6 октября в Москве завершило работу очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Некоторые из журналов заседания Синода вызвали в Украине недоумение. Так, в журналах №97 и 98 говорится о том, что Патриарх Кирилл сообщил членам Синода о своих визитах в епархии Русской Православной Церкви. Среди этих епархий указаны не только епархии, располагающиеся на территории Российской Федерации, но и епархии Крымская, Киевская, Луганская и Черновицкая. В связи с этим на официальном сайте УПЦ КП появилась небольшая заметка Сергея Сидоренко, в которой автор отмечает: «Хотелось бы напомнить, что юридически не существует ни Крымской, ни Киевской, ни Луганской, ни Черновицкой епархий Русской Православной Церкви! Это епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), которая в целом, как структура с правами широкой автономии, а не по частям, входит в состав Московского Патриархата. Поэтому использование в официальном документе Священного Синода РПЦ подобных формулировок следует расценивать не иначе, как формальное отрицание существования автономной структуры УПЦ МП. Или же это ляп готовивших документы».
В журнале Синода № 98 сообщается о визите «в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Грузинской Православной Церкви» патриарха-католикоса Илии II. Реально же патриарх Илия летом 2011 года посетил Киев, а вовсе не Русскую Православную Церковь. Сергей Сидоренко делает вывод: «Годами УПЦ МП старается убедить украинское общество, что она – именно Украинская Церковь, а не филиал РПЦ в Украине. В то же время Киевский патриархат постоянно утверждал обратное. И неожиданно получил союзника в лице Патриарха Кирилла, который от визита к визиту, от документа к документу старательно пытается доказать, что на самом деле УПЦ МП – не более чем епархии Русской Церкви».
Действительно, с канонической точки зрения епархии, расположенные на территории Украины, являются административными единицами Украинской Православной Церкви. Они учреждаются Синодом УПЦ, также УПЦ самостоятельно решает вопросы об установлении границ епархий, назначении и смещении епархиальных архиереев. Интересно, что ровно год назад на заседании Священного Синода в Москве 6 октября 2010 года, Патриарх Кирилл сделал два сообщения, одно было посвящено его визиту в Украину в июле 2010 года, а второе касалось его визитов в епархии Русской Православной Церкви. Таким образом, еще год назад Московская Патриархия не считала украинские церковно-административные центры «епархиями Русской Православной Церкви». В 2011 году ситуация изменилась. Теперь украинские епархии никак не выделяются из общего списка епархий РПЦ. Каким будет следующий шаг на пути ограничения автономных прав УПЦ?
ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя данную заметку Глеба Коваленко, мы все же пребываем в надежде, что тексты журналов заседания Священного Синода РПЦ составлены так не намеренно, но по недосмотру тех, кто готовил документы. Вероятно, данное недоумение объясняется простым недосмотром, оплошностью сотрудников канцелярии, для которых все епархии Московского Патриархата, в том числе находящиеся в составе Автономных и Самоуправляемых Церквей, представляются епархиями Русской Православной Церкви. В конце концов, и не очень давняя история с дорисованными в Фотошопе людьми на снимке патриаршей литургии на площади Свободы в Харькове объяснялась не злым умыслом, а всего лишь оплошностью сотрудника…
Пока Блаженнейший будет болеть, то по моему так и будет. но, движение и воля Украины к самостоятельной церкви уже неостановима. Повеет новый ветер перемен, ослабеет патриарх Кирилл(а ослабеет еще и как! неумолимый бег времени не щадит никого) и станет злободневным украинский вопрос самостоятельности, не только политической, но и духовный. Так есть
Я “прошу прощения”, что напоминаю христианам слова Христа: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9. 35). В последнее время складывается впечатление, что цитируя Священное Писание следует извиняться. Но, смею напомнить, что для христиан это Первоисточник. И если Христос сказал, что не важно на каком месте в Диптихах стоит Поместная Церковь, у кого какой статус во Вселенском Православии, то это именно так и не иначе. А важнейшей задачей КАЖДОЙ Церкви есть наиболее полное ЯВЛЕНИЕ Христа миру. По этому подобные пассажи и С. Сидоренко, и Г. Коваленко просто несерьезны… Очень жаль, что такие вопросы мы, православные христиане, поднимаем…