Нашествие «нерукотворных образов»

Кажется, что нездоровая тяга к чудесам в последние годы переходит все мыслимые и немыслимые рамки. Очередным искушением для верующих стало обилие «нерукотворных образов».

Примеров довольно много, тем более, что не только желтая пресса любит всяческие «аномальные явления», но и более серьезные издания не гнушаются писать о подобного рода «чудесах».

Весьма известен случай, произошедший в Полтавской области. Речь о так называемом «явлении» образа Богородицы на срезе груши. Пару лет назад некто Руслан Литовченко решил срезать ветку груши во дворе собственного дома, которая разрослась в сторону соседей. После того, как ветка была срезана, на срезе проявилось (как считает г-н Литовченко) изображение Богородицы.

И понеслось…

С первого же дня к «чудотворной» груше стали стягиваться посетители и паломники. Потом паломники стали нести пожертвования, стоящий рядом колодец тоже стал «чудотворным». А закончилось всё весьма неприличным скандалом. Хозяин «святой груши» не поделил пожертвования с местным духовенством, которое ничтоже сумняшеся признало «чудо».

И таких случаев масса. В  селе Журавкив Львовской области Богородица «явилась» на пне. Также на стволе дерева увидели Богородицу в селе Брынь Галицкого района Ивано-Франковской области. В Одесском же санатории смогли «разглядеть» Христа на коре тополя.

Бывают ещё более курьёзные «явления». Образы Спасителя и Богородицы «проявляются» на штукатурке сельского клуба (село Шиловцы Хотинский район Черновицкой области). Или на стене жилого дома в виде уже осыпавшейся штукатурки (посёлок Винники под Львовом). Или на обшитой кровельным железом стене одного из цехов предприятия, занимающегося переработкой древесины (поселок Великий Березный, Закарпатье).

Перечислять примеры таких «явлений» можно бесконечно, поскольку в последние несколько лет подобный феномен наблюдается почти во всех областях Украины. Можно даже сказать, что он приобретает массовость. И Украиной всё не ограничивается. Точно так же, например, Христа «видели» в Беларуси в листьях дерева. А в России Спас «проявляется» на камнях и даже на песке, на пляже…

Но у всех этих случаев есть некоторые общие черты, которые стоит отметить

Во-первых, все эти «святые изображения» очень расплывчаты, чтобы разглядеть там Христа или Богородицу, нужно отчаянно напрягать зрение и фантазию, хотя в этих пятнах можно разглядеть практически всё, что угодно.

Об этом говорят и сами верующие в чудо: «Каждый наблюдает Марию по-разному [речь о Богородице на пне]. Например, отец Ярослав из села Бережница разглядел за Богородицей еще и мужскую фигуру в темной одежде, обнимающую Ее и маленького Иисуса у Нее на руках».

Если же скептик не может увидеть «чудо», ему говорят, что «это способен увидеть не каждый» или ещё проще: «увидеть может лишь человек с чистым сердцем» и т.д. На это возразить трудно.

Церкви, конечно, известны действительно подлинные нерукотворные образы. Но это довольно редкое явление, и всегда нерукотворный образ проявлен довольно четко. Как тут не вспомнить отпечатавшийся на стекле образ Богородицы в киевском Свято-Введенском монастыре (икона Божией Матери «Призри на смирение»). Там, в отличие от упомянутых нами случаев, отпечаток не оставляет ни малейшего сомнения, что это именно Богородица.

Во-вторых, «явления» в большинстве случаев появляются в сельской местности, где, к сожалению, традиционная религиозность плотно переплетается с народными верованиями, уходящими корнями в древнее язычество.

В-третьих, можно отметить, что часто в оценке происходящего чётко просматриваются оккультные корни. Часто можно услышать, что, «как правило, чудеса происходят в местах необычных, в местах, что имеют сильную энергетику» (самое неприятное, что эти слова принадлежат представителю духовенства).

Реакция самого духовенства на подобные «чудеса» тоже бывает далекой от трезвомыслия.  «Чудеса» признаются сразу, без какого-либо рассмотрения. Нередко, ещё до выводов официальной Богословско-канонической комиссии (если она вообще проводится) сразу же на месте явления служится молебен, а чуть позже появляется некий пункт для сбора пожертвований.

