Чукотка, Ижевск… кто следующий?

Три священника Ижевской и Удмуртской епархии прекратили поминать за богослужением Патриарха Кирилла, о чем объявили ему в открытом письме 30 марта. В том же письме священники предъявили предстоятелю Русской Православной Церкви претензии различного толка (экуменизм, соглашательство с властью, равнодушие иерархов к бедственному положению сельских священников и т.д.) и призвали его к покаянию.

1 апреля все три священника за “сеяние смуты и раскольничьих настроений и клевету” на предстоятеля были отправлены за штат с запретом в служении решением митрополита Ижевского и Удмуртского Николая. 5 апреля решение было утверждено епархиальным советом.

Ситуация получила широкий резонанс в православной блогосфере. Портал «Православие и мир» опубликовал комментарий игумена Агафангела (Белых). В 2008 году игумен Агафангел в течение двух месяцев находился на Чукотке, где остро стоял вопрос о преодолении раскола, вызванного выступлениями бывшего епископа Диомида (Дзюбана). Мы приводим полную версию комментария, взятую из блога автора.

В «Обращении Ижевских отцов» и в отношении к этому обращению показательно сплелись многие проблемы, волнующие ныне православных христиан в России. Там есть и безосновательные страшилки (которые я помню с самого начала моего сознательного воцерковления в начале 90-х), типа тайных планов священноначалия о воссоединении с Римо-католической церковью, и очень серьёзные, требующие обстоятельного и честного комментария вопросы. Правда, на мой взгляд, эти вопросы стоят на второстепенных позициях.

К сожалению, ситуация развивается по тому же плану, что и в печальной памяти чукотских событиях.

С одной стороны громко, публично задаются риторические вопросы, на которые, вроде как и не ожидается никакого ответа. Совершается разделение на «чистых и нечистых» – под первыми подразумеваются авторы всех этих «Открытых писем Патриарху», под вторыми, – те, кто имеет иное суждение.

С другой стороны — молчание, суетливые и некомпетентные комментарии третьестепенных церковных чиновников и, в итоге, торопливые прещения смутьянам, совершаемые без церковного суда и разбирательства. «Если мы будем соблюдать процедуру, – мы проиграем. Каноны здесь не работают».

Конечно, не правы отцы, скоропалительно отказавшиеся поминать Предстоятеля по совершенно несущественным для такого фатального решения поводам. Ведь сдавали они в семинариях и академиях церковную историю и патрологию. Могли бы вспомнить, что были в этой истории и куда более серьёзные моменты, но и тогда даже, иереи и епископы отказавшиеся, по разным причинам, от поминовения священноначалия своей поместной церкви, апеллировали к авторитету всей полноты Церковной и требовали разбирательства.

Помню, когда я служил в Магаданской епархии, там один пожилой уже и недавно рукоположенный батюшка, объявил, что он перестает поминать Патриарха Алексия II. На вопрос прихожан, кого же поминать на Литургии, он ответил, что пока будет служить «просто так», а потом подумает. Батюшка тот не учился в семинарии и не знал, что «просто так» он служить не может, но ввел своими наивными действиями в соблазн раскола немалое количество людей. Недавно один священник-миссионер написал в livejournal (правда, по совсем другому поводу): …мне известны все эти ваши примеры из житий святых, но, позвольте уж мне жить своим умом. Однако, разве не должны мы руководствоваться и в частной нашей жизни и в публичной “умом” Предания и Писания в первую очередь, а не только каким-то своими личными соображениями?

Что же делать? Нужно знать, как развивалось христианство, чтобы здраво рассматривать «текущий момент» в контексте всего исторического церковного бытия, нужно быть честными и искренними со всеми (и, в частности, – быть полностью прозрачными в финансовых делах Церкви), нужно не бояться говорить об острых проблемах и вообще не бояться говорить, а прежде того – уметь услышать, что же хочет донести собеседник. «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».

Каждый человек любим Господом, за каждого человека Христос умирает на Кресте. Мне сказали, что отец Андрей Кураев так выразился о ижевских священнослужителях: «Таких много существует, пусть найдут себе друзей. Мало кому интересна их судьба». Я не соглашусь с этими словами. Их судьбы интересны Богу, прежде всего. И, если эти люди безразличны московскому церковному бомонду, который живет какой-то своей, невообразимо далекой от реальных проблем жизнью, то пресловутым 80-ти процентам номинальных православных, живущим за МКАДом, то, что говорят эти батюшки как раз может быть любопытно и даже очень.

Однако, в этих, как мне кажется, слегка пренебрежительных словах отца протодиакона, есть зерно правды: “Таких много существует”. И, если это так, то разве можем мы молчать? Или наше сердце так окаменело, что заблуждения братьев по вере, их искренняя боль и вопрошания и вправду оставляют нас безучастными?

Чукотка, Ижевск… кто следующий? Эта цепочка, несомненно, продолжится и, несомненно, по слову отца Андрея, эти «многие» найдут себе и многих друзей в Русской Православной Церкви, увеличивая разделение. Так будет, если мы сегодня же не начнем честный и нелицеприятный разговор и не дадим ясные ответы на вопросы, волнующие немалое число православных христиан России.

п. Таймылыр, Булунский улус, республика Саха (Якутия)

Блог автора

Текст на Правмире (слегка сокращенный)

Залишити відповідь