латинских влияний, было
решением упрощенным, которое пришлось
навязывать силой. Если уж исправлять – то
именно и только так! Реакция старообрядцев
нам известна.

Но нововведения Никона были лишь
поправкой, а не настоящей реформой.
Удивительно то, что участники трагедии XVII
века, как никониане, так и староверы, не
имели представления о том, что не только
исправления, но и настоящая реформа
богослужения уже проводилась в прошлом в
истории Русской Церкви, не вызывая ни
сопротивления, ни раскола. Я говорю о
переменах, которые имели место в
богослужениях Константинопольской Церкви
в X и XI веках и, несомненно, отражались в
богослужениях на Руси. Сравнительно более
недавнее, в XIII-XIV веках принятие
Иерусалимского устава, а также известного
диадаксиса патриарха Филофея о совершении
литургии прошли на Руси вполне
безболезненно. Это были реформы куда более
значительные, чем правка, предпринятая при
Никоне. Видимо, во времена татарского ига, в
правление митрополита Киприана, когда
вводились реформы, между иерархией и
народом, между мирянами, государством и
Церковью существовала атмосфера
органического доверия, не было всех тех
духовных сомнений, страхов и внутренних
трагедий, которые оказались так характерны
для века XVII.

Действительно ли Москва – третий Рим? Не
колеблется ли православие из-за западного
влияния? Не являются ли греки агентами
иезуитов? Есть ли у нас ученые, способные
противостоять опасности, и если есть – то
кто они? Как и сам раскол, так и
последовавшие вскоре репрессии против
раскольников в значительной мере отражали
страх и странное чувство неуверенности и
собственной неполноценности. Совсем
пропало то органическое, естественное
соборное единство, которое так сильно было
на Руси в XIV-XV веках.

Интересно, что почти одновременно на
Украине митрополит Петр Могила также
произвел реформу, гораздо более
сомнительную по содержанию. Значительная
часть его требника была им сознательно
заимствована из латинского обряда и
отражала латинское схоластическое
богословие. А между тем реформа была
беспрекословно принята на Западной Украине,
а со временем широко использована при
издании богослужебных книг в Москве. В
Петра Могилу, видно, поверили как в
ревнителя православия, а в патриарха Никона
– нет…

Можно ли понять вас так, что сама по себе
реформа патриарха Никона была явлением
рядовым, но стала поводом для давно
зревшего общественного взрыва, последствия
которого и придали реформе исторический
масштаб?

Да, разумеется. Ведь только на
поверхностный взгляд может показаться, что
главное в расколе – спор о литургических
подробностях, о двуперстии или троеперстии.
Это был лишь предлог; по существу, русское
общество переживало глубокий духовный
кризис, потому раскол и стал трагедией как
для общества, так и для культуры. Это был
кризис идеи Москвы – третьего Рима, кризис
самоопределения Московской Руси. В истории
Русской церкви и в истории Церкви в
Западной Европе изменение литургического
обряда и церковных установлений всегда
проходило незаметно, без взрыва, потому что
было доверие между церковной властью и
массой верующих. В XVII веке на Руси оно уже
было подорвано, и первый же повод стал
поводом для раскола. Ощущая этот, как бы мы
сказали сейчас, «кризис доверия», патриарх
Никон и царь Алексей Михайлович вынуждены
были прибегать к насильственным методам, а
насилие, государственное насилие, всегда
есть признак слабости и неуверенности в
себе. Оно только подчеркнуло глубину спора
о природе русского общества и его
назначении. Старообрядцы ведь были
настоящими, последовательными
сторонниками идеи Москвы – третьего Рима,
это была идея апокалиптическая, идея
всемирного царства. Старообрядцы вообще
истолковывали время апокалиптически и были
убеждены, что Москва – последнее прибежище
истинной веры, истинного мироощущения – до
второго пришествия, с которым, собственно,
кончится история. Поэтому, как только
начешись реформы,- по их мнению, ни с того, ни
с сего, по примеру какой-то греческой церкви,-
они восприняли их как нарушение этой
главной идеи – о предназначении России, как
подтверждение начала конца истории.
Характерно, что потом они так же смотрели и
на реформы Петра.

Прошло три с половиной века, над Россией
пронеслось много духовных и политических
бурь, но ни одна из них не замела следов
раскола. Что оказалось исторически
непреодолимым?

