Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Жизнь в Церкви > Священное безмолвие и вечная война. Мысли на вторую неделю Великого поста

Жизнь в Церкви

Священное безмолвие и вечная война. Мысли на вторую неделю Великого поста


 

Господь Бог всегда действует неожиданно.

 

Однажды, для того, чтобы явить Свой Нетварный и Невечерний Свет и Свою близость к нам Он сводит двух совершенно разных людей.

 

С одной стороны простой монах Григорий и образованнейший человек своего времени — Варлаам Калабриец — учитель Петрарки.

 

Безмолствовал Палама в своей келии и никого не трогал. Ему хорошо было с Богом… Келия наверное наполнялась Светом Божественным — вряд ли мы узнаем. И вот случайно?! афонский монах узнаёт про суть представлений Калабрийца, который утверждал, что время Богооткровений давно прошло, а Богопознание невозможно в принципе, так как знание основано лишь на чувственном опыте, а то, что невозможно пощупать или увидеть, невозможно и познать. А следовательно, всякие догматы вторичны. Иными словами не к Богу нам надо возноситься, а лишь представление о Нём развивать.
И тогда тот, кто любил уединение и молитву, вынужден был возражать. Человек может уподобиться Богу. Богопознание возможно. Человек целен, как личность, так же, как целен и сам Бог. Ему не надо опускать Бога к себе — он может сам взлететь к Богу, если поймет, что у него есть крылья! И залог тому — воплощение Христа. На этой посылке и основали свое учение и свою молитвенную практику исихасты.

 

«Перемолились вы, пацаны,» — парировал Варлаам — «меньше на пупок свой заглядывайтесь — мало ли чё кому привидеться может — и никакой то не Божественный Свет, а так себе — игра воображения…» Ну на соборе в 1341 г. и начал обвинять Паламу. Да только тупыми и непросвещёнными эти православные оказались не слушали умного дядьку — монах-неуч им понятней оказался. Слинял Варлаам к папе и стал там епископом — благо не было рядом упёртых иноков.

 

А Паламу чуть позже в тюрьму упекли — он не только про Божественный Свет проповедовал, а ещё посмел с императором не соглашаться и открыто заявлял, что тот несправедлив. Через 6 лет правда выпустили, но снова подставили -епископом Фессалоник сделали. Это было жестоко — тогда в городе мятеж бушевал — все всех резали и уже не понимали за что, так, уж случилось — выясняли кто самый главный пахан. Палама сделал то, что от него никто не ожидал — успокоил всех и восстановил мир под свою личную гарантию, причем никто из участников не был репрессирован (на это у него ушло три года жизни).

 

Впоследствии «неотмирный» исихаст, епископствовавший до самой смерти в 1359 г., многократно посредничал в переговорах враждующих партий в Византии, проповедывал мусульманам и иудеям в турецком плену, обращался к императору с требованиями снизить подати с бедняков и поставить на место бесчинствующих взяточников и солдат… — словом, занимался совершенно несвойственными монаху-молитвеннику вещами. И это тоже было продолжением его учения: человек достоин лучшего по одной своей природе, и долг увидевшего Свет Божий — нести его всем остальным. Палама проповедовал нам Того, Кому мы всегда говорим:

СЛАВА ТЕБЕ, ПОКАЗАВШЕМУ НАМ СВЕТ!


Блог автора

 

Дата публикации: 19.03.2011