“Необходимо увидеть и показать другим истину Православия…”

15 декабря 2001 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Его Святейшество обратился к собравшимся с традиционным докладом, посвященным подведению итогов приходской жизни за истекший год и обсуждению накопившихся проблем. Проблемы церковной жизни, на которые обратил внимание Святейший Патриарх, характерны для Православной Церкви на всей территории СНГ, и потому украинскому читателю будет весьма полезно ознакомиться с мыслями Патриарха Алексия по этому поводу.

Минуло десять лет свободного существования Церкви на территории нашего отечества. Причем надо особо отметить, что по некоторым позициям независимость от государства церковной жизни в наши дни не имеет аналогов в тысячелетней истории Русской Православной Церкви. Но это не значит, что Церковь как институт должна абстрагироваться от государства и жить в изоляции. <…> Конечно, новые исторические реалии нуждаются в богословском осмыслении и разработке новых механизмов этого взаимодействия, в анализе десятилетнего опыта церковного строительства в новых условиях и оценке перспектив его дальнейшего развития и совершенствования.

Главная наша проблема состоит в том, что в период семидесятилетних гонений Церковь не только лишилась сотен епископов, сотен тысяч священников и монахов, церковных учителей и профессоров, но и своего золотого фонда — ответственной церковной общественности. Надо ли говорить об утрате всего имущества, святынь, самой возможности нести слово Божие людям, совершать дела милосердия? <…>

Испытание свободой для людей, выросших в условиях ее ограничения, порой не менее психологически и духовно трудно, чем другие жизненные испытания. Человек, привыкший действовать в строго отведенном пространстве, не может быстро переключиться на новые условия. Нечто подобное испытывают ныне все церковные люди. С одной стороны, небывалый за всю историю христианства рост монастырей и открытие новых приходов, появление новых церковных учебных заведений, возрождение церковного пения, иконописи, архитектуры, с другой — полная неподготовленность к таким изменениям не только мирян, но и священнослужителей, нехватка кадров духовенства, преподавателей Духовных школ; растерянность перед огромным валом людей, ищущих дорогу к храму. Видимо, в этом есть духовная закономерность, воистину жатвы много, а делателей мало (Лк. 10: 2).

В нашей огромной стране еще долго не будет хватать священников, поэтому пастырям, особенно настоятелям, к делам церковного строительства и просвещения надо привлекать активных и образованных мирян, как это всегда было в прошлом. Современный священник должен не только все уметь делать самостоятельно, но должен воистину стать ловцом человеков — для успешного развития церковного дела. При поддержке профессионалов из мирян силы и возможности пастыря удесятеряются.

Приход может и должен стать не только местом встречи народа Божия за богослужением, но центром жизни православных семей и вообще всех членов церковной общины. Апостол призывает даже есть и пить во славу Божию, это говорит о том, что христиане должны стремиться воцерковить все свое бытие. Пастырь может помочь в этом мирянам. Но он обязан не только учить свою паству личному благочестию, но и заниматься строительством приходской жизни. Современные условия позволяют устраивать и создавать на приходах любые организации, заниматься любой полезной деятельностью. Но приоритетом должно быть духовное просвещение и служение милосердия. Любые усилия в этих направлениях принесут добрые плоды.

Пастырское миссионерство

В наше время пастырь более чем когда-либо должен являть свет Христов подвигом своей благочестивой жизни, самоотверженного, бескорыстного труда. Можно много говорить о разных концепциях нашей деятельности. Это несомненно нужно, но все это останется лишь бесполезными словами и докладами, если не засияет перед людьми свет живой любви, личного подвига веры, чистой семейной жизни, безвозмездного служения людям. Сегодня пастырь снова должен звать свой народ на подвиг, сегодня необходимо противостоять злу всем миром, не щадя своей жизни.

Звать людей к Богу, вести их в Церковь, учить и воспитывать детей, кормить голодных и нищих, помогать болящим и одиноким, утешать скорбящих, ободрять унылых и малодушных, воздвигать падших, обращать заблудших — вот великое поприще пастыря во все времена земной истории, в наше же время, когда столь бесстыдно торжествует зло, — тем более. Ныне каждый священник должен быть миссионером и учить миссионерскому служению свою паству. Нужны миссионерские поездки в далекие глухие районы, где по-прежнему остается глад слышания слова Божия. Такие поездки может и должен организовывать каждый сильный городской приход, каждая духовная школа. Но не менее нужна внутренняя миссия: необходимо идти в больницы и дома престарелых, в детские дома и школы, нести туда веру и любовь, живое, теплое добро и бескорыстную помощь. <…>

Если священник сам будет заниматься всеми делами на приходе, вряд ли жизнь прихода будет хорошо устроена. Не хватит ни сил, ни времени на решение всех проблем, на все разнообразные дела. Обязанность священника — подготовить и вдохновить своих прихожан на труды во благо Церкви и отечества. Священник должен найти и привлечь к церковному служению как можно больше людей. <…>

Нужно учить нашу паству не оставаться равнодушной, когда рядом совершается грех и преступление. Нужно смело и активно противостоять злу всюду и всегда. Мы не можем молчать, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман. Каждый христианин обязан противостоять всякой агрессии зла, должен громко и активно проповедовать добро.