По всей истории христианства видно, что
если уж расколы происходят – это надолго, их
последствия трудно излечить. Ведь
старообрядчество, движимое стремлением
достигнуть совершенства – и от
невозможности это сделать,- стало делиться
на дальнейшие толки, и это тоже признак
общего недоверия. Вообще думаю, что во всей
этой истории выразилась одна из черт
русской культуры – она есть и в
средневековой, и в современной русской
духовной культуре – это умение, тенденция
жить как бы одновременно в двух мирах, некий
дуализм по отношению к истории, манихейское
представление о том, что в этом мире все
несовершенно, но есть тайники души, откуда
исходит свет, где ощущается истина; они
свободны, независимы от исторического
процесса. Такое отношение к жизни
характерно для России, но в среде
старообрядцев оно было самодовлеющим. Это
прискорбно, потому что в итоге Русской
Церкви был нанесен огромный ущерб, ее
покинула почти треть состава, причем ушли
люди наиболее последовательные в вере,
готовые пострадать за свои убеждения. А
теплохладное большинство – оно, конечно,
осталось в официальной церкви, и именно
этим объясняется отсутствие сильного
сопротивления реформам Петра со стороны
Церкви,- а ведь Петр Церковь обезглавил,
упразднив патриархат, и превратил ее в
ведомство православного вероисповедания.

Дуалистическое мироощущение, о котором вы
говорите, часто объясняют внутренними
установками самого православия,
сформировавшего тип русского человека с
его пониманием личной ответственности
перед Богом, рефлектирующего, вечно ищущего
и вечно не находящего.

Как богослов, думаю, что это скорее
соблазн, привнесенный в православие, да и в
христианство вообще. Православие сохраняет
идею человеческой свободы и выбора, эта
идея никак не связана с дуализмом, это
мистическое ощущение свободы, почти не
понимаемое Западом, где принято считать,
что русские легко покоряются диктаторам,
тиранам, что у них нет демократической
совести и политического развития. В
последнем суждении есть, конечно, некоторая
доля правды, но ведь в самом главном: в вере,
в вопросах совести православный христианин
всегда сохранял чувство индивидуальной
ответственности. Это чувство не всегда
выражало себя в общественном плане, но ведь
русская история не очень способствовала
тому, чтобы общество или церковь обладали
творческой свободой. Так было только в
Древней Руси, но с ростом монархии, с ростом
Московского царства Церковь приручалась и
включалась в административный аппарат
государственности – еще до Петра. Петр этот
процесс только закрепил… Тем не менее,
русский человек сохранил внутреннюю
свободу, хотя выражать ее мог, в силу
обстоятельств, только в личном порядке.

Говорить о сохранении внутренней свободы
в условиях внешней деспотии можно, по-моему,
с известной долей условности.

Истинная свобода – это свобода духовная.
Личность человека, его совесть, восприятие
жизни связаны с духовным началом.
Естественно стремиться к внешней свободе –
и в личном существовании, и в общественной
жизни, но если свободы не существует в
общественной жизни, это не значит, что ее не
существует вообще. Личная, духовная свобода
– залог на будущее.

Вы говорите, что русская история мало
способствовала свободе церковного и
общественного творчества. Но история мало
кому вообще в этом способствовала. И тем не
менее, многие народы сохранили и себя, и
свою Церковь, и личную и общественную
свободы.

