Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Журнал «Камо грядеши» > Выпуск №2 (18) от 04.2002 > О современной «православной прессе»

Выпуск №2 (18) от 04.2002

О современной «православной прессе»


Не секрет, что в наше время выпускать периодическое издание не сложно — было бы время, желание и необходимые материальные ресурсы. Мы сегодня являемся свидетелями появления множества новых печатных и электронных изданий, создатели которых декларируют свою принадлежность к Православной Церкви. Что ж, выпускать православную газету или сайт — дело, несомненно, благое, но и требующее величайшей ответственности. Ведь по изданию, на котором написано, что оно — «православное», будут судить о Церкви внешние, и многие верующие раскроют такую газету в надежде приобщиться к сокровищам православной мысли и опыта. К сожалению, мы видим сегодня не только хорошие примеры. Наряду с  качественной православной периодикой есть и прямо душевредные, порочащие Православие издания, авторы которых проповедуют неповиновение церковным властям, призывают бояться ИНН, распространяют басни о неких «старцах» и «матушках», слова и деяния которых идут вразрез с православной традицией и современными соборными и синодальными определениями. Что ж, дело читателя — выбор. О том, как не захлебнуться в море современной псевдоправославной периодики, говорит автор следующей проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Главный герой одной широко известной веселой и вместе с тем чрезвычайно печальной повести говорит своему коллеге: «Дорогой мой, никогда не читайте советских газет перед обедом!» Теперь уж и советских газет нет, а есть совсем другие, даже православные газеты есть, «православные» в том смысле, что они сами себя так называют, а все еще не потерял актуальности этот призыв — не читать газет.

Вот я тут открыл одну из тех, что считают себя православными и прочитал на свою беду от доски до доски. А прочитавши, впал в тяжелое уныние и тоску. Да и было от чего! Из восьмидесяти пяти малых и больших заметок и статей в этой газете семьдесят повествуют о негативных фактах: о врагах православной веры, о сектантах и раскольниках, о царящем вокруг разврате, о разгуле страстей человеческих. Это в общем не удивительно, на то она и газета, чтобы писать про всякие ужасы. Если публикации в ней будет только о хорошем, о добром — кто ж ее читать станет.

Газета — такой же товар, как и все прочие, и на рынке товаров и услуг с ней конкурируют другие, подобные ей газеты. Поэтому журналистский коллектив любого средства массовой информации старается завоевать своего читателя, сделать так, чтобы читателей этих было как можно больше, чтобы большее количество людей покупало эти несколько листков бумаги. Иными словами, люди, которые делают газету изо всех сил стараются заинтересовать, заинтриговать нас. Газеты светские добиваются этого своими способами, рассказывая читателям различные сплетни, в изобилии публикуя разоблачительные материалы, грязные подробности частной жизни известных людей, сладострастно смакуя криминальную хронику. Так называемые «церковные» газеты в свою очередь стараются привлечь читателей своеобразными «страшилками». И вот прочитает человек такую «православную» газету, почувствует себя со всех сторон окруженным врагами, единственным праведником на всей нашей земле. Нет, пожалуй, не единственным, а еще и в компании с журналистами этой газеты. Ну как тут не впасть в отчаяние, как тут не унывать, а самое главное, как тут не возопить словами фарисейскими: «Благодарю Тебя, Боже мой, что я не как прочие грешники, или как вон тот мытарь…»

Этого-то и хочет от нас враг нашего спасения, враг рода человеческого! Он хочет, чтобы мы, каждый из нас, выделили себя из этого рода, из этого народа, чтобы мы обособились от других людей с горделивой мыслью: «Я — лучше! Я право имею судить и осудить других людей, потому что я — не как тот мытарь, я — лучше!»

Все наше несчастье заключается в одной печальной ошибке: как и фарисей в сегодняшней евангельской притче, вместо того, чтобы сравнивать себя с Законом Божиим, мы сравниваем себя с другими людьми. И за этим лукавым сравнением перестаем видеть свой собственный долг перед Богом, зато ярко, объемно видим грех нашего брата.

Фарисея губит и отдаляет от Бога одно очень распространенное и среди нас убеждение: ему, как подчас и нам, кажется, что стать угодным Богу, стать святым, спастись от вечной погибели можно всего лишь строго выполняя определенные правила — поститься, вовремя ходить в храм Божий, ставить свечи, то есть приносить Богу жертву, и вообще «жить по закону», так, как живет фарисей. Ведь он знает закон и старается безукоризненно выполнять его. Фарисей забыл, что Закон — не цель, а средство. А цель — Любовь! Цель — Бог! Цель — возвращение к Богу, обожение, Царство Небесное!

Господь не упрекает фарисея за невыполнение Закона, но почему-то говорит, о том, что более оправданным вышел из храма неключимый грешник — мытарь. И понятно, почему: Иисус Христос прямо указывает нам: «Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»(Лк.18.14) По большому счету самодовольному фарисею не нужен Спаситель, он и сам, как ему кажется, способен спасти себя. Для фарисея достаточно самого Закона, о Боге он уже не думает.

Вот почему так опасно для обычного грешного человека, каким, без сомнения, является и евангельский фарисей и каждый из нас, вот почему опасно созерцание чужих грехов — оно создает пагубную иллюзию собственного превосходства. Если простой, самый обыкновенный человек, не взысканный от Бога никакими особенными талантами, не подверженный, к счастью, никаким особенным страстям, если такой человек, каких, слава Богу, большинство на белом свете, вглядится в изысканные мерзости современной цивилизации, ему, бедняге, и впрямь может вдруг показаться, что мир с ума сошел, а он сам посреди этого мира — единственный праведник. А, стало быть, не себя человеку совершенствовать надо, не о своих грехах плакать, но негодовать на всех грешников разом, но бороться с несовершенством и грехом всего мира.

И идет такой начитавшийся так называемых «православных» газет человек на митинги протеста, участвует в демонстрациях и голодовках, борется с безбожниками, греховодниками, еретиками, постепенно забывая, что Бог на Суде спросит его не о том, скольких негодяев он обличил, а о том, как он сам каялся.

Скоро пост. Скоро время, когда мы усиленно будем просить у Бога словами преподобного Ефрема Сирина, чтобы Господь милосердный «дал нам зрети свои прегрешения и не осуждати брата своего.» Каждый из нас, кто хоть когда-нибудь пытался это делать, знает, как это нелегко. Давайте же будем помнить, что не пощение само по себе, а его результат является нашей конечной целью. Давайте будем помнить, что мир, лежащий во зле, не станет ни на йоту лучше, если каждый из нас не попытается победить зло в себе. Аминь.

Проповеди о. Сергея Ганьковского

Храм святителя Владимира, митрополита Киевского в городе Королеве Московской области

Дата публикации: 28.09.2003