Пастырю необходимо сегодня говорить о красоте христианской семейной жизни и являть эту красоту. В доброй христианской семье в полноте раскрывается замысел Божий о человеке, является самоотверженная любовь, красота отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Только возродив христианскую семью, наш народ может вернуться к настоящей, достойной жизни. Более того, люди, потерявшие способность любить детей, сами себя обрекают на духовное бесплодие и даже уродство. Добрый пастырь всегда бывает окружен детьми. И он должен употребить все силы, чтобы подрастающее поколение было спасено Христовой верой, любовью к Матери-Церкви.

Дети в храме

Особое внимание нужно уделить поведению в храме детей. Для большинства из них непосильны продолжительные службы. Родители должны следить за тем, чтобы посещение храма было для ребенка радостью, а не тягостным ожиданием, прерываемым вопросами: “Мама, мы скоро пойдем домой?” Ребенка нужно уводить из храма до того, как он устанет и начнет проситься домой, — об этом нужно напоминать родителям. В некоторых приходах есть правило: дети в храме стоят только рядом с родителями, вместе с ними подходят к Причастию, ко Кресту. Оставшись в храме без присмотра, дети часто начинают вести себя распущенно, беседуют друг с другом, заменяя молитвенное общение с Богом общением со сверстниками, которое не всегда носит мирный и спокойный характер, мешают другим молиться. Если же ребенок находится рядом с мамой или папой, они всегда могут помочь ему настроиться на молитву, объяснив самые важные моменты богослужения (конечно, шепотом, в кратких словах, не мешая другим).

Горько бывает наблюдать, как мальчики, которых взяли в алтарь, чтобы помочь им полюбить службу, ведут себя крайне неблагоговейно. Мало ввести мальчика в алтарь, надеть на него стихарь, дать в руки свечу, научить подавать кадило — надо изучать с ним богослужение, напоминать о молитве, неукоснительно следить за его поведением в алтаре, пресекая неблагоговейное отношение к святыне. Оптинский старец преподобный схиигумен Антоний (Путилов) писал, вспоминая о своем детстве: “Я в то время ходил в церковь всегда, когда совершаема была Литургия, и всегда стаивал во святом алтаре. И в одно время, приласкавши меня, родитель мой спрашивал: к чему мне тебя готовить? То есть к какому занятию: к торговле, или к художеству какому, или к службе? Я отвечал: я, тятенька, хочу в попы. А родитель мне на сие сказал: в попы неученых не ставят, а ты у меня глупенький, ничего не знаешь. А я возразил: тятенька, попы в алтаре ничего не делают, только сидят, а читают и поют одни дьячки и диакон”. Конечно, старец Антоний вынес из своего детства не только это впечатление, и оно не помешало ему стать благоговейным служителем Божиим. Но каждый священник должен помнить слова Спасителя: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).

Языческие предрассудки

Годы безбожия не прошли бесследно. Как мы видим сегодня, вытравить веру они не смогли, зато временный насильственный религиозный вакуум заполнился суевериями. Многие люди, искренне считающие себя православными верующими, остаются на уровне языческого сознания. Многие не считают зазорным гадание и экстрасенсорику, верят в гороскопы, оправдывая это, например, тем, что в центре нетрадиционной медицины есть иконы. Неимоверным количеством суеверий окружены похороны, когда естественный страх перед смертью особенно сильно одолевает псевдоверующих людей. Здесь и закрывание зеркал, когда покойник в доме, а после выноса гроба с телом — перевертывание табуреток, на которых стоял гроб, нож поперек входной двери и другие суеверия, им же несть числа. Священнослужитель не только не имеет права потакать таким суевериям, тем более поддерживать их, но и просто оставлять их незамеченными. В случае, если по каким-то причинам священника приглашают в дом для совершения отпевания, следует сразу поставить условие: никаких суеверий. Тем более не следует допускать их в храме.