Конечно, нельзя все свести к банальной наживе – часто сами священники искренне верят в «чудо». И в этой ситуации трудно понять, что хуже.

Православная традиция всегда учит осторожно относиться к визионерству и всяким необычным явлениям. Даже если есть действительное несомненное нерукотворное изображение, это ещё не факт, что оно от Бога. Ладно бы речь шла о некоем явлении конкретного образа, но здесь мы говорим просто о сомнительном наборе пятен, которые можно трактовать как угодно, в зависимости от буйства воображения.

Стоит также, наверное, задуматься над тем, что такой феномен наблюдается не только в нашем «народе-богоносце».

Страницы западной прессы в колонке «курьезы» просто пестрят подобными происшествиями:

«Изображение Иисуса Христа было обнаружено 26-летним помощником продавца из Саутгемптона Заком Эвансом в интернете – на увеличенной карте одного из сельских районов Венгрии, полученной им с помощью сайта GoogleEarth»;

«Иисуса Христа “узрела” Мэри Джо Коуди – 44-летняя британская католичка, недавно оформившая развод с мужем. Она переживала непростой период, когда неожиданно получила “помощь свыше”: на рабочей поверхности ее утюга появилось изображение Иисуса Христа»;

«американская домохозяйка Диана Дайзернаткусила свой бутерброд и увидела лик Девы Марии. Домохозяйка заработала на этом 28 тыс. долларов»;

«бакалейный магазин в городке Мортон на западе Техаса превратился в место массового паломничества верующих. Местные жители увидели в одном из наростов льда в магазинном холодильнике… статую Божьей Матери»;

«огромный поток верующих и любопытных с цветами и свечами устремился в тоннель скоростной Чикагской автомагистрали, на стене которой, как многие верили, появилось изображение Девы Марии»;

«тысячи людей шли к больнице близ Бостона (штат Массачусетс), чтобы своими глазами увидеть «чудесный» образ Девы Марии, отразившийся на стекле офисного здания госпиталя».

И, наверное, самый дикий случай: «На деревянной двери туалета шведского магазина мебели и фурнитуры IKEA, расположенного в шотландском Глазго, неожиданно для сотрудников и покупателей проявился лик Иисуса Христа».

Сильно ли отличаются отечественные «явления» от зарубежных?

Стоит также напомнить, что икона (рукотворная ли, нерукотворная) есть образ Божий, который отображает Первообраз. Но если он отображает не первообраз, а некую неведомую бесформенную сущность, он не может быть иконой по определению.

Причина всех этих «явлений» в тотальной духовной неграмотности как мирян, так и некоторых представителей Церкви (и здесь не стоит переводить стрелки с одной конфессии на другую – такая духовная всеядность, как и корыстолюбие, наличествует у всех). Люди жаждут чудес, но при этом пропускают главное Чудо, происходящее каждый день в Таинстве Евхаристии. А эти ложные чудеса не приводят людей к Богу и в Церковь, они оставляют человека на задворках полноценной христианской жизни, в мутном омуте полуязыческой полуоккультной суеверной среды.

Чего стоит наша вера, если нам мало чуда Евхаристии, и мы ищем подкрепления оной в пятнах на стенах, на пнях и коре? Не к нам ли, в таком случае, обращены слова Спасителя: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…»?

Под конец, галерея “нерукотворных” образов:


“Образ” Богородицы на груше, вскоре после “явления”


Он же, сейчас


Пень в селе Журавкив


Дерево в селе Брынь


“Христос” из одесского санатория


“Христос” и “Богородица” на стене сельского клуба


Стенопоклонничество


Ещё одно стенопоклонничество во львовском посёлке Винники


“Христос” на стене закарпатского цеха


“Богородица” на пляже в Нижегородской области

Православие в Украине

Цей запис має 7 коментар(-ів)

  1. AL

    Статья оч.правильная. Меня, как православного, тоже давно смущает серьезное отношение ко всяким дутым чудесам с пеньками, побежалостью на стеклах, бликами, фотоснимками против света и проч.дурью. Несколько озадачивала необъяснимость белесых отпечатков на стеклах киотов (у нас в Пскове тоже есть такой феномен). Благодарность Игумену за подробное объяснение этого явления.

