Зачем нужна Церковь? По следам конференции в Бердянске

Фраза «богословская конференция» чаще всего навевает скуку. Сразу представляется много торжественных мероприятий, официальных речей. В небольшом курортном городке Бердянске на берегу Азовского моря все было не так. 30 и 31 августа там собрались украинские и российские богословы на V-ю конференцию «Бердянские чтения». В этот раз темой встречи была «Миссия Церкви: взгляд через века». В очередной раз убеждаешься: чем дальше от центра и официальных мероприятий, тем интереснее.

Кому и зачем нужны такие мероприятия, как богословские конференции? Прежде всего, самим христианам. Точнее – наиболее активным христианам: священникам и мирянам, принимающим деятельное участие в жизни Церкви.

Без общения с единоверцами вера постепенно превращается в «православие, как я его понимаю». В современном мире, переполненном информационными потоками, обмен мнениями и дискуссия между верующими нужны как воздух. Иначе христианин рискует сбиться с пути и вместо Царства Христова пытаться достичь какую-то иную цель, пусть и околорелигиозную. Например – восстановить утерянную империю, или любой ценой построить свою национальную конфессию, или теологически доказать необходимость отказа от паспортов или мобильной связи.

Поэтому тема нынешних Бердянских чтений – «Миссия Церкви. Взгляд через века» оказалась актуальней многих других проблем, которым православные СМИ уделяют внимание (официальные визиты иерархов, дискуссии о том, можно ли духовенству пользоваться дорогими автомобилями, как проводить тот или иной пост и т.д.).В самом деле – зачем нужна Церковь? Для улучшения нравов общества? Для того, чтобы максимальное количество людей стало верующими? Если да, то почему верующих не становится больше, а количество православных социальных проектов все еще незначительно?

Первый вариант ответа – Церковь как организация

Один из самых содержательных докладов на конференции «Бердянские чтения» представил иерей Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он подробно рассказал о том, как по-разному миссию церкви понимали митрополит Сергий Страгородский и новомученики, отказавшиеся идти на уступки большевикам.

Идея владыки Сергия состояла в том, чтобы ценой компромиссов и сделок с совестью попытаться сохранить Церковь как земную организацию с ее бюрократическим аппаратом. На что ему многие новомученики указывали: не вы спасете Церковь, а Церковь спасает вас.

Сотрудничество, хоть и формальное, с НКВД, не спасло Церковь от дальнейшего разгрома. С 1927 г., когда владыка Сергий подписал печально известную «Декларацию», и до начала войны преследования и уничтожение верующих продолжались. Фактически митрополит Сергий искажено понимал миссию Церкви.

Конечно, не только это стало основной причиной церковного конформизма, вошедшего в историю под термином «сергианство». Но самое ужасное было в том, что митрополит Сергий пытался построить целую богословскую теорию на собственном малодушии.

Второй вариант ответа – миссия мирян

Что делает Церковь для снижения ненависти, для улучшения нравственности? Задавая такая вопросы, обычно смотрят на деятельность священников или архиереев. Ведь именно они и есть Церковь – так, по крайней мере, представляется большинству. Но миряне – это не просто люди, которых нужно «окормлять» и куда-то вести. В истории Церкви множество случаев, когда именно миссии простых мирян приводили ко Христу целые народы.

Яркие примеры такой мирянской деятельности привел в своем докладе историк Александр Дворкин, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Святая равноапостольная Нина – просветительница Грузии, святой Григорий Великий – просветитель Армении, святой Фрументий, половший начало христианству в Эфиопии.

Все эти люди не работали в синодальных отделах или комиссиях по вопросам развития миссии. Они были простыми мирянами, искренне любившими Христа и желающими поделиться этой радостью с ближними. Именно их подвиг изменил историю.

Третий вариант ответа – Церковь как организм

«Бердянские чтения» продолжались два дня – 30 и 31 августа 2011 г. Многие доклады сопровождались интересными дискуссиями. Например – выступление известного писателя протоиерея Александра Торика, автора серии миссионерских повестей «Флавиан».

Или яркое выступление священника Вадима Семчука, руководителя Православного Центра просветительства и педагогики Владимир-Волынской епархии УПЦ.Активное участие в этих дискуссиях принимал и организатор этого форума – протоиерей Олег Николаев, настоятель Свято-Троицкого храма Бердянска. По его мысли, миссия Церкви вовсе не в том, чтобы как можно больше заниматься миссионерской или социальной деятельностью – строить дома престарелых или сиротские приюты.

Это тоже должно быть в Церкви, но ее главная задача – изменить человека, соединить его с Богом. Церковь не снижает преступность, а устраняет ее причины. Можно построить сотни домов престарелых, а можно воспитать такого христианина, которому в голову не придет бросать своих постаревших родителей. Можно организовывать акции против абортов, а можно просто строить счастливую христианскую семью, которая сама по себе будет опровергать стереотип «зачем плодить нищету».

Первый день конференции завершился круглым столом, за которым участники обсудили проблемы современного православного книгоиздания. Директор симферопольского издательства «Родное слово» Владимир Шпатаков рассказал о том, как изменилась эта отрасль за последние 10 -15 лет. Если в середине 1990-х самыми популярными книгами были «Россия перед вторым пришествием» и подобные околоцерковные «страшилки», то теперь люди предпочитают более серьезную литературу.Свой взгляд на рынок православной книги представил Денис Васильев, представитель киевского издательства «Послушник». По его мнению, представление россиян об украинском рынке православной книги как сплошном царстве книжных «пиратов», уже отходят в прошлое. Во-первых, сами пираты не платят гонорары авторам не из злого умысла, а по привычке. В 1990-е годы, когда православной литературы катастрофически не хватало, никто не переживал о соблюдении авторских прав. Спрос во много раз превышал предложение. Сейчас пиратские издатели далеко не всегда действуют нагло.

Денис Васильев привел пример из собственной практики. Когда его издательство указало пиратам на недопустимость издания книг митрополита Антония Сурожского, правами на которые располагали другие компании, пиратский выпуск его книг был прекращен. Руководитель российского издательства «Лепта» Алексей Головин отметил необходимость и важность проведения подобных встреч, которые, по его словам, и являют реальную жизнь нашей Церкви.Однако главной проблемой этой отрасли остается инертность представителей духовенства. Часто пастырей мало беспокоит качество литературы, которую читают прихожане. Участники конференции привели пример крупной епархии УПЦ, на территории которой представлено мизерное количество литературы. Эта же инертность служит серьезным препятствием миссии в других направлениях.

По мнению одного из организаторов конференции, протоиерея Олега Николаева, в церковной среде пора обсуждать не проблемы миссии, а то, что делать сантимиссией. Официальные церковные мероприятия по поводу тех или иных событий, постоянное празднование каких-то юбилеев создают обманчивое впечатление о Церкви. Якобы Церковь возрождается. Однако общество остается далеким от христианской системы ценностей. Как и накануне 1917 года, люди крещены, но не просвещены.

«Извлекли ли мы какие-то уроки из катастрофы, постигшей нашу Церковь в результате революции?» – спрашивал зал отец Олег. Этот вопрос звучал риторически.

Православие и мир

Залишити відповідь