Еще страшнее те суеверия, из-за которых многие умерли без покаяния. Это отношение к исповеди, причащению и елеосвящению как к предсмертным ритуалам, после которых человек непременно умирает. Из-за этого больные люди максимально оттягивают приглашение священника на дом. Каждому священнику известны случаи запоздалого вызова на дом, когда умирающий уже не способен ни принести покаяние, ни принять сознательно Святые Дары, когда его уже поздно соборовать. Причина этих суеверий — в религиозном невежестве. Еще в начале прошлого столетия архиепископ Никон (Рождественский) писал: “Среди русской публики, превосходящей своим невежеством в Священном Писании все народы, можно городить относительно Библии какую угодно чушь”. И это было сказано 90 лет назад в той, старой России. Что же можно сказать сейчас?

Борьба с такого рода предрассудками — наша задача. Об этом надо говорить в проповедях, в беседах с людьми. Надо чаще обращать внимание на простые вопросы, касающиеся элементарных истин веры (на уровне христианского катехизиса), истолковывать текст Священного Писания, объяснять, что цель жизни верующего человека — спасение, а не избавление от сглаза и порчи, что угождение Богу — вовсе не в сжигании свечей в храме, что нет в Церкви понятий “свеча за здоровье” и “свеча за упокой”, как бы ни было при этом страшно потерять часть дохода от продажи свечей. <…>

Нездоровый апокалиптизм

Среди верующих также распространены апокалиптические настроения. Это характерно для конца каждого столетия. Мы пережили не только рубеж веков, но и тысячелетий, что еще больше усилило эсхатологические страхи. Об антихристе сейчас вспоминают даже больше, чем о Втором Пришествии Христа Спасителя. Сейчас эти настроения постепенно рассеиваются, но до конца еще не изжиты. К тому же они подогреваются слухами относительно введения ИНН.

Совсем недавно в будние дни читалось второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла. Там очень хорошо об этом сказано. Вспомним, что один из признаков Пришествия Христа — его внезапность. Если кто-то предсказывает дату Второго Пришествия, то этот человек лжец. Это предсказание — явный признак того, что в указанное время Второго Пришествия не будет. Не надо искать и признаков конца света — в Ветхом Завете много примеров того, что Господь по нашим молитвам может преложить гнев на милость. Наша задача не в том, чтобы гадать, когда это будет, а в том, чтобы быть к нему всегда готовыми и бояться греха. <…>

Псевдоревнители Православия

Необходимо сказать еще об одном неприятном явлении. В последнее время появилось довольно много, с позволения сказать, икон царя Иоанна Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей, причем прекрасно изданных. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода” канонизировать тиранов и авантюристов, приучить не очень осведомленных людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, то чтобы быть последовательными, надо деканонизировать, например, митрополита Московского Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского. Нельзя же поклоняться и убийцам, и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?

Если же такие люди действуют не вполне сознательно, а подчиняясь своим эмоциям, стремясь к сильной власти, олицетворяемой Иваном Грозным, желая увидеть наконец в России порядок, — а это оправданно при той атмосфере моральной неразборчивости и криминального разгула, которые царят в нашем государстве, — то им следовало бы понять элементарную истину, много раз доказанную историей: несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним насилием и вообще каким бы то ни было другим злом. Корень зла не вне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении моральных устоев, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным, глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу.

Вопрос: «В некоторых храмах распространяются издания, пропагандирующие различных непризнанных стариц, таких как схимонахиня Макария, Богом данная, или Пелагия Рязанская, которые дерзали сами освящать воду, масло, а последняя даже хулила Церковь. К их могилам совершаются паломнические поездки, им пишут иконы и считают их святыми. Как Вы благословите отвечать прихожанам, которые покупают такие книги или едут в такие поездки?»

— Продавать такие книги в приходах не следует, тем более не следует благословлять такие «паломнические поездки». Не следует продавать книгу, посвященную новопрославленным святым и изданную на основании материалов Русской Православной Церкви Заграницей. Даже если это издано с благословения епископа Владивостокского и Приморского Вениамина. Я запрещаю реализовывать в храмах Москвы эти книги, и с владыкой Вениамином будет отдельная беседа.

Отношение к сектам и расколам

Кратко остановлюсь также на принципах нашего отношения к тоталитарным и другим сектам, к расколу и ересям. Ереси, расколы, секты, их учение и практику можно и нужно научно, богословски разбирать, обличать и показывать их пагубное воздействие на человека, их несовместимость с делом вечного спасения. Если поле заросло сорняками, их первым делом выпалывают. Но если с большим трудом очищенное от сорняков поле не засеять полезными, добрыми семенами, оно в короткое время вновь зарастет сорной травой.

Второй, часто более продуктивный путь борьбы с сектами, ересями и расколами — полнее раскрывать сокровища Православия для людей, делающих свой духовный выбор. Необходимо увидеть и показать другим живущую в нем Божественную Истину, открыть людям красоту и благоухание святости. Надо полюбить Церковь всем своим существом. Это самый надежный путь возвращения в лоно Церкви всех заблуждающихся.

Священник не должен оправдывать проявления зла, порока ни за какие мнимые или реальные, материальные блага. Он не должен участвовать во лжи или зле ни в какой форме. Между добром и злом, правдой и ложью не может быть компромиссов. Компромисс в делах веры или компромисс с совестью — это религиозное и моральное предательство, духовный блуд. В случае необходимости надо исповеднически, мужественно отстаивать свою веру, не оскорбляя, не унижая при этом других людей. Надо стараться со всеми быть ровным, доброжелательным, кротким и смиренным, потому что всякий человек, каким бы он ни был, если он призван Богом к бытию, есть носитель образа Божия, перед которым мы должны благоговеть.

Многие приходы ограничиваются в исполнении своей духовной роли стенами храма, а вне стен храма — исполнением треб. Но выходить за пределы прихода нужно не только с тем чтобы освящать банки, магазины и иномарки, но и для того чтобы организовывать диалог с обществом — устраивать беседы на предприятиях, в школьных и дошкольных учреждениях, ведь люди везде нуждаются в евангельской вести. <…>

О монашестве

Несколько слов мне хотелось бы сказать о монастырях и монашестве. Высоко призвание инока. Труден и тернист его путь, ибо это самый прямой путь примирения человека с Богом. Но современный мир характеризуется неисчислимыми соблазнами и беззакониями, отступлением от правды Божией и подменой ее правдой человеческой. <…> Как не вспомнить евангельское предречение о том, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24: 12)? Мы с сожалением вынуждены констатировать, что сегодня это относится и к монашествующим. Охлаждение любви, отсутствие стремления глубоко понять суть монашества, недостаточно ответственное отношение к избранному пути иноческого делания порождает в братствах и сестричествах ряд негативных тенденций.

По-прежнему остро стоит проблема духовничества, особенно в женских монастырях. Нередко духовник не содействует устроению внутренней жизни обители, а стремится реализовать собственные властные претензии, забывая при этом, что он не вправе вмешиваться в управление монастырем. Основная задача духовника — направлять монашествующих и послушников на путь духовного делания, созидания себя в смирении, послушании и нестяжании. Есть о чем задуматься нашим пастырям, если по-прежнему не хватает опытных, а главное неравнодушных к пасомым, ревностных, любящих духовников, способных бережно и терпеливо вести человека к Богу, поддерживать новоначальных в их первых шагах на монашеском пути. Мы не раз говорили о так называемом младостарчестве. Совершенно недопустимой, противоречащей традиции Церкви следует считать позицию отдельных духовников, которые ограничивают Богом данную человеку свободу, навязывают пасомым свою волю и фактически ведут их не к Богу, а к себе. Таким пастырям необходимо понять, что своим неправильным настроением и сомнительным подходом они не только удаляют человека от спасительного пути, но и разрушают мир в обители. Хочу обратить внимание наместников и настоятельниц монастырей на то, что к каждому насельнику необходимо проявлять чуткость, индивидуально решать вопрос о необходимости посещений насельниками их духовников, часто находящихся вне пределов данной обители. <…>

Монастырская среда очень быстро впитывает различные страхи, прежде всего страх конца мира. В канун 2000-летия Рождества Христова в некоторых монастырях среди братии и сестер раздавались голоса, что не надо ничего строить или восстанавливать, нужно ждать конца света. Тогда, встречаясь с братией Валаамского монастыря, Мы сказали, что те, кто призывает только ожидать второго пришествия и ничего не делать, первыми являются на монастырскую трапезу, но ведь кто-то должен ее приготовить! Кто-то должен вырастить для нее плоды! Если все сложат руки и будут ожидать конца света, что тогда будет?

Хочу завершить свое обращение вдохновенными поэтическими словами святителя Григория Богослова, обращенными к священнослужителям: Приносяще бескровные жертвы иереи, достославные приставники душ, вы, которые на руках своих носите создание Великого Бога, приводите человеков в преимущественное единение с Богом, вы — основания мира, свет жизни, опора Слова, тайноводители в жизнь светлую и нескончаемую, христоносцы… Остановите зло, друзья мои! Перестанем обременять себя злочестием. Да будет, наконец, почтен Бог святыми жертвами (Песнопения таинственные к епископам).

Залишити відповідь