Я думаю, что вот в этом случае и виновато
манихейство, тот дуализм по отношению к
истории, который наслоился на православие,
но не присущ ему. В России, действительно,
совесть и свобода легко сдавали позиции в
общественном бытии и переходили в чисто
личную сферу. Об этом можно много говорить,
но вот что главное, как мне кажется: в России
не произошло двух событий, которые
определили судьбы Западной Европы, –
Ренессанса и Реформации. Россия перешла как
бы прямо из Средних веков в современность. Д.
С. Лихачев часто пишет о русском
предренессансе. Он прав: в XIV-XV веках русская
культура шла в сторону Ренессанса, но
окончательного разделения между религией и
культурой не произошло, этот разрыв был
произволен насильно при Петре. Но насильно –
совсем не то, что органично; народ в своем
вероощущении остался тем же, и, когда
произошла революция 17 года, абсолютно
секулярная по установкам, она наложилась –
не скажу на отсталость, было бы пошло так
говорить, это была форма существования
народа, – на эту форму. Вот эта форма
существования теперь сразу упразднялась.
Резали, таким образом, по живому. Но ничего
не умерло, в глубине все еще живо, и сейчас
мы стоим перед очень интересным моментом,
когда не знаешь, что и в какой форме может
ожить. Но я думаю, я уверен, что в русской
культуре, в русском обществе есть
определенная духовная потенция,- ведь идея
автономии культуры есть понятие ложное, не
соответствующее пи природе человека, ни
природе культуры. Противоречия между
религией и культурой начинаются тогда,
когда культура отделяется от религии либо
интеллектуально, либо нравственно. Конечно,
плохо, когда религия отождествляется с
определенным институтом и становится
своего рода тиранией – вспомните инквизицию,
когда религия превращается в вариант
тоталитарной идеологии. Но разрыв с
религией не идет на пользу культуре.
Обратите внимание, что вся секулярная
культура Запада оказалась в тупике, Западу
не к чему вернуться, корни очень сильно
обрублены. Христианские корни. А Россия, как
это ни парадоксально, несмотря на всю
пережитую трагедию, своп корни сохранила.

Это умозрительный вывод или практическое
наблюдение?

И то, и другое. Вся русская литература XIX
века была христианской, я имею в виду,
конечно, не строго православный смысл.
Державин, Пушкин, Достоевский, Толстой,
Пастернак, Ахматова… Эта литература куда
более христианская, чем английская или
французская того же времени. И эта культура
сейчас живет среди вашей молодежи. В
отличие от английских авторов XIX века,
которых все изучают в школе, но никто не
читает, и Толстого, и Ахматову в России и
читают, и любят.

Как вы думаете, почему? Не потому ли, что
все еще продолжается неоконченный спор о
смысле и назначении русского общества и
человека?

Наверное, поэтому. Хотя боюсь, что вместе
со старым спором вернется опасность
прежнего дуализма, желание убежать от
истории. Но я надеюсь, что и Русская Церковь,
и русская интеллигенция, которая к идее
тайников души очень расположена, не забудут,
что у жизни есть социальное измерение. Я
думаю, что русской интеллигенции сейчас
очень полезно было бы читать Георгия
Петровича Федотова. Он считал себя
представителем социально-христианской
доктрины, и в его сборнике «Новый град», и в
отдельных статьях эта доктрина ясно
выражена. Параллельно он ведь занимался и
духовной историей России, в частности,
русскими святыми, и в замечательной книге «Святые
древней Руси» (она вышла в двух томах, в
расширенном варианте на английском языке)
показал, что в старом русском христианстве
та идея, о которой мы говорим, идея
социальной справедливости была немыслима
как система, как идеология, она проявляла
себя лишь в личном выражении. Поэтому
святые и были образцом христианского
поведения. Федотов – единственный известный
мне автор, который создал свой жанр – жанр
современной агиологии. Из всего, что сейчас
нужно было бы перечитать, эта книга была бы
наиболее полезной…

Как вам кажется, сможет ли Русская Церковь
ответить духовной ностальгии общества?

Она должна. Она обязана! Теперь Церковь
непременно должна пойти вместе с обществом.
Руководители Русской Церкви любят говорить,
что они всегда с народом, теперь есть
реальная возможность это показать. Церковь
должна обрести новое дыхание, найти новые
пути – прежде всего в области духовного
образования, обучения, – до сих пор у Церкви
такой возможности не было. Ей необходимы
интеллектуальные вожди, которые смогли бы
увлечь молодежь; они есть, я даже знаком с
некоторыми. Учительство – долг Церкви, а не
только литургическое богослужение. Долг
этот она, в силу обстоятельств, длительное
время не исполняла, пребывая в
искусственном состоянии. Но и в
литургическом богослужении упорство, с
каким Церковь держится за непонятный
верующим церковно-славянский язык, я считаю
ошибкой. Я понимаю, что в течение многих лет
литургическая жизнь – единственное, что
оставалось Церкви, и понимаю ее
эмоциональную приверженность старине. Но в
некоторых приходах такое упорство уже
превратило Церковь в монополию старушек. В
этом вопросе что-то непременно должно
измениться…

Беседу вела Ирма Мамаладзе

Цей запис має один коментар

  1. arnold

    I’d like to know if Mrs.Irma Mamaldze
    ever lived in Tbilisi and happened to be
    aquainted with Alik from Minsk.

Залишити відповідь