  2. Dimitrios

    Игумену.
    “Вообще-то мой коментарий был бы важен для автора статьи”.
    Я и есть автор и мне это интересно.

  3. igumen

    Dimitriusu. Вообще-то мой коментарий был бы важен для автора статьи.
    Мне очень жаль, если я кого-то введу в смущение неосторожным сообщением об обычном физико-химическом процессе. Дело в том, что я неоднократно встречался с феноменом отображения изображения на стекле. Не только икон.
    Причём иконы, писанные яичной темперой очень слабо отображались, а живописные в технике масла были яркими и контрастными. Ещё в 80-х годах в Гусь- Хрустальном Владимирской области я некоторое время работал на стеклозаводе и там впервые узнал об особенности стекла притягивать молекулы свинца. Причём, это характерно для стекла хорошего качества. Лучше всего притягивает свинец стекло качества хрусталя.
    Позже, общаясь с реставратарами Третьяковской галереи я узнал почему в музеях отсутствуют стёкла на многих живописных работах: стекло тускнеет от свинцовых белил и его часто надо менять.
    В девяностых я служил в селе под Киевом и заметил, что в большинстве хат старые иконы смотряться грязно под стеклом. Я пробовал их протирать. Присмотревшись, я увидел, что они отразились на стекле и от этого серость свинца стала скрывать красочность живописи. А у одной старушки развалился киот в иконе и стекло поставили в новый прежнее, но развернули и получилось, что отображение иконы (помниться Троицы “Новозаветной”) изобразилось дважды, но в разную сторону. Также я видел на стекле отражённый портрет Шевченко и даже Ворошилова, написанного, видимо местным самоучкой в 50-х годах 20-го века. Потому я вынужден был для автора написать по личному опыту поправку для последующих статей. Но, увы, как всегда журналисты превращают даже здравые рассуждения в сенсационный материал. Я к этому не стремился и каюсь, что вообще сюда написал коментарий.

  4. Dimitrios

    Игумену.
    Было бы недурно, если бы Вы привели конкретную ссылку на исследования в данной области.
    Поскольку, цинковые белила поступили в массовое производство уже в середине XIX века.
    Далее, многие живописные масляные произведения также закрыты стеклом в музеях, однако такой феномен у искусствоведов не упоминается. Потому всегда в таких случаях важны точные ссылки на источник информации.

  5. Позаминулого літа у селі Рудники Волинської єпархії знайшли хрести на гарбузах!Одразу масове паломництво,і “розкрутка”,адже гарбузи були на полі прихожанки “канонічної” церкви.Гарбузи урочисто,майже із хресним ходом,віднесли до церкви для поклоніння.Хоча всім у очі кидалося штучність “чуда”(часто в дитинстві малювали хатки на гарбузі і коли виростав плід збільшувався і малюнок) проте заперечити ніхто не брався боячись епітетів на кшалт “уніят” від Високопреосвященнійшого…Коли на сайті сусідньої єпархії спробували тверезо підійти до події ,то отримали по шиї від сусіднього Високопреосвященного через свого просто Преосвященного і зняли допис.
    Пізніше гарбузи у церкві загнилися і… смерділи.Іх,мабуть, спалили і попіл викинули у річку-це я точно не знаю.

  6. igumen

    Вообще-то, с иконой “Призри на смирение” тоже особого чуда не наблюдается, скорее “феномен”. Дело в том, что это необчное явление, но не сверхестественное. Вся проблемма в краске и стекле.
    В 19, нач. 20 веков повсеместно использовали белила свинцовые, а не цинковые, как сегодня. А стекло имеет важнейшим компонентом также свинец и у него присутсвует свойство притягивать молекулы свинца. Присходит реакция “перераспределения” тонов, когда свинец заполняет другое пространство на стекле, не находящееся прямо напротив самих белил. Потому нередко можно видеть подобный феномен, когда стекло располагается близко к изображению, и на нём “отпечатывается” в позитиве серо- прозрачное изображение объекта, писаного с белилами свинцовыми. Никогда не бывает цветного изображения, но всегда серо- прозрачное. Причём слои лака непрепятствуют реакции, поскольку действует сила магнетизма. Вообще-то реставратарам этот феномен хорошо известен. И очень жаль, что его объявили чудом.

Залишити